СФОРМИРОВАННОСТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

  • Ирина Разварина Вологодский научный центр Российской академии наук Email: irina.razvarina@mail.ru
  • Юлия Шматова Вологодский научный центр Российской академии наук Email: ueshmatova@mail.ru
Ключевые слова: медико-социальный мониторинг

Аннотация

Нервно-психическое развитие (далее НПР) — это один из наиболее значимых критериев состояния здоровья детского населения. Одной из основных задач для педа-гогов, медицинских работников, родителей на этапе завершения дошкольного образования является достижение целевых ориентиров в отношении развития детей. Сформированость у ребенка навыков для освоения общеобразовательной программы обучения в школе важно оценить уже в дошкольном возрасте. В данной работе мы знакомим читателя с выборочными результатами изучения развития детей шести лет в рамках когортного мониторинга (этапа 2020 г.) в Вологодской области. Одной из задач исследования «Изучение условий формирования здорового поколения» (далее мониторинг), проводимого учеными ФБГУН «ВолНЦ РАН» с 1995 г., стало выявление факторов риска НПР детей за год до поступления в школу. Цель статьи — выявить связь нервно-психического развития детей преддошкольного возраста и сформированность навыков готовности к школьному обучению. Задачи:1. Рассмотреть показатели нервно-психического развития детей шести лет в оценке родителей.2. Проанализировать связь показателей НПР детей шести лет и навыков готовности будущего первоклассника к школьному обучению.3. Показать значение медицинской активности родителей в формировании НПР детей дошкольного возраста.Получено, что большая доля детей шестилетнего возраста имеют нарушения НПР. Низкий уровень медицинской активности родителей оказывает опосредованное негативное влияние на состояние детской психики. Проблема доступности консультаций врачей узких специальностей, коррекционных педагогов, психологов, дефектологов, недостаточное взаимодействие родителей и медицинских, образовательных организаций являются неблагоприятными факторами для развития детей дошкольного возраста

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ирина Разварина , Вологодский научный центр Российской академии наук

Младший научный сотрудник

Юлия Шматова, Вологодский научный центр Российской академии наук

Кандидат экономических наук, научный сотрудник

Литература

Баранов А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. Т. 91,
№ 3. С. 9–14.
Беспанская-Павленко Е. Д. Нормы психического развития ребенка в современной психоло-
гии развития. 2011 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/316547240_
NORMY_PSIHICESKOGO_RAZVITIA_REBENKA_V_SOVREMENNOJ_PSIHOLOGII_RAZVITIA
Вельтищев Ю. Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней М.:
Моск. НИИ педиатрии и детской хирургии, 1994. — 66.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.
Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М.: Инфа, 2001. 272 с.
Громбах, С. М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестник АМН СССР. 1981. № 1. С. 29–34
Дети реформ / под. ред. Н. М. Римашевской. М.: Институт экономических стратегий, 2011. 304 с.
Журавлева Е. А. Роль психомоторного развития в становлении произвольности как предпосылки успешности обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Краснодар, 1995.
Здравоохранение в России // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/folder/210/document/13218
Калашникова М. Б. Развитие идей Л. С. Выготского о сенситивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии // Культурно-историческая психология. 2007. Т 3, № 3. С. 33–41.
Кильдиярова Р. Р. Оценка нервно-психического развития детей в амбулаторно-поликлинических условиях // Медицинская сестра. 2018. № 2.
Леонидова Г. В. Формирование человеческого потенциала детского населения в системе общего образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 3. С. 172–188. DOI: 10.15838/esc.2019.3.63.11
Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении / под ред. М. К. Горшкова. М.: Институт социологии РАН, 2015. 215 с Разварина И. Н. Семья как фактор формирования нервно-психического развития детей // Вопросы территориального развития. 2015. № 3 (23) [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-faktor
Разварина И. Н. Формирование навыков здоровьесбережения: Что важнее семья или школа? // Журнал педагогических исследований. 2020. Т. 5, № 4. С. 41–50.
Разварина И. Н., Фахрадова Л. Н. Медицинская активность родителей как фактор формирования здоровья детей // Демографический потенциал стран ЕАЭС: сб. ст. VIII Уральского демографического форума / отв. ред. А. И. Кузьмин. Т. II. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. 404 с.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 223.
Шабунова А. А. Двадцать лет мониторинга детского здоровья: организация, результаты, выводы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 2 (38). С. 116–128. DOI: 10.15838/esc/2015.2.38.7
Опубликован
2021-10-03
Как цитировать
Разварина И., Шматова Ю. СФОРМИРОВАННОСТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2021. Т. 23, № 3. С. 9-19. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/10455.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share