ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

  • Марина Валерьевна Шамардина Алтайский государственный университет
Ключевые слова: психологическое здоровье семьи, стиль детско-родительского воспитания, подростки с диагнозом сахарный диабет

Аннотация

Сегодня в мире остро стоит проблема распространенности сахарного диабета. Численность больных сахарным диабетом еще 20 лет назад не превышала 130 млн. человек. Необходимость изучения ситуации в семьях, которые находятся в особых жизненных условиях, воспитания подростка с диагнозом сахарный диабет, определяет цель изучения автором психологического здоровья семьи в целом, что позволило показать особенности поведения членов семьи, а так же определить, как данное обстоятельство может изменить уклад жизни всей семьи. Болезнь ребенка может стать событием, которое дает качественную переоценку действительности, реакция на болезнь часто меняет личностные характеристики рядом живущих людей. Заболевание «сахарный диабет» рассматривается как образ жизни, поэтому воспитание ребенка-инвалида повышает требования ко всем членам семьи, обуславливает огромные усилия, заботы, страхи, переживания, трудности не только материального характера. Родители переживая за жизнь ребенка испытывают сложные состояния, которые cопровожаются такими переживаниями, как обид, вина, гнев, отчуждение, а так же одиночество и страх. В качестве основного инструмента для оценки психологического здоровья семьи были выбраны методика В.С. Торохтий и методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. Методы математико-статистической обработки данных  - это корреляционный анализ, критерий Манна-Уитни и коффициент Вилклксона.

В результате исследования был проведен анализ особенностей психологического здоровья семей, воспитывающих подростка имеющего диагноз сахарный диабет, описаны структурные изменения в таких семьях, определены особенности стиля детско-родительского воспитания в семьях воспитывающих подростка имеющего диагноз сахарный диабет, а также содержательно показаны социально-