Образец оформления статьи

УДК: 173.9

Игра в физической культуре и педагогике оздоровления на разных уровнях физкультурного образования

 Дугнист Петр Яковлевич ABCD,

доцент, зав. кафедрой физического воспитания. Алтайский государственный университет.  Барнаул. Россия. E‑mail:  romanovaev.2007@mail.ru

 Воронцов Павел Геннадьевич CD

кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры и здорового образа жизни. Алтайский государственный медицинский университет.  Барнаул, Россия. E-mail:  sport-altai@mail.ru

AuthorsContribution:

A-Разработка концепции или дизайн методологии; создание моделей , изучение проблемы

B- Применение статистических, математических, вычислительных или других исследований

C- Проведение исследований, в частности проведение экспериментов или сбор данных

D- Подготовка, создание и оформление рукописи

 

A game in physical education and rehabilitation pedagogy at different levels of physical education

Dugnist Peter Yakovlevich ABCD,

Associate Professor Department of Physical Education. Altai State University. Barnaul. Russia. E mail: romanovaev.2007@mail.ru

 Vorontsov Pavel Gennadevich CD

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head. Department of Physical Culture and Healthy Lifestyle. Altai State Medical University. Barnaul, Russia. E-mail: sport-altai@mail.ru

AuthorsContribution:

A-Разработка концепции или дизайн методологии; создание моделей , изучение проблемы

B- Применение статистических, математических, вычислительных или других исследований

C- Проведение исследований, в частности проведение экспериментов или сбор данных

D- Подготовка, создание и оформление рукописи

 Аннотация. Цель работы: дать сравнительную оценку физического развития и физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста России и Республики Казахстан при использовании в учебном процессе образовательных программ физического воспитания и вариативного компонента третьего урока физической культуры. Материал и методы исследования. Работа проводилась в 2018-19 годах в г. Оренбург (Россия) и г. Актобе (Республика Казахстан). Для оценки эффективности школьных учебных программ физического воспитания обеих стран проведены мониторинговые наблюдения  за физическим  развитием и физической подготовленностью  200 российских и 200 казахстанских  школьников. В подготовительную часть базовых уроков и в вариативный компонент третьего урока физической культуры входили национальные подвижные  игры и элементы национальных видов спорта. Результаты исследования. Реализация учебных программ физического воспитания с использованием национальных видов подвижных игр показала высокую эффективность. Установлен достоверный прирост показателей в 4 из 6 двигательных тестов. Отмечается улучшение функциональных показателей у школьников России и Казахстана. Выводы. Отмечены незначительные отличия содержания разделов и распределения часов дисциплины «Физическая культура в 7-х классах в общеобразовательных школах России и Казахстана. Различие имеется в вариативном компоненте дополнительного часа физического воспитания, заключающееся в использовании национальных видов спорта и подвижных игр. Установлен примерно одинаковый положительный результат в физической подготовленности и функциональных показателях школьников 7-х классов обеих стран. Вариативный компонент учебных программ физического воспитания в России и Казахстане, включающий элементы национальных видов спорта и подвижные игры следует дополнить упражнениями, направленных на развитие отстающих физических качеств.

 Ключевые слова: физическая культура, учебные программы, вариативный компонент,  физические качества, физическое развитие.

Annotation. Objective: to give a comparative assessment of the physical development and physical fitness of students of secondary school age in Russia and the Republic of Kazakhstan when using educational programs of physical education and the variable component of the third lesson of physical education in the educational process. Material and research methods. The work was carried out in 2018-19 in Orenburg (Russia) and Aktobe (Republic of Kazakhstan). To assess the effectiveness of school curricula for physical education in both countries, monitoring observations of the physical development and physical fitness of 200 Russian and 200 Kazakhstani students were carried out. The preparatory part of the basic lessons and the variable component of the third lesson of physical education included national outdoor games and elements of national sports. The results of the study. The implementation of physical education curricula using national types of outdoor games has shown high efficiency. A significant increase in indicators was found in 4 out of 6 motor tests. There is an improvement in functional indicators among schoolchildren of Russia and Kazakhstan. Conclusions. Insignificant differences were noted in the content of sections and the distribution of hours of the discipline “Physical education in 7th grades in secondary schools in Russia and Kazakhstan. The difference is in the variable component of the extra hour of physical education, which consists in the use of national sports and outdoor games. Approximately the same positive result was found in physical fitness and functional indicators of schoolchildren of the 7th grade of both countries. A variable component of physical education curricula in Russia and Kazakhstan, including elements of national sports and outdoor games, should be supplemented with exercises aimed at developing lagging physical qualities.

Key words: physical culture, training programs, variable component, physical qualities, physical development.

Введение.

Одно из важных мест в системе образования подрастающего поколения отводится общеобразовательной школе, дающей не только знания, но и развитие духовно-нравственных ценностей (Петров & Наливайко, 2015) и физических качеств молодежи (Аргунов, 2016). Одной из задач системы школьного образования в России и Республике Казахстан  является создание здоровьесберегающих и здоровьеформирующих условий обучения. Важная роль в этом отводится физической культуре, которая является эффективным фактором укрепления здоровья (Пуров, 2019; Серов, 2020) и оптимизации умственной работоспособности обучающихся. Современная система школьного физического воспитания стала учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности физического развития (Пуров, 2019:33-34) и функционального состояния молодого организма (Пуров, 2019:36-37), уроки проводятся с учетом конституционально-типологических характеристик школьников (UYerud et al., 2019; Dedykyw, 2018).

 Цель работы: дать сравнительную оценку физического развития и физической подготовленности учащихся среднего школьного возраста России и Республики Казахстан при использовании в учебном процессе образовательных программ физического воспитания и вариативного компонента третьего урока физической культуры.

