Психология здоровья: базовые установки обучения

  • Мариям Равильевна Арпентьева Email: mariam_rav@mail.ru
Ключевые слова: здоровье, болезнь, исцеление, цели жизни, межличностные отношения, принципы здоровья, игра на понижение, гармония

Аннотация

Практически все люди нуждаются в тот или иной моменты или постоянно в психологической помощи и специализированному обучении тому как «правильно болеть», чтобы выздоравливать, не ожидая того, когда это «разрешат» врачи, как стать ответственным за свое выздоровление, если болезнь затянулась и врачи «разводят руками», констатируя хронический, то есть «неизлечимый» характер болезни, как выживать, там где по мнению окружающих выживание невозможно и как принимать болезнь ее уроки с благодарностью и любовью. В современном консультировании (психотерапии) все более распространяется подход, предполагающий возможность психологической помощи не только людям, имеющим психологические проблемы, но и физически и психически больным людям («психосоматика», «антипсихиатрия», «процессная работа» и т.д.). Развиваются представления о психологических факторах и аспектах («израненная душа») физического здоровья и болезней. Происходит раздвижение «рамок картины болезни до картины человека». Вопросы сохранения, восстановления и укрепления здоровья возникают в сознании исследователей, также, как и в сознании «обычного человека» тогда, когда здоровье, вернее его отсутствие, становится проблемой: то есть гораздо позднее того срока, когда человек ощущает себя здоровым. Cовременные концепции здоровья, руководствуясь соображениями гуманистического толка, отмечают субъективность критериев здоровья. Они отмечают существование целого ряда «промежуточных» состояний. в этих состояниях организм еще не болен, но – уже и не вполне здоров. В рамках этих состояний человек и окружающие его люди либо ощущают существующий телесный, психологический и нравственный дискомфорт. Такой дискомфорт возникает как ситуативное нарушение, связанное со стрессом, перегрузкой и т.п., либо – особенно с течением времени, с возрастными изменениями, разрабатывают новые критерии «нормального самочувствия». При этом люди сознательно или неосознанно , но постоянно снижают уровень «нормы». В обоих случаях есть возможность упустить момент, когда «усталость» превращается в болезнь. Нарушения, связанные с некорректным использованием жизненных ресурсов, дисгармониями межличностных и социальных отношений, отсутствием значимых жизненных целей запускают «круг превращений» постоянной «игры на понижение» человеческой жизни. Начиная с «усталости от ситуации», человек заканчивает «усталостью от жизни» в целом

Abstract. Practically all people need this or that moment or constantly in psychological help and specialized training in 1) how to "properly be sick" in order to recover, not expecting when this will "be solved" by doctors, 2) how to become responsible for their recovery, if the illness is delayed and doctors "spreading their hands," stating the chronic, that is, the "incurable" nature of the disease, 3) how to survive, where, in the opinion of others, survival is impossible and how to take the illness of her lessons with gratitude and love. In modern counseling (psychotherapy), an approach that involves the possibility of psychological help not only for people who have psychological problems, but also for physically and mentally ill people ("psychosomatics", "antipsychiatry", "process work", etc.) is increasingly spreading. Developed ideas about psychological factors and aspects ("wounded spirit") of physical health and disease. There is a spreading "frames of the picture of the disease to the picture of man." The issues of preservation, restoration and strengthening of health arise in the minds of researchers, as well as in the consciousness of the "ordinary person" when health, or rather its absence, becomes a problem: that is, much later than the time when a person feels healthy. Modern concepts of health, guided by considerations of a humanistic nature, note the subjectivity of health criteria. They note the existence of a number of "intermediate" states. In these states the body is not yet sick, but - already not completely healthy. Within these states, the person and the people around him either feel the existing physical, psychological and moral discomfort. Such discomfort occurs as a situational disorder associated with stress, overload, etc., or - especially over time, with age-related changes, develop new criteria for "normal health". At the same time, people consciously or unconsciously, but constantly reduce the level of "norm". In both cases, it is possible to miss the moment when "fatigue" turns into a disease. Violations related to the incorrect use of vital resources, the disharmony of interpersonal and social relations, the lack of meaningful life goals trigger the "circle of transformations" of the constant "game of lowering" human life. Starting with "fatigue from the situation", a person ends up with "fatigue from life" in general.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мариям Равильевна Арпентьева

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, руководитель лаборатории психолого-педагогического сопровождения семьи и детства Центра социально-гуманитарных исследований, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация.

