ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

  • Наталья Геннадьевна Янова Алтайский государственный университет Email: yanova.ng@yandex.ru
Ключевые слова: школьный буллинг, факторы и предикторы, диагностика и профилактика, популяционные нормы, антибуллинговые программы

Аннотация

Статья посвящена феномену школьного буллинга и освещает проблему оцен-ки рисков буллинга в образовательной среде. Описан исследовательский дизайн популяци-онного скрининга как метода диагностики школьного буллинга. На примере эмпирической статистики одной из школ показан анализ фактов и рисков буллинга в школьном коллекти-ве. Представлен экспериментальный план исследования с применением опросников SMOB и ОРБ. Приводится описание тестовой статистики возрастных норм с 6 по 11 классы, сравне-ние эмпирических и нормативных показателей по полу и возрасту. Указаны возрастные пики буллинга и мишени незащищенности. Представлена статистика диагностического профиля школы и класса по оценке видов, жертв и ситуаций буллинга. Приводится сопоставление ре-зультатов опросников SMOB и ОРБ, их психометрические связи. Показана высокая согласо-ванность данных в тестовой батарее, исследованы экспериментальные связи ОРБ и SMOB. Результатом стала математическая модель для оценки предикторов риска буллинга в образо-вательной среде. Статистическую достоверность получили выводы: индекс риска школьного буллинга носит половозрастной характер; виды школьного буллинга не зависят от половоз-растной группы; предикторами рисков буллинга выступают показатели социально-психоло-гической безопасности. Главная мишень профилактики буллинга — контроль динамики груп-повых процессов (сплоченности/разобщенности, информационной открытости/изоляции, взаимовыручки/автономии, социальной/личной дистанции, вертикальных/горизонтальных связей, координации/субординации в системе ученик-ученик, ученик-учитель). Результаты популяционных исследований имеют прогностическую значимость скорее в оценке психолого-педагогических предикторов буллинга и не покрывают вариативность индивидуальных случаев виктимного и девиантного поведения из опыта клинической прак-тики. Дисперсия показателей буллинга указывает на внутришкольные и межшкольные раз-личия и подтверждает данные национальных опросов, что следует учитывать при разработ-ке и внедрении антибуллинговых программ.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Olweus D. (1993) Bullying at School: What We Know and What We Can Do. N. Y.: Wiley-Blackwell, 152 pp.

Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2016. № 11. С. 15–18.

Ермолова Т. В., Савицкая Н. В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994–2014) // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 65–90.

Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.

Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия. СПб.: Питер, 2015. С. 240–276.

Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. СПб.: Градиент, 2017. 512 с.

Маланцева О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? // Социальная педагогика. 2017. № 4. С. 90–92.

Мосина О. А., Устенко В. С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 144–148.

Гутгенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб.: Акад. проект, 2016. 301 с.

Гребенкин Е. В. «Профилактика агрессии и насилия в школе». Ростов н/Д: Феникс, 2016. 211 с.

Кривцова С., Шапкина А., Белевич А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3 (73). С. 97–119.

Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М., Дмитриевский П. В., Завалишина М. А., Капорская Н. А., Хломов К. Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146–157.

Екимова В. И., Залалдинова A. M. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга: кто они? // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 4. С. 5–10.

Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Психология. № 8. С. 160–164.

Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных. М.: Юрайт, 2011. 203 с.

Руланн Э. Как остановить травлю в школе: Психология моббинга. М.: Юрайт, 2012. 264 с.

Опубликован
2019-10-23
Как цитировать
Янова Н. Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ БУЛЛИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019, № 4(15). С. 189-197. URL: http://hpcas.ru/article/view/7095.
Раздел
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Bookmark and Share