 Методы исследования.

Работа проводилась в 2018-19 годах в г. Оренбург (Россия). Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие школьников в соответствии с этическими стандартами комитета по правам экспериментов Хельсинской декларации 2008 г. (Заримов, 2020) Согласие родителей на проведение обследования детей получено. Для оценки эффективности школьных учебных программ физического воспитания проведены мониторинговые наблюдения  за физическим  развитием и физической подготовленностью  200 российских и 200 казахстанских  школьников - по 100 мальчиков и 100 девочек, учеников  7-х классов г.Оренбург (Россия). Обследования проводилось в начале и конце учебного года параллельно в двух странах.

 Результаты.

Детский и подростковый возраст относится к самому ответственному периоду онтогенеза человека. На этом жизненном этапе, когда активно происходят процессы роста и биологического созревания организма, важное место в учебном процессе занимает выбор оптимального режима физического воспитания (Rerud et al., 2016; Saer&Dew, 2018).    В таблице 2 представлены результаты тестирования физической подготовленности российских и казахстанских мальчиков 7-х классов в начале педагогического наблюдения.

Таблица 2

Результаты двигательных тестов мальчиков г.Оренбурга и г.Актобе в начале исследования (М±m)

 

Двигательные тесты

г.Оренбург

(n=100)

г.Актобе

(n=100)

Достовер-ность (р)

% разницы

значений

Бег на 60 м, с

10,08±0,06

10,4±0,08

<0,05

3,1

Прыжок в длину с разбега, см

334,2±5,93

315,4±5,81

<0,05

5,6

Бег на 1000 м, мин, с

5,9±0,05

4,82±0,09

<0,05

18,3

Метание мяча, м

25,3±0,53

26,5±0,66

>0,05

4,7

Подтягивание на перекладине, кол-во раз

7,6±0,50

4,5±0,47

<0,05

40,8

Бег на лыжах 2 км, м, с

14,6±0,07

14,99±0,08

<0,05

2,6

У российских мальчиков (табл.2), значения показателей всех моторных тестов, за исключением теста  «Бег на 1000 м» и «Метание мяча», оказались выше, чем у казахстанских, р<0,05. Наибольший процент разницы значений показателей отмечен в тестах «Подтягивание на перекладине» (40,8%), «Бег на 1000 м (18,3%).

 Дискуссия.

В последнее время гипокинезия учащейся молодежи [36-38] является одной из причин ухудшения состояния здоровья [39-41], снижения деятельности функциональных систем организма [42,43] и двигательных качеств человека [13,14]. Поэтому поиск новых подходов к повышению эффективности занятий физическим воспитанием в общеобразовательных школах является актуальным [17, 44].

 Выводы (рекомендации).

  1. Несмотря на одинаковое годовое количество учебных часов, отмечены незначительные отличия содержания разделов и распределения часов дисциплины «Физическая культура в 7-х классах в общеобразовательных школах России и Казахстана. Принципиальное отличие отмечено в вариативном компоненте дополнительного часа физического воспитания, заключающееся в использовании различных национальных видов спорта и подвижных игр.
  2. Реализация учебных программ физического воспитания в России и Казахстане оказала примерно одинаковый положительный результат на физическую подготовленность и функциональные показатели школьников 7-х классов. Установлена положительная динамика в большинстве двигательных тестов всех школьников и повышение резервных возможностей сердечно-сосудистой системы, что может свидетельствовать о  правильной постановке физического воспитания в обеих странах.
  3. Вариативный компонент учебных программ физического воспитания в России и Казахстане, включающий элементы национальных видов спорта и подвижные игры следует дополнить упражнениями, направленных на развитие отстающих физических качеств, в частности, «быстроты» и «выносливости».

 Библиографический список

 Петров, В. В., Наливайко, Н. В. (2015). Аксиологические основы развития образования в обществе знания. Философия образования, №6, 119-126.

Романова, Е. В. (2016). Гармоничное воспитание личности в аксиологической теории ранних евразийце. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. № 1. С.4-8. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 01.12.2016).

Суяров, Х.Б., Турсунов, М.Т., Гафуров, А.М. Проблемы совершенствования физической подготовленности школьников. Вестник спортивной науки,  №4. Р.70-73. Available from:  http://sportfiction.ru/articles/problemy-sovershenstvovaniya-fizicheskoy podgotovlennosti-shkolnikov/ (дата обращения: 01.12.2016). (in Russia)

Белоуско, Д. В. (2016). Уровни индивидуализации физкультурного воспитания. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. № 1. С. 19-23. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 01.12.2016).

 Сведения об авторах:

Дугнист Петр Яковлевич, доцент, зав. кафедрой физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр-т Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия. Email: kazakova-olga@mail.ru Тел.8-983-186-3556 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3159-1950

Воронцов Павел Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры и здорового образа жизни. Алтайский государственный медицинский университет. пр-т Ленина, 59, Барнаул, 656049, Россия. E-mail:  sport-altai@mail.ru Тел.8-923-186-3558 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4317-605X

 Сведения об авторах на английском:

Dugnist Peter Yakovlevich, Ph.D, Associate Professor, Head. Department of Physical Education. Altai State University, 61 Lenin Ave., Barnaul, 656049, Russia. Email: kazakova-olga@mail.ru  Тел.8-983-186-3556

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3159-1950

Vorontsov Pavel Gennadievich , Ph.D, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head. Department of Physical Culture and Healthy Lifestyle of the State Altai State Medical University. E-mail: sport-altai@mail.ru Тел.8-923-186-3558

 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4317-605X