ЛУНГИТУДИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

  • Эмилия Иосифовна Савко Белорусский государственный университет
  • Александра  Александровна Смагина Белорусский государственный университет
Ключевые слова: сон, умственная работоспособность, вредные привычки, эмоциональное состояние

Аннотация

В статье рассматриваются умственная работоспособность студентов 2–3 курсов географического факультета Белорусского государственного университета в лунгитудинальном периоде. Студенческий день насыщен внушительными интеллектуальными и эмоциональными и стрессовыми перегрузками – все это без исключения способно стать фактором утомления, которое накапливается и становится умственной усталостью.  Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности.

Всякая динамика работоспособности характеризуется комбинацией трех базовых фаз: фазы врабатывания, фазы устойчивой работоспособности, фазы падения работоспособности. При обычной продолжительности обучения в 7–8 часов (с перерывом на обед посередине) динамику работоспособности можно представить примерно в следующем виде: дообеденный период смены начинается с фазы врабатывания, продолжается фазой устойчивой работоспособности, а заканчивается, соответственно, падением работоспособности наблюдалось к концу дня. Данные получены путем применения компьютерного тестирования «Автоматизированная система оценки уровня умственной работоспособности», разработанного Куликовым В.А. Исследование проводилось в 2017, 2018 и 2019 годах. Научно доказано о фазах работоспособности и их суточная динамика. У большинства людей и подростков, активность физиологических систем повышается от момента утреннего пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 часами, это выявлено и в наших исследованиях. А затем, следует спад активности с последующим ее относительно менее длительным и выраженным подъемом в промежутке от 16 до 18 часам. Такие закономерные циклические изменения активности физиологических систем находят отражение в дневной и суточной динамике умственной работоспособности. Проанализировав результаты исследования, был сделан вывод, что умственная работоспособность действительно имеет ритмичный характер. Рассмотренные данные позволяют говорить нам о том, что на умственную работоспособность влияют и приобщение к вредным привычкам, и стрессовые ситуации, и недостаток, и избыток сна

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Эмилия Иосифовна Савко, Белорусский государственный университет

 

доцент кафедры физического воспитания и спорта

 

Александра  Александровна Смагина, Белорусский государственный университет

 

 студентка Белорусского государственного университета географического факультета

Литература

Андреев Д.А., Нестеренко А.И., Васильев В.Н., Подкопаева Т.И., Робенкова Т.В. Физиологическая, психоэмоциональная и профессиональная адаптация студентов в медицинских учебных заведениях // Физиология человека. 2007. – Т. 33. – № 4. – С. 128–131.
Барсов С. Внутренние часы организма / С. Барсов // Будь здоров. – 2000. – №4. – С.68–72
Жук Э. И. Моторная зрелость, физическая подготовленность и успеваемость младших школьников / Э.И. Жук // Гигиена и санитария.–1980, – №11.–С.8 –12.
Духовно-физическое воспитание личности в образовательном пространстве физической культуры : монография / авт. кол. : О.Е. Афтимичук, Е.Е. Заколодная, В.Н. Мазин и др. ; под общ. ред. Т.Т. Ротерс; Гос. Учрежд., «Луган. нац. Ун-т имени Тараса Шевченко». – Луганск : Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко, 2013. – 388 с.
Ковальзон В.М. Основы сомнологии. Физиология и нейрохимия цикла бодрствование-сон.М.: «Бином, : Лаборатория знаний», 2011. – 100 с.
Савко Э. И. Здоровый образ жизни студенческой молодежи / Э. И. Савко // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. –№ 3(10) (2018) ISSN 2414–0244 Барнаул, 2018 – C 23–42.
Савко, Э. И. Отношение студентов географического факультета к здоровому образу жизни / Э.И. Савко, В.В. Харук, М.Б. Мазуро // Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов [Электронный ресурс] : материалы междунар. науч.-практ. конф., Респ. Беларусь, Минск, 1–2 нояб. 2018 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. А. Коледа (гл. ред.) [ и др.]. – Минск : БГУ, 2018. – С. 230–235.
Савко, Э. И. Основы здорового образа жизни студентов / Э. И. Савко // Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. – практ. конф. (Минск , 12 – 13 апр. 2018 г.). / под ред. : Е. С. Ванда. – Минск : БГМУ , 2018: в 2 ч., ч. 1 – С. 285–290.
Симонов П. Познай себя: высшая нервная деятельность человека, его работоспособность и здоровье // Коммунист. – 1986. – №15. – С.74–81.
Смагина А. А. Анализ и изучение факторов, влияющих на умственную работоспособность студентов. А. А. Смагина. Здоровье современного человека: материалы IV межд. студ. науч.- практ. конф (г. Донецк, 20 апреля, 2018 г.) / под ред. Л.А.Деминской; ДИФКС. – Донецк, 2018. –С. 361 –367 с. http://kpfu.ru/staff_files/F495578781/550.pdf [ Интернет-ресурс].
Опубликован
2019-09-19
Как цитировать
Савко, Э. И., & Смагина, А. А. (2019). ЛУНГИТУДИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 14(3), 61-72. извлечено от http://journal.asu.ru/zosh/article/view/6424
Раздел
Медико-биологические вопросы здоровья человека