Проблема социальных способов воздействия на организацию рационального режима труда и отдыха студентов

  • Сергей Владимирович Гурьев Российский государственный профессионально-педагогический университет
Ключевые слова: студенты, режим, труд, отдых, организация, воспитание, качество жизни

Аннотация

В статье рассматривается проблема социальных способов воздействия на организацию рационального режима труда и отдыха студентов. Представлены результаты социологического исследования отношения к здоровью и использования основных факторов здорового образа жизни студенческой молодежи. Организация разумного ритма труда и отдыха имеет для студенческой молодежи первостепенное значение, особенно в последнее десятилетие, в связи с большими изменениями, происходящими в образовательном пространстве, и прежде всего, с такими, как коренная перестройка технологий обучения, внедрение инноваций, значительная интенсификация учебного процесса. С принятием Болонской системы образования, в условиях балльно-рейтинговой системы оценки знаний существенно повышается доля самостоятельной деятельности обучающихся, стимулируется их постоянная активность, вводится элемент состязательности, что держит студента в постоянном напряжении и при неправильной организации учебного труда может способствовать не только снижению работоспособности и упадку сил, но и нервно-психическому истощению организма. Задачи исследования были такими: изучить текущее состояние режима труда и отдыха студентов вуза, определить факторы, способствующие, а также мешающие организации рационального режима жизнедеятельности студентов, указать возможные пути решения проблемы.  Поскольку интеллектуальная деятельность обучающихся характеризуется высоким уровнем нервно-психического напряжения и при этом низкой двигательной активностью или вообще отсутствием таковой, то восстановление работоспособности студентов невозможно без физических нагрузок, без чередования умственного труда и физического, без смены одного вида деятельности другим. Соблюдение правильного режима труда и отдыха помогает решать многие важные задачи: повышать количество и качество выполняемой работы в единицу времени, поддерживать способность интенсивно и эффективно работать в течение всего процесса труда, не допускать эмоциональных, умственных и физических перегрузок, реже испытывать усталость, избегать переутомления, т.е., в конечном счете, оптимальный режим жизнедеятельности помогает человеку не только сохранить, но и укрепить здоровье, как физическое, так и психическое.

        

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Сергей Владимирович Гурьев, Российский государственный профессионально-педагогический университет

 кандидат педагогических наук, доцент. Кафедра физического воспитания. Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Литература

1. Ярушин, С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1, № 1. – С. 7–14.
2. Талызов, С. Н. Основы здорового образа жизни студента // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1, № 3. – С. 16–21.
3. Талызов, С. Т. Оздоровительные технологии проведения дополнительных занятий по предмету «Физическая культура» в вузе // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - Т. 2, № 2. — С. 18–21.
4. Быков, В. С. Формирование потребности в физическом самовоспитании у студентов / В. С. Быков, С. А. Ярушин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3, № 1. - С. 7–12.
5. Yarushin, S. A. Health-improving effects of physical activity for students // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3, № 3. - С. 7-9.
6. Дугнист П. Я., Мильхин В.А., Головин С. М., Романова Е.В. Здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций молодежи // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – №4(7). – С. 3-25. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
7. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. / Под ред. Виленского М.Я. - М.: Кнорус, 2013.
8. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. – М.: АльфаМ, ИНФРА-М, 2012. – 336 c.
9. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. / Под ред. Ю.П. Кобякова. - Ростов: Феникс, 2014.
10. Методические указания по организации обучения студентов высших учебных заведений (Гигиенические и медицинские вопросы) (утв. Минздравом СССР 06.01.1982 № 2515-81, 18.01.1982 № 10-11/9). - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200067689 (accessed: 20.10.2018).
11. Российская энциклопедия по охране труда: [в 3 томах] // Отв. ред. А. Л. Сафонов. - URL: https://labor_protection.academic.ru/1368/ (accessed: 20.10.2018).
Health, Physical Culture and Sports, 2019, 1(12)
Опубликован
2019-03-04
Как цитировать
Гурьев, С. В. (2019). Проблема социальных способов воздействия на организацию рационального режима труда и отдыха студентов. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, (1(12), 69-82. извлечено от http://journal.asu.ru/zosh/article/view/5227
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры