Новые подходы к профилактике переутомления у студентов с использованием аудиовизуальной стимуляции

  • Наталия Викторовна Пац Email: pats_nataly.2003@mail.ru
  • Валерия Владимировна Горюнова Email: pats_nataly.2003@mail.ru
Ключевые слова: аудиовизуальная стимуляция, майнд машина, работоспособность, быстрота реакции, концентрация внимания, корректурные таблицы

Аннотация

В зарубежной литературе существуют многочисленные научные публикации о применении светозвуковых устройств для значительного облегчения состояния людей, столкнувшихся в своей жизни с насилием, стрессом, с такими нервными расстройствами, как беспокойство и депрессия, сезонными расстройствами, бессонницей. В настоящее время такие устройства широко применяются для усиления терапевтического эффекта при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, хронической боли, гипертонии, расстройств зрения, алкоголизма и наркомании, диабета. Разработан метод биологической обратной связи и аудиовизуальной стимуляции в лечении детей с синдромом дефицита внимания/ гиперактивности. Следует учесть, что имеются противопоказания к использованию майндмашин. К ним относятся любые формы эпилепсии, сердечные аритмии, сердечно-сосудистая недостаточность, наличие кардиостимулятора, нарушения мозгового кровообращения, недавние черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, употребление психотропных и наркотических средств, состояние алкогольного опьянения. Цель работы - исследование эффективности использования аудиовизуальной стимуляции для профилактики переутомления у студентов. 111 студентов в возрасте от 19 до 21 года, обучающихся в Гродненском государственном медицинском университете, прошли тестирование с определением умственной работоспособности методом корректурных таблиц по бланку Бурдона-Анфимова до и после проведения сеанса аудиовизуальной стимуляции с использованием современной майнд машины Photosonix Innerpulse (сессия R04 – волны спокойствия, на частоте 7,83-12Гц, тип тона – двойные бинауральные ритмы). Контрольная группа - 25 человек. Исследования проводились в одно и то же время суток (после окончания учебных занятий во второй половине дня), в одном и том же помещении. После сеанса аудиовизуальной стимуляции быстрота реакции, работоспособность и концентрация внимания студентов достоверно повысились, что может служить основанием для рекомендации использования аудиовизуальной стимуляции с использованием Photosonix Innerpulse с целью профилактики утомления и переутомления студентов в процессе учебной деятельности и повышения их работоспособности. 

Abstract. In foreign literature there are numerous scientific publications on the use of light and sound devices to significantly alleviate the condition of people who have experienced violence, stress, and nervous disorders, such as anxiety and depression, seasonal disorders, insomnia. Currently, such devices are widely used to enhance the therapeutic effect in the treatment of diseases of the gastrointestinal tract, chronic pain, hypertension, vision disorders, alcoholism and drug addiction, diabetes. The method of biofeedback and audiovisual stimulation in the treatment of children with attention deficit / hyperactivity syndrome is developed. It should be noted that there are contraindications to the use of the machines. These include any form of epilepsy, cardiac arrhythmias, cardiovascular failure, the presence of a pacemaker, cerebral circulation disorders, recent craniocerebral trauma, brain tumors, the use of psychotropic and narcotic drugs, and the state of alcohol intoxication. The purpose of the work is to study the effectiveness of the use of audiovisual stimulation for the prevention of fatigue in students. 111 students aged 19 to 21 who were studying at the Grodno State Medical University were tested with the definition of mental performance by the method of proof-reading tables on the Bourdon-Anfimov form before and after the session of audiovisual stimulation with the use of a modern machine. Photosonix Innerpulse (session R04 - waves of tranquility, at a frequency of 7.83-12 Hz, type of tone - double binaural beats. Control group - 25 people. Studies were conducted at the same time of day (after the end of the class in the afternoon), in the same room. After the session of audiovisual stimulation, the speed of reaction, efficiency and concentration of attention of students significantly increased, which may serve as a basis for recommending the use of audiovisual stimulation using Photosonix Innerpulse to prevent fatigue and fatigue of students in the learning process and improve their performance.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Наталия Викторовна Пац

кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии, Гродненский государственный медицинский университет. г. Гродно, Беларусь. E-mail: pats_nataly.2003@mail.ru

 

Валерия Владимировна Горюнова
студентка медико-психологического факультета. Гродненский государственный медицинский университет. г. Гродно, Беларусь. E-mail: pats_nataly.2003@mail.ru

Литература

Hanslmayr S., Sauseng P., Doppelmayr M. In creasing individual upper alpha power by neurofeed back improves cognitive performance in human subjects // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. 2005. V. 30.№ 1. P. 1.

Бобрищев А.А. Аудиовизуальная коррекция психического состояния и работоспособности спортсменов высшей квалификации // Вестник психотерапии. 2007. № 22. С. 61.

Мартынова М.А., Богомаз С.А. Взаимосвязь личностного потенциала вузовской молодежи с особенностями восприятия ею среды своего самоосуществления // Сибирский психологический журнал. 2014. № 53. С. 33.

