Эффективность практических занятий физической культурой со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в рамках освоения дисциплины "элективная дисциплина по физической культуре и спорту

  • Елена Викторовна Новичихина Алтайский государственный университет
Ключевые слова: физическая культура и спорт, практические занятия, инвалидность, ограниченные возможности здоровья, студенты

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы адаптивной физической культуры в России. Выявлены трудности и определены особенности с которыми сталкивается преподаватель в организации практических занятий по дисциплине "Элективная дисциплина по физической культуре и спорту" со студентами с ограниченными возможностями здоровья и/или с инвалидностью. Выявлена целесообразность открытия в образовательных учреждениях адаптивного отделения, наряду с основным и специальным, для организации занятий по физической культуре и спорту со студентами с ограниченными возможностями здоровья и/ или с инвалидностью. Выявлена целесообразность открытия в образовательных учреждениях адаптивного отделения, наряду с основным и специальным, для организации занятий по физической культуре и спорту со студентами с ограниченными возможностями здоровья и/ или с инвалидностью, которые по результатам медицинского осмотра первокурсников были определены в специальную группу "Б", т.е. освобождены от практических занятий.

В настоящее время государство создает различные программы для развития и доступности инклюзивного образования в целом, и доступности занятий физической культурой в частности, которые могут помочь студентам с ОВЗ реализовать свои не только желания, но права - улучшить психологические, социальные и физические потребности, возможности для адаптации в обществе, быть конкурентоспособными на рынке труда. Занятия адаптивной физической культурой в вузе - это не только повышение навыков физической подготовленности, коррекции вторичных заболеваний, но и социализация студента, улучшение уровня и качества жизни личности, наполнение новыми эмоциями, знакомствами, общением.

В статье перечислены виды спорта и другие физические упражнения, входящие в рабочую программу по дисциплине "Физическая культура и спорту (элективная)", которая апробирована в Алтайском государственном университете с 2016-2017 учебного года по настоящее время. В работе представлены результаты анкетирования, проведенного в АлтГУ в сентябре и мае 2017-2018 учебного года со студентами с инвалидностью, с целью выявления их отношения к практическим занятиям по физической культуре и спорту в рамках освоения дисциплины "Элективная дисциплина по физической культуре и спорту". На основании полученных результатов, сделаны выводы

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Елена Викторовна Новичихина, Алтайский государственный университет

доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук, профессор РАЕ. Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

Литература

1. Иванов, В. Д. Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях / В. Д. Иванов, М. Г. Вахитов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 70–73.
2. Вахитов, Д.Р., Лукина, М. А., Гриневецкая, Т. Н. Влияние социально-экономических и природно-климатических аспектов на перспективы развития современного образования / Д. Р. Вахитов, Л М. А.укина, Т. Н. Гриневецкая // Философия образования. – 2018. - № 74, Вып. 1. – С. 90-97
3. Томилова М. В., Евсеев С.П., Малиц В. Н., Евсеева О. Э. К вопросу о выборе стратегии тестирования уровня физической подготовленности инвалидов при выполнении ими нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). / М.В. Томилова , С.П. Евсеев , В.Н. Малиц , О. Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. № Номер 1 (65), 09.03.2016, С. 2-5. - URL: http://sportfiction.ru/articles/k-voprosu-o-vybore-strategii-testirovaniya-urovnya-fizicheskoy-podgotovlennosti-invalidov-pri-vypoln/ (дата обращения: 30.01.2019).
4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования; URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 30.01.2019).
5. Юсупов И. Р., Гумеров И. И., Тухватуллина Г. И. Физическая рекреация как метод восстановления нарушений опорно-двигательного аппарата // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2017. - Т. 2, № 3. - С. 87-89
6. Колобков П. А., Евсеев С. П., Томилова М. В., Малиц В. Н. О создании условий для занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов./ П.А. Колобков, С.П. Евсеев, М.В. Томилова, В.Н. Малиц // Адаптивная физическая культура. № 4 (60), 15.12.2014, С. 2 - 8. - URL: http://sportfiction.ru/articles/o-sozdanii-usloviy-dlya-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom-dlya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhno/ (дата обращения: 30.01.2019).
7. Новичихина, Е.В., Ульянова Н.А. Новые направления в работе по дисциплине "Физическая культура и спорт" (элективная) для студентов специальной медицинской группы / Е.В. Новичихина, Н.А. Ульянова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1; DOI 10.17513/spno.28513. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28513 (дата обращения: 30.01.2019).
8. Лапшина, Е. Е. Влияние адаптивной физической культуры и спорта на состояние здоровья студентов специального медицинского отделения. // Адаптивная физическая культура. № 2 (46) 2011, 10 июня 2011. – URL: http://sportfiction.ru/articles/vliyanie-adaptivnoy-fizicheskoy-kultury-i-sporta-na-sostoyanie-zdorovya-studentov-spetsialnogo-meditsinskogo-otdeleniya/ (дата обращения: 30.01.2019).
9. Миронова С. П. Занятия по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 126–130. – URL: https://e-koncept.ru/2017/970040.htm (дата обращения: 30.01.2019).
10. Новичихина, Е.В., Ульянова, Н.А. и др. Динамика состояния здоровья первокурсников высших учебных заведений Алтайского края за последние 3 год / Е.В. Новичихина, Н.А. Ульянова и др. // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 7 – С. 136-140. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36744 (дата обращения: 30.01.2019).
11. Талызов, С. Н. Основы здорового образа жизни студента / С. Н. Талызов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1, № 3. – С. 16–21.
12. Талызов С. Т. Оздоровительные технологии проведения дополнительных занятий по предмету «Физическая культура» в вузе // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 18–21.
13. Быков, В. С. Формирование потребности в физическом самовоспитании у студентов / В. С. Быков, С. А. Ярушин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 7–12.
14. Yarushin, S. A. Health-improving effects of physical activity for students // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 3. — С. 7–9.
Health, Physical Culture and Sports, 2019, 1(12)
Опубликован
2019-03-04
Как цитировать
Новичихина, Е. В. (2019). Эффективность практических занятий физической культурой со студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в рамках освоения дисциплины "элективная дисциплина по физической культуре и спорту. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, (1(12), 113-126. извлечено от http://journal.asu.ru/zosh/article/view/5231
Раздел
Медико-биологические вопросы здоровья человека