Е-mail: mariam_rav@mail.ru

Литература

Бейтсон Г. Экология разума. М., Смысл. 2000. 476 с.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: ЭКСМО, 2001. 640 с.

Былкина Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий // Психол. журн. 1997. №2. С. 149-160.

Введение в практическую социальную психологию./ Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М.: Наука, 1996. 255 с.

Виилма Л. Прощаю себе. Екатеринбург: У-Фактория. Т. 1. 2004. 720 с., Т. 2. 2007. 640с.

Гройсман А.Л. Медицинская психология. М.: Магистр, 1997. 360с.

Гуггенбюль-Крейг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. СПб.: «Б.С.К.»,1997, 116 с.

Гуманистический подход к охране здоровья./ Отв. ред. Н.

Берковитц. -М.: Аспект-Пресс, 1998. 254 с.

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. психол. наук. CПб.:СПбГУ, 1998. 42с.

Иванова Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. №1. С. 31-38.

Каган В.Е. Внутренняя картина здоровья –термин или концепция?// Вопросы психологии. 1993. №1. С. 86-88.

Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага: Медицина , 1983. 260с.

Лазарев С.Н. Человек будущего. СПб., 2010. Т. 2. 272 с.

Любан-Плоцца Б. и др. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб.: Медицина, 1994. 180с.

Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997. 304 с.

Меннингер К. Человек против самого себя. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 479 с.

Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: МГУ, 1987. 230 с.

Николаева В.В., Арина Г.А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. 1996. №2. С. 8-18.

Психосоматика. Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. 640с.

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.

Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. Л.: Медицина, 1992. 200 с.

Тхостов А.Ш. Болезнь как семиотическая система // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. 1993. №4. С. 13-24.

Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике: Учебное пособие. Ярославль: Ярославский госуд. университет, 1998. 160 с.

Физическое воспитание и валеология. М.: МГСУ, 1998. 92 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 366 с.

Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М.:АСТ, 2004. 571 с.

Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 310 с.

Харди И. Врач, сестра, больной. –Будапешт: Медицина, 1988. 230 с.

Хиллман Д. Исцеляющий вымысел. СПб.: «Б.С.К.», 1997. 157 с.

Шутценбергер А.А. Тяжелобольной пациент // Вопросы психологии. 1990. №5. С.94-106.

Bates E., Linaer-Pelz S. Health care issues. Sydney: Allen&Unwin, 1990. 310p.

Cassel E.J. The healer’s art. N. Y.: Lippincott, 1976. 350 p.

Duquenne V. Towards and intentional logic of symptoms // CPC: Cah. Psychol. Cognitive. 1996. Vol. 15. P. 323-345.

Kleiman A. Patients and healer in the context of culture. Berkeley, CA: Univ. of California Press, 1980. 290 p.

REFERENCES

Beytson G. 2000. Ekologiya razuma. Moskva: Smysl. 476 р. (In Russian)

Bern E. 2001. Igry, v kotoryye igrayut lyudi. Moscow: EKSMO, 640 р. (In Russian)

Bylkina N.D. 1997. Razvitiye zarubezhnykh psikhosomaticheskikh teoriy. Psikhol.zhurn, 2. pp.149-160. (In Russian)

Zhukov Yu.M., Petrovskaya L.A., Solovieva O.V. 1996. Vvedeniye v prakticheskuyu sotsial'nuyu psikhologiyu. Red. L.A.Petrovskaya, O.V.Solov'yeva. Moscow: Nauka, 255 p. (In Russian)

Viilma L. 2007. Proshchayu sebe. Yekat.: U-Faktoriya. Vol.. 720 p., Vol .2. 2007. 640 p. (In Russian)

Groysman A.L., 1997, Meditsinskaya psikhologiya. Moscow: Magistr, 360 p. (In Russian)

Guggenbyul'-Kreyg A. 1997. Vlast' arkhetipa v psikhoterapii i meditsine. Sankt Peterburg: «B.S.K.», 116 p. (In Russian)

berkovitts N. 1998. Gumanisticheskiy podkhod k okhrane zdorov'ya. Otv. red. N. Berkovitts. Moscow: Aspekt-Press, 254p. (In Russian)