Москвин В.А., Москвина Н.В. Метод аудиовизуальной стимуляции как способ психофизиологической подготовки спортсменов // Спортивный психолог. 2009. № 3. С. 55.

Араби Л.С., Сысоев В.Н., Кремнева Т.В. Аудиовизуальная стимуляция в комплексной терапии психогенно обусловленных расстройств // Вестник психотерапии. 2011. № 39. С. 9.

Masterova E.I., Vasil’ev V.N., Nevidimova T.I.,Medvedev M.A. Immunological reaction to audiovisualstimulation in healthy subjects // Bul. Experim. Biol. Med. 1999. V. 128. № 9. P. 192.

Nunez P., Wingeier B., Silberstein R. Spatialtemporal structures of human alpha rhythms: theory, microcurrent sources, multiscale measurements, and global binding of networks // Hum. Brain Mapp. 2001. № 13(3). P. 125.

Метод и аппарат аудиовизуальной стимуляции «AVS-D» в клинической практике/ Г.В. Зобнина, Г.Д.Ситник, О.Я.Кузнецов [и др.]. – Медэлектроника - 2016: Средства медэлектроники и новые медицинские технологии. - 2016. - С. 53-54.

Никитин И.А. Метод биологической обратной связи и аудиовизуальной стимуляции в лечении детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивности ). Автореф. дисс.канд.мед.наук. – Санкт-Петербург, 2009. – С. 10.

Плоткин Ф.Б. Компьютерное биоуправление: прогрессивные технологии — в практику здравоохранения // Новые технологии в медицине. – 2012. - С.106-110.

Шаров Р.А. Использование аудиовизуальной стимуляции для оптимизации военнопрофессиональной адаптации курсантов военного вуза. Автореф. дисс.канд.мед.наук. – Санкт-Петербург, 2009. – С. 10.

REFERENCE

Hanslmayr S., Sauseng P., Doppelmayr M. (2005). In creasing individual upper alpha power by neurofeed back improves cognitive performance in human subjects. Appl. Psychophysiol. Biofeedback. V. 30, 1, р. 1. (In English)

Bobrishchev A.A. (2007). Audiovizual'naya korrektsiya psikhicheskogo sostoyaniya i rabotosposobnosti sportsmenov vysshei kvalifikatsii. Vestnik psikhoterapii, 22, р. 61. (In Russia)

Martynova M.A., Bogomaz S.A. (2014). Vzaimosvyaz' lichnostnogo potentsiala vuzovskoi molodezhi s osobennostyami vospriyatiya eyu sredy svoego samoosushchestvleniya. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, 53, р. 33. (In Russia)

Moskvin V.A., Moskvina N.V. (2009). Metod audiovizual'noi stimulyatsii kak sposob psikhofiziologicheskoi podgotovki sportsmenov. Sportivnyi psikholog, 3, р. 55. (In Russia)

Arabi L.S., Sysoev V.N., Kremneva T.V. (2011). Audiovizual'naya stimulyatsiya v kompleksnoi terapii psikhogenno obuslovlennykh rasstroistv. Vestnik psikhoterapii, 39, р. 9. (In Russia)

Masterova E.I., Vasil’ev V.N., Nevidimova T.I.,Medvedev M.A. (1999). Immunological reaction to audiovisualstimulation in healthy subjects. Bul. Experim. Biol. Med.,V. 128, 9, р. 192. (In Russia)

Nunez P., Wingeier B., Silberstein R. (2001). Spatialtemporal structures of human alpha rhythms: theory, microcurrent sources, multiscale measurements, and global binding of networks . Hum. Brain Mapp, 13(3), р. 125. (In English)

Metod i apparat audiovizual'noi stimulyatsii «AVS-D» v klinicheskoi praktike. (2016). G.V. Zobnina, G.D.Sitnik, O.Ya.Kuznetsov i dr. Medelektronika - 2016: Sredstva medelektroniki i novye meditsinskie tekhnologii, рр.53-54. (In Russia)

Nikitin I.A.( 2009). Metod biologicheskoi obratnoi svyazi i audiovizual'noi stimulyatsii v lechenii detei s sindromom defitsita vnimaniya/giperaktivnosti. Avtoref. diss.kand.med.nauk. Sankt-Peterburg, р. 10. (In Russia)

Plotkin F.B. (2012). Komp'yuternoe bioupravlenie: progressivnye tekhnologii v praktiku zdravookhraneniya. Novye tekhnologii v meditsine, рр.106-110. (In Russia)

Sharov R.A. (2009). Ispol'zovanie audiovizual'noi stimulyatsii dlya optimizatsii voennoprofessional'noi adaptatsii kursantov voennogo vuza. Avtoref. diss.kand.med.nauk. Sankt-Peterburg, р. 10. (In Russia)

Опубликован
2018-05-31
Как цитировать
Пац Н. В., Горюнова В. В. Новые подходы к профилактике переутомления у студентов с использованием аудиовизуальной стимуляции // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2018, № 2(9). С. 102-112. URL: http://hpcas.ru/article/view/4104.
Раздел
Медико-биологические вопросы здоровья человека
Bookmark and Share