ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА УНИВЕРСИТЕТА В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ГОДА

  • Наталья Владимировна Ефимова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Email: emovanv12@mail.ru
  • Татьяна Леонидовна Соколова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Email: sokolovatl@cspu.ru
  • Татьяна Викторовна Шилкова Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Email: shilkovatv@cspu.ru
Ключевые слова: студенты, адаптация, физическое здоровье, функциональные показатели

Аннотация

Адаптация студентов к обучению в вузе может сопровождаться напряжени-ем адаптационных механизмов. Многочисленные мониторинговые исследования, проведен-ные на этапе адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении, свидетельствуют о том, что морфофункциональное и психическое состояние обучающихся, успешность их об-учения зависят от многих факторов, в том числе от пола, этнонациональной принадлежности, места проживания, двигательной активности и т. д. Цель исследования — оценить успешность адаптации студентов 1 курса естественно-технологического факультета Южно-Уральского го-сударственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск) в динамике учеб-ного года по интегральным показателям физического здоровья. В исследовании приняли уча-стие 56 студентов 1 курса естественно-технологического факультета ЮУрГГПУ. Показатели физического развития (длина и масса тела, ЧСС, САД, ДАД, ЖЕЛ) определяли с использова-нием стандартных методик. На основании полученных антропометрических данных методом индексов рассчитывали интегральные показатели физического здоровья: жизненный индекс (ЖИ), индекс Робинсона, или двойное произведение (ДП), вегетативный индекс Кердо (ВИК). Функциональные резервы сердечно-сосудистой системы определяли, рассчитывая адаптаци-онный потенциал (АП) по Р. М. Баевскому (1979). Анализ динамики интегральных показате-лей физического здоровья показал неоднозначные изменения в функциональном состоянии кардиореспираторной системы первокурсников. Об успешной адаптации обследованных сту-дентов 1 курса к учебной деятельности в вузе свидетельствовала динамика значений таких показателей, как ЖИ и ВИК. Наряду с этим возросло число студентов с признаками сниже-ния функциональных резервов и нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы (индекс Робинсона). Согласно динамике значений АП, негативные изменения наблю-дались среди юношей, повышая риски напряжения механизмов адаптации.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Агаджанян Н. А., Миннибаев Т. Ш., Северин А. Е. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. 2005. № 3. С. 48–52.

Абаскалова Н. П. Прогностическая оценка адаптационных возможностей студентов // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 17–20.

Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: монография. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. 214 с.

Redhwan A. Al-Naggar, Dhekra H. Al-Naggar. Prevalence and associated factors of emotional disorder among Malaysian University students // International Journal of Collaborative Research on Internal Medicine & Public Health. 2012. Vol. 4, № 7. P. 1401–1411.

Апанасенко Г. Л. Диагностика индивидуального здоровья // Гигиена и санитария. 2004. № 2. С. 55–58.

Гребнева Н. Н. Исследование состояния здоровья учащихся Тюменского региона на основе донозологической диагностики // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 115–118.

Жданова О. А. Сравнительная характеристика показателей физического развития детей Воронежской области в 1997–1999 и 2011–2014 гг. // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2017. № 62 (2). С. 87–93. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.21508/1027–4065–2017–62–1–87–93

Гребнева Н. Н. Эколого-физиологический портрет современных детей и подростков в условиях Тюменской области: монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. 237 с.

Климов В. М., Айзман Р. И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы // Бюллетень сибирской медицины. 2016. № 15 (3). С. 41–47. DOI: 10.20538/1682–0363–2016–3–41–47.

Климов В. М., Рубанович В. Б., Айзман Р. И. Морфофункциональные показатели и физическая подготовленность студенток 1–2 курсов технического университета, занимающихся аэробикой // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (29). С. 109–117. DOI: 10.15293/2226–3365.1601.10.

Базарбаева С. М., Динмухамедова А. С., Лебедев А. В., Айзман Р. И. Сравнительная оценка физического здоровья казахских и русских студентов первого курса вузов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 3. С. 141–252. DOI: 10.15293/2226–3365.1705.15.

Красильникова В. А., Айзман Р. И. Морфофункциональные показатели первокурсников Тувинского государственного университета из городской и сельской местности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. С. 178–189. DOI: 10.15293/2226–3365.1705.12.

Антропова М. В., Бородкина Г. В., Кузнецова JI.M., Манке Г. Г. Прогностическая значимость адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей 10–11 лет // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 1. С. 56–61.

Опубликован
2019-09-23
Как цитировать
Ефимова Н. В., Соколова Т. Л., Шилкова Т. В. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА УНИВЕРСИТЕТА В ДИНАМИКЕ УЧЕБНОГО ГОДА // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019, № 4(15). С. 91-97. URL: http://hpcas.ru/article/view/7078.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share