Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности

  • Анатолий Николаевич Яковлев Полесский государственный университет
  • Марина Анатольевна Яковлева Смоленский государственный университет
Ключевые слова: двигательная активность, физкультурно-спортивная деятельность, мотивация

Аннотация

Рассматриваются аспекты иррационального и рационального с точки зрения восприятия будущего в юношеском возрасте в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Формирование двигательной активности школьников и студентов в современной системе физического воспитания зависит от уровня сформированных социокультурных ценностей, которые оказывают влияние на педагогический процесс воспитания физической культуры личности. Авторами статьи предлагаются инновационные здоровьесберегающие и телесно формирующие педагогические технологии физкультурно-спортивной деятельности, которые позволят формировать новые представления о «теле» и «телесности» человека. Несмотря на большое количество научных публикаций до сих пор не в полной мере освещены социально-философские вопросы воспитания личности в условиях влияния внешней среды, которая предъявляет высокие требования к функционированию как социальных институтов, так и отдельной личности. Здоровый стиль жизни до настоящего времени остается в большей степени декларативным лозунгом, а теоретические познания не становятся тем «локомотивом», который позволяет осуществить «окультуривание» тела. Авторы предприняли попытку систематизировать общие признаки педагогического процесса, который в условиях интеграционных механизмов в Российской Федерации и Республике Беларусь должен найти достойное воплощение в физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов.

Наиболее слабым направлением является реализация сервисных услуг оздоровительной и спортивной направленности различных групп населения, где деятельность спортивных объектов учреждений образования остается неэффективной в силу различной ведомственной принадлежности, что отрицательно сказывается на формировании двигательной активности у школьников и студентов.

Авторами акцентируется внимание на условия эффективного функционирования спортивных комплексов в контексте сопутствующих видов услуг и сервиса в объектах учреждений образования. «Окультуривание» тела не встроено в социокультурный ряд «особых» отношений, продиктованных условиями установления нового социетального порядка в Европе, где уровень развития физических качеств, главным образом выносливости, скоростно-силовых способностей определяет успешность личности как таковой в социуме, так и статус страны на международной арене (по результатам международных соревнований высокого ранга). Решение проблемы обеспечения доступности сервисных услуг для воспитания физических качеств у студенческой молодежи должно ориентироваться на уровень, при котором личность адаптирована к стрессовым ситуациям и «встроена» в социум как «совершенная модель» функционирования живых систем. Для решения обозначенных выше проблем в обществе необходимо изменить в системе образования концептуальные подходы к процессу формирования ценностных ориентаций школьников, студентов в контексте проблемы «телесности» человека (единство природы и человека). 

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Анатолий Николаевич Яковлев, Полесский государственный университет

 

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой оздоровительной и адаптивной физической культуры 

Полесский государственный университет. Пинск, Беларусь

Марина Анатольевна Яковлева, Смоленский государственный университет

 

Смоленский государственный университет, Смоленск, Россия

 

Литература

Абульханова, К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001. 300 с.
Доброхотова, Ю. В. Статусы профессиональной идентичности у старшеклассников и студентов // Молодые ученые – в нашей новой школе : материалы XI межвузовской научно-практической конференции с международным участием. М., 2012. C. 27–28.
Иванов В.Д., Райн М.А. Проблемы уголовно-правового регулирования ответственности за причинение вреда здоровью или смерти при занятиях спортом // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, № 3. С. 75–78.
Иванов В.Д. Международное право в сфере допингового контроля // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, № 4. С. 90–94.
Кроник A.A., Головаха Е.Н. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 246–256.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 212 с.
Талызов С. Н. Основы здорового образа жизни студента // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, № 3. С. 16–21.
Фрейджер Р., Фейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002. 864 с.
Яковлев А.Н., Яковлева М.А. Креативность характера и особенности физкультурно-спортивной деятельности в системе интеграционного образовательного процесса Республики Беларусь и Российской Федерации // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2016. № 10 (140). С. 274–277.
Яковлев А.Н. и др. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в условиях функционирования образовательных учреждений // Современные образовательные технологии: педагогика и психология : монография. Кн. 15. Новосибирск, 2015. С. 237–247.
Ярушин С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т. 1, № 1. С. 7–14.

REFERENCES

Abul'khanova K.A., Berezina T.N. 2001. Vremya lichnosti i vremya zhizni. Sankt Peterburg, 300 s. (in Russian).
Dobrokhotova Yu.V. 2012. Statusy professional'noi identichnosti u starsheklassnikov i studentov. Molodye uchenye –nashei novoi shkole. Materialy XI Mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Moscow: MGPPU. S. 27–28 (in Russian).
Ivanov V.D. 2016. Problemy ugolovno-pravovogo regulirovaniya otvetstvennosti za prichinenie vreda zdorov'yu ili smerti pri zanyatiyakh sportom. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. T. 1, 3. S. 75–78 (in Russian).
Ivanov V. D. 2016. Mezhdunarodnoe pravo v sfere dopingovogo kontrolya. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. T. 1, 4. S. 90–94 (in Russian).
Kronik A.A., Golovakha E.N. 2000. Psikhologicheskii vozrast lichnosti. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov. Sankt Peterburg. S. 246–256 (in Russian).
Leont'ev A.N. 1972. Problemy razvitiya psikhiki. Moscow. 212 p (in Russian).
Talyzov, S. N. 2016. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta . Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. T. 1, 3. S. 16–21 (in Russian).
Freidzher, R. 2002. Lichnost': teorii, eksperimenty, uprazhneniya. / R. Freindzher, D. Feidimer. Sankt Peterburg, 864 s. (in Russian).
Yakovlev A.N., Yakovleva M.A. 2016. Kreativnost' kharaktera i osobennosti fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti v sisteme integratsionnogo obrazovatel'nogo protsessa Respubliki Belarus' i Rossiiskoi Federatsii. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 10 (140). S. 274–277 (in Russian).
Yakovlev A.N. 2015. Tekhnologii fizkul'turno-sportivnoi deyatel'nosti v usloviyakh funktsionirovaniya obrazovatel'nykh uchrezhdenii. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: pedagogika i psikhologiya: monografiya. Kniga 15. Novosibirsk. S. 237–247 (in Russian).
Yarushin S.A. 2016. Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya zdorov'ya studentov. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya. T. 1, 1. S. 7–14 (in Russian)
Опубликован
2019-05-30
Как цитировать
Яковлев, А. Н., & Яковлева, М. А. (2019). Теоретико-методологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, (2(13), 103-109. извлечено от http://journal.asu.ru/zosh/article/view/5625
Раздел
Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм