ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ

  • Дарья Владимировна Харина Южно-Уральский государственный медицинский университет Email: kharina.i.f@list.ru
  • Ян Витальевич Латюшин Уральский государственный университет физической культуры Email: dokchel@mail.ru
  • Ирина Федоровна Харина Уральский государственный университет физической культуры Email: kharina.i.f@list.ru
Ключевые слова: студенты, спортсмены, режим дня, социальные сети и мессенджеры, концентрация внимания, тест Тулуз-Пьерона, Google Forms, линейный коэффициент корреляции Пирсона

Аннотация

В данной статье представлено исследование по изучению взаимосвязи кон-центрации внимания и режима дня у студентов Уральского государственного университетафизической культуры, в условиях сочетанных физических и умственных нагрузок. В качествеаргумента актуальности приведены исследования врачей, психофизиологов, педагогов. Цельисследования заключается в изучении особенностей концентрации внимания у студентов-спортсменов в зависимости организации режима дня. Психофизиологическое исследованиебыло проведено в 2018–2019 учебном году. В изыскании приняли участие 99 студентов, сред-ний возраст составил 19,19±0,15 года, разного уровня спортивной квалификации (мастеровспорта — 7, кандидатов в мастера спорта — 19, 1 разряд — 15, 2 разряд — 13, 3 разряд — 6).Результаты корректурной пробы — теста Тулуз-Пьерона явились основой для распреде-ления студентов. Показатели точности выполнения экспресс-методики выявили пять групп:у 62,62 % — высокая точность, у 22,22 % — хорошая, у 10,11 % выявлена норма, у 4,04 % — сла-бая точность и у 1,01 % — патология.Для изучения влияния режима дня на устойчивость внимания изучалось время, отведен-ное на социальные сети и мессенджеры и на ночной сон в будни, анализ осуществлялся по ре-зультату распространенного опроса при помощи Google Forms. В исследуемой группе 27,28 %студентов-спортсменов тратят более шести часов в день на социальные сети и мессенджеры,36,36 % респондентов указали 4–5 часов, 2–3 часа — 34,34 %, и 2,02 % — менее одного часа. Ли-нейный коэффициент корреляции Пирсона составил r= –0,023.12,12 % студентов отметили, что ночной сон длится 3–5 часов, 41,41 % в будни спят 5–7 ча-сов, 44,45 % — 7–9 часов, 2,02 % респондентов указали, что ночной сон у них более 9 часов, ли-нейный коэффициент корреляции Пирсона составил r=0,13.Студенты-спортсмены, показавшие низкие результаты по точности выполнения теста Ту-луз-Пьерона, включены в дополнительные психофизиологические исследования в рамках мо-ниторинга здоровья студентов, проводимого в НИИ Олимпийского спорта.Исследование будет продолжено в аспекте изучения влияния погруженности в медиапро-странство на продолжительность ночного сна, а также разработка рекомендаций по коррек-ции режима дня с учетом всех особенностей обучения в вузе физической культуры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Лобанов А. А., Попова О. В. Внимание человека: психофизиологические аспекты в норме и при нарушении // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 1. С. 9.

Чипышев А. В., Хажеев Д. В. Влияние психоэмоционального тренинга на динамику психофизиологических показателей спортсменов на разных этапах подготовки // Наука и современность. Биологические науки. 2012. № 19–1. С. 21–25.

Коровин В. А., Викулов А. Д., Турчанинов С. Ю. Показатели внимания и текущее функциональное состояние организма юных спортсменов // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4 (57). С. 116–121.

Сунцов С. А. Характеристика свойств внимания спортсменов-единоборцев 12 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 2. С. 96–101.

Давыдов В., Манкевич А., Лущик И. Концентрация и распределение внимания в спортивном плавании, спортивной и художественной гимнастики // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві. 2016. № 1 (33). С. 107–113.

Кондратович С. В. Оценка психофизиологических характеристик футболистов 12–13 лет в стандартных лабораторных условиях // Наука и спорт: современные тенденции. 2017. Т. 17, № 4 (17). С. 10–16.

Харина И. Ф., Звягина Е. В., Быков Е. В., Макунина О. А. Особенности психофизиологических показателей студентов с признаками дефицита внимания в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8, № 3. С. 181–197.

Гришкевич М. С., Харина И. Ф. Изучение концентрации внимания у студентов-спортсменов разного уровня спортивного мастерства // Дневник науки. 2018. № 11 (23). С. 9.

Быков Е. В., Макунина О. А., Коломиец О. И., Коваленко А. Н. Организация мониторинга состояния здоровья студентов в Уральском государственном университете физической культуры // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2017. № 1 (13). С. 3–9.

Звягина Е. В., Харина И. Ф. Интегрированный аспект изучения синдрома дефицита внимания и гиперактивности: анатомо-морфологический и психолого-педагогический ракурс // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 2 (12). С. 46–51.

Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство. СПб.: ГП ИМАТОН, 1997. 80 с.

Харина И. Ф., Звягина Е. В., Быков Е. В., Макунина О. А., Гильмутдинов Э. Р. Самооценка увлеченности социальными сетями и мессенджерами студентов вуза физической культуры // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2017. № 4 (16). С. 62–71.

Макунина О. А., Быков Е. В., Коломиец О. И., Якубовская И. А. Режим дня студентов в условиях сочетанного влияния умственных и физических нагрузок // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2018. № 1 (17). С. 50–55.

Опубликован
2019-10-23
Как цитировать
Харина Д. В., Латюшин Я. В., Харина И. Ф. ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019, № 4(15). С. 446-454. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/7133.
Раздел
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТУРИЗМ
Bookmark and Share