Гигиеническое нормирование школьной мебели как составляю-щая парадигмы профилактики нарушения осанки ребенка

  • Оксана Дмитриевна Саргош Украинская медицинская стоматологическая академия
  • Оксана Петровна Четверикова Украинская медицинская стоматологическая академия
  • Александр Васильевич Катрушов Украинская медицинская стоматологическая академия
Ключевые слова: показатели здоровья ребенка, школьная мебель, гигиеническое нормирование, профилактика нарушения осанки

Аннотация

Охрана здоровья детей и подростков на сегодняшнем этапе развития общества является приоритетным направлением современной гигиены и медицины. За школьный возрастной период наблюдается рост нарушений в состоянии здоровья: появление преморбидных состояний и развитие хронических заболеваний. Значительное влияние на состояние здоровья детей школьного возраста имеют: условия обучения, гиподинамия, неадекватный режим дня и питания, интенсивный учебный процесс, нагрузки социального характера и возрастные физиологические особенности их развития. Целью исследования было выяснение причин и последствий влияния школьной среды на показатели здоровья детей, в первую очередь заболеваемости костно-мышечной системы. Определение роли гигиенического нормирования школьной мебели как составляющей парадигмы профилактики неблагоприятного влияния факторов школьной среды на здоровье школьников. Основной вклад в показатели заболеваемости костно-мышечной системы у детей вносят нарушения осанки и сколиозы, которые возникают вследствие неправильной рабочей позы ребенка из-за несоответствия параметров рабочего места его антропометрическим данным. На сегодняшний день гигиеническая наука и педагогическая практика имеют наработки по исправлению сложившейся ситуации – это парты-трансформеры (для младших классов) с возможностью индивидуальной подгонки под ростовые параметры ученика, конторки, ученические столы раздвижного типа и др. Однако широкому внедрению их в педагогическую практику препятствует высокая стоимость, а при отсутствии государственной политики по дотированию школьной мебели проблемы профилактики нарушений осанки и снижения остроты зрения школьников продолжают оставаться нерешенными. Проведенные социологические исследования показали, что более 70% учеников и 82% их родителей отмечают ухудшение состояния здоровья детей за время обучения в школе. Уход от классической парты Ф.Ф. Эрисмана как оптимального рабочего места ученика, особенно в младших классах, привел к нивелированию основного принципа профилактики нарушений осанки и сколиоза у детей, что привело к значительному ухудшению показателей здоровья. Для решения этой проблемы необходимо целенаправленное изменение государственной политики по дотированию школьной мебели

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Оксана Дмитриевна Саргош , Украинская медицинская стоматологическая академия

 

Доцент кафедры гигиены, экологии и охраны труда в отрасли.

Украинская медицинская стоматологическая академия. Полтава, Украина

 

Оксана Петровна Четверикова , Украинская медицинская стоматологическая академия

 

Ассистент кафедры гигиены, экологии и охраны труда в отрасли.

Украинская медицинская стоматологическая академия. Полтава, Украина

Александр Васильевич Катрушов , Украинская медицинская стоматологическая академия

 

Профессор, заведующий кафедрой гигиены, экологии и охраны труда в отрасли. Украинская медицинская стоматологическая академия

Полтава, Украина.

