Базовые принципы-метатехнологии спортивного психологического консультирования

  • Мариям Равильевна Арпентьева Калужский государственный университет Email: mariam_rav@mail.ru
Ключевые слова: спорт, рекреация, физкультура, эмпатия, принятие, конгруэнтность, конкретность, метатехнологии, принципы, интенции, преобразование, отношения, компетентность, спортивно-психологическое консультирование

Аннотация

В рамках спортивно-оздоровительной работы большая роль принадлежит психологической поддержке спортсменов, тренеров, занимающихся ЛФК и т.д. Эта роль еще не оценена по достоинству, однако, проблемы ее технологий и, особенно, метатехнологий – базовых принципов и ориентиров, стоят весьма остро. Очевидно, что ни само здоровье – телесное, нравственное, психологическое, социальное, ни сами достижения – в спорте и т.д. не могут выступать целевыми и центральными для психотерапевтической спортивно-оздоровительной работы. Центральными смыслами является развитие человека как такового, его совершенствование как индивидуального и социального субъекта жизнедеятельности. Психологическое консультирование в рамках спортивно-оздоровительной работы, фокусируется на проблемах взаимоотношений человека с собой и миром через призму его спортивно-оздоровительной деятельности, оно рассматривать эти отношения и как источник проблем, и как путь к их преодолению. Спортивно-психологическое консультирование предстает как сложное, полиморфное явление, связанное с помощью разным группам клиентов в рамках спортивно-оздоровительной работы в решении проблем их отношений с собой и миром: внутриличностного, межличностного, а также внутригруппового и межгруппового функционирования, развития и восстановления (абилитации и реабилитации) в рамках спортивно-оздоровительной работы.  Опираясь на тетраду принципов психологического консультирования, выделенную в школе К.Р. Роджерса, автор рассматривает их проявления в рамках спортивно-оздоровительной работы и особенности в трех основных аспектах измерениях консультативного взаимодействия: власть, компетентность, любовь, – преобразовательной, диалогической и отношенческой интенциях, а также по отношению к жизнедеятельности спортивного психолога-консультанта в целом. Спортивная психология - это отрасль психологии, которая фокусируется на том, как люди изменяют себя и свою жизнь в результате  занятий спортом и физической культурой . Спортивный психолог понимает, что люди, которые занимаются спортом, должны быть здоровы не только  телесно, но и психологически, социально и нравственно,  чтобы добиться успеха. . Спортивные психологи часто работают с несколькими различными типами спортсменов и занимающихся, от любителей до профессионалов, от психически и соматически больных людей до людей с высочайшими знаниями и умениями управления  их телесной, психологической, социальной жизнью и т.д.

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мариям Равильевна Арпентьева, Калужский государственный университет

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, руководитель лаборатории психолого-педагогического сопровождения семьи и детства Центра социально-гуманитарных исследований, Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского, Калуга, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск. 