Gurvich I.N., 1998, Sotsial'naya psikhologiya zdorov'ya. Avtoref. diss. na soisk. uch. step. dokt. psikhol. nauk. Sankt Peterburg: SPbGU, 42 p. (In Russian)

Ivanova Ye.V. 1993. Smysl bolezni v kontekste semeynykh vzaimootnosheniy. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser.14. Psikhologiya. №1. P. 31-38. (In Russian)

Kagan V.Ye., 1993. Vnutrennyaya kartina zdorov'ya –termin ili kontseptsiya? Voprosy psikhologii, 1, рр. 86-88. (In Russian)

Konechnyy R., Boukhal M. 1983. Psikhologiya v meditsine. Praga: Meditsina , 260p. (In Russian)

Lazarev S.N. 2010. Chelovek budushchego. Sankt Peterburg: S. Lazarev, Vol.2. 272 p. (In Russian)

Lyuban-Plotstsa B. i dr., 1994, Psikhosomaticheskiy bol'noy na priyeme u vracha. Sankt Peterburg: Meditsina, 18 p. (In Russian)

Maslou A. 1997. Psikhologiya bytiya. Moscow: Refl-buk, Kiyev: Vakler, 304 p. (In Russian)

Menninger K. 2001. Chelovek protiv samogo sebya. Moscow: EKSMO-Press, 479 p. (In Russian)

Nikolayeva V.V. 1987. Vliyaniye khronicheskoy bolezni na psikhiku. Moscow: MGU, 230 p. (In Russian)

Nikolayeva V.V., Arina G.A. 1996. Ot traditsionnoy psikhosomatiki k psikhologii telesnosti. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser.14. Psikhologiya, 2, pp. 8-18. (In Russian)

Psikhosomatika. 1999. Sost. K.V. Sel'chenok. Minsk: Kharvest, 640 p. (In Russian)

Rodzhers K.R. 1994. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka. Moscow: Progress, Univers, 480 p. (In Russian)

Tashlykov V.A. 1992. Psikhologicheskaya zashchita u bol'nykh nevrozami i s psikhosomaticheskimi rasstroystvami. Leningrad: Meditsina, 200 p. (In Russian)

Tkhostov A.Sh. 1993. Bolezn' kak semioticheskaya sistema. Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser.14. Psikhologiya, 4, рр.13-24. (In Russian)

Urvantsev L.P. 1998. Psikhologiya v somaticheskoy klinike: Uchebnoye posobiye. Yaroslavl': Yaroslavskiy gosud. universitet, 160 p. (In Russian)

Fizicheskoye vospitaniye i valeologiya, 1998, Moscow: MGSU, 92 p. (In Russian)

Frankl V. 1990. Chelovek v poiskakh smysla. Moscow: Progress, 366 p. (In Russian)

Fromm E. 2004. Begstvo ot svobody. Chelovek dlya sebya. Moscow: AST, 571 p. (In Russian)

Fuko M. 1998. Rozhdeniye kliniki. Moscow: Smysl, 310 p. (In Russian)

Khardi I. 1988. Vrach, sestra, bol'noy. –Budapesht: Meditsina, 230 p. (In Russian)

Khillman D. 1997. Istselyayushchiy vymysel. Sankt Peterburg: «B.S.K.», 157 p. (In Russian)

Shuttsenberger A.A. 1990. Tyazhelobol'noy patsiyent. Voprosy psikhologii, 5. pp. 94-106. (In Russian)

Bates E., Linaer-Pelz S. 1990. Health care issues. Sydney: Allen&Unwin, 310p. (In English)

Cassel E.J. 1976. The healer’s art. N. Y.: Lippincott, 350 p. (In English)

Duquenne V. 1996.Towards and intentional logic of symptoms . CPC: Cah. Psychol. Cognitive. Vol. 15, рр. 323-345. (In English)

Kleiman A. 1980. Patients and healer in the context of culture. Berkeley, CA: Univ. of California Press, 290 p. (In English)

Опубликован
2018-05-31
Как цитировать
Арпентьева М. Р. Психология здоровья: базовые установки обучения // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2018, № 2(9). С. 84-101. URL: http://hpcas.ru/article/view/4103.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share