Литература

Абубакирова А.В., Скачкова М. А., Плигина Е. В. Скриннинговые методики в комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков // Врач-аспирант. – 2014. №1.2. С. 245–249.
Батршин И.Т. Структура нарушений осанки у школьников // Гений Ортопедии. Нижневартовск, 2010. №3. С. 60–64.
Кашин А.Д. Сколиоз и нарушения осанки: лечебная культура в системе медицинской реабилитации : учебно-метод. пособие для врачей и инструкторов лечебной физкультуры. Минск, 2000. 240 с.
Солодков А. С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России // Ученые записки университета Лесгафта. 2013. №3 (97). С. 163–171 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-i-funktsionalnoe-razvitie-i-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-i-studentov-rossii (дата обращения: 04.04.2019).
Иванов В.Д., Вахитов М.Г. Факторы, воздействующие на здоровье учащихся в современных условиях // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, № 1. С. 70–73.
Алифанова Л.А. Реализация системного подхода к сохранению здоровья и гармоническому развитию школьников // Педиатрия. 2007. Т. 86, № 2. С. 106–110.
Беспутчик В.Г., Хотько А.В., Ярмолюк В.А. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии профилактики нарушений и воспитания осанки у детей младшего школьного возраста. Минск, 2009. С. 11–14.
Вайнруб Е.М., Волощук А.С. Гигиена обучения и воспитания детей с нарушениями осанки и больных сколиозом. Киев, 2006. 179 с.
Макарова Ю. В. Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (Москва, ноябрь 2016 г.). М., 2016. С. 183–185.
Егоров Г. Е. Нарушение осанки и сколиоз. Новокузнецк, 2009. 103 с.

REFERENCES

Abubakirova A.V., Skachkova M. A., Pligina E. V. 2014. Skrinningovye metodiki v kom-pleksnoi otsenke sosto-yaniya zdorov'ya detei i podrostkov. Vrach-aspirant, 1.2. S. 245–249 (in Russian).
Batrshin I.T. 2010. Struktura narushenii osanki u shkol'nikov. Genii Ortopedii. Nizhnevar-tovsk, 3. S. 60–64 (in Russian).
Kashin A.D. 2000. Skolioz i narusheniya osanki: Lechebnaya kul'tura v sisteme meditsinskoi reabilitatsii: Uch.-metod. posobie dlya vrachei i instruktorov lechebnoi fizkul'tury. Minsk, 240 s. (in Russian).
Solodkov A. S. 2013. Fizicheskoe i funktsional'noe razvitie i so-stoyanie zdorov'ya shkol'nikov i studentov Rossii. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, 3 (97). S. 163–171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizicheskoe-i-funktsionalnoe-razvitie-i-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-i-studentov-rossii (Accessed: 04.04.2019) (in Russian).
Ivanov V. D., Vakhitov M. G. 2018. Faktory, vozdeistvuyushchie na zdorov'e uchashchikhsya v sovremennykh usloviyakh. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya, T. 3, 1. S. 70–73 (in Russian).
Alifanova L.A. 2007. Realizatsiya sistemnogo podkhoda k sokhraneniyu zdorov'ya i gar-monicheskomu razvitiyu shkol'nikov. Pediatriya. T. 86, 2. S. 106 – 110 (in Russian).
Besputchik V.G., Khot'ko A.V., Yarmolyuk V.A. 2009. Zdorov'esberegayushchie i zdorov'e-formiruyushchie tekhnologii profilaktiki narushenii i vospitaniya osanki u detei mladshego shkol'nogo vozrasta. Vinsk. S. 11–14 (in Russian).
Vainrub E.M., Voloshchuk A.S. 2006. Gigiena obucheniya i vospitaniya detei s narusheniyami osanki i bol'nykh skoliozom. Kiev, 179 s. (in Russian).
Makarova Yu. V. 2016. Profilaktika narushenii osanki u detei mladshego shkol'nogo vozrasta. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy IX Mezhdunar. nauch. konf. (Moskva, noyabr' 2016 g.). Moskva. S. 183–185 (in Russian).
Egorov G. E. 2009. Narushenie osanki i skolioz. Novokuznetsk, 103 s. (in Russian).
Опубликован
2019-05-30
Как цитировать
Саргош , О. Д., Четверикова , О. П., & Катрушов , А. В. (2019). Гигиеническое нормирование школьной мебели как составляю-щая парадигмы профилактики нарушения осанки ребенка. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, (2(13), 91-96. извлечено от http://journal.asu.ru/zosh/article/view/5621
Раздел
Медико-биологические вопросы здоровья человека