Литература

1. Арпентьева М.Р. Взаимопонимание как феномен межличностных отношений (на материале психологического консультирования). Дисс… докт. психол. наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015. – 497с.
2. Ашмарина Н.А. Психологическое консультирование в системе психологической подготовки спортсменов // Человек. Спорт. Медицина, 2006. – №. 3 (58). – С.32-33.
3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К.: Укртехпресс, 1997. – 125с.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 240с.
5. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 609с.
6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издательство Московской Патриархии, 2010. – 988с.
7. Виилма Л. Прощаю себе. В 2т. Т1. – Екатеринбург: У-Фактория,2004. -720с., Т.2. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. – 640с.
8. Николаев В. Живый в помощи. Записки афганца. – М.: СофтИздат, 2008 – 320с.
9. Николаев В. Из рода в род. – М.: СофтИздат, 2010 – 208с.
10. Оптинские старцы: наставления, письма, дневники. – М.: Лепта Книга, 2012. – 816с.
11. Стамбулова Н. Б. Психология спортивной карьеры . Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Центр карьеры, 1999, - 368 с.
12. Baillie, Р.Н. Understanding the career transitions of athletes / P.H. Baillie, S.J. Danish // The sport psychologist. 1992. - № 6. - P. 77-98
13. Buckworth, J. & Dishman, R.K. Exercise psychology. Champaign, IL: Human Kinetics, 2002. – 310р.
14. Crook, J.M. Transitions out of elite sport / J.M. Crook, S.E. Robertson // International Journal of Sport Psychology. 1991. - № 1 (22). - P. 115-127.
15. Dishman, R.Exercise adherence. In R. Singer, M. Murphey, & L. Tennant (Eds.), Handbook of Research on Sport Psychology (pp). New York: Macmillan. 1993. – Р. 779-798
16. Foggo-Pays, E. An Introductory Guide to Counselling / E. Foggo-Pays. -Ravens-wood, Beckenham, 1983. 280 p.
17. George, R.L. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs / R.L. George, T.S. Cristiani. N. J.: Prentice-Hall, 1990. - 368 p.
18. Gilliland, B.E. Theories and Strategies in Counseling and Psychotherapy. 2nd Ed. Englewood Cliffs / B.E. Gilliland, R.K. James, J.T. Bowman. N. J.: Prentice-Hall, 1989. - 220 p.
19. Goodger, K., Gorely, T., Lavallee, D., & Harwood, C. Burnout in sport: A systematic review // The Sport Psychologist, 2007. №21. Р. 127-151.
20. Gould & Whitley, M. Sources and consequences of athletic burnout among college athletes. Journal of Intercollegiate Athletics, 2009. - №2. - Р. 16-30.
21. Greene, D. Fight your fear and win: Seven skills for performing your best under pressure--at work, in sports, on stage. Broadway Books, 2002. 320р.
22. Ivey, A.E. Counseling and Psychotherapy: Skills, Theories and Practice / A.E. Ivey. London: Prentice Hall International, 1987. - 560 p.
23. Jarvis, M. Sport psychology : a student’s handbook / M.Jarvis. - New York, NY: Routledge , 2006. 252р.
24. Knight, C. J., Boden, C. M., & Holt, N.J. Junior tennis players' preferences for parental behaviors. Journal of Applied Sport Psychology, 2010. - №22,. – Р. 377-391.
25. Kottler, J.A. Introduction to Therapeutic Counseling / J.A. Kottler, , R.W. Brown. Cole, Montrey, CA Brooks, 1985.-387 p.
26. McPherson, B.D. Retirement from professional sport: the process and problems of occupational and psychological adjustment / B.D. McPherson // Sociological Symposium. 1980. № 30. - P. 126-143.
27. Moreau, D., & Conway, A. R. A. Cognitive enhancement: A comparative review of computerized and athletic training programs. // International Review of Sport and Exercise Psychology, 2013. - №6(1. Р. 155-183. doi:10.1080/1750984X.2012.758763"
28. Morsund, J. The Process of Counseling and Therapy / J. Morsund. Prentice Hall, Englewood Cliffs, NJ, 1985. - 425 p.
29. Murphy, S. M. Sport psychology interventions. Champaign, IL: Human Kinetics. 1995. 380р.
30. Nelson-Jones, R. The Theory and Practice of Counseling Psychology / R. Nelson-Jones. London: Holt, Rinehar&Winston, 1981. - 520 p.
31. Rogers C. On becoming a person. – Boston: Houghton Mifflin Company, 1961. – 420 p.
32. Sinclair, D.A. Positive transitions from high-performance sport / D.A. Sinclair, T. Orlick // The sport psychologist. 1993. -№ 1. - P. 138-150.
33. Stathopoetou, G.; Powers, M. B.; Berry, A. C.; Smits, J. A. J.; Otto, M. W. Exercise Interventions for Mental Health". A // Quantitative Review. 2006. №13. –Р. 179, 193.
34. Vealey, R.S. P3 thinking // Coaching for the Inner Edge / Vealey, R.S. (Ed.). - -Morgantown, WV: Fitness Information Technology, 2005. - P. 201-224.
35. Vujicic N. Life without limits: inspiration for a ridiculously good life. – Random House, Crown Publishing Group, 2010. – 288p.
Health, Physical Culture and Sports, 2019, 1(12)
Опубликован
2019-03-04
Как цитировать
Арпентьева М. Р. Базовые принципы-метатехнологии спортивного психологического консультирования // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019, № 1(12). С. 27-57. URL: http://hpcas.ru/article/view/5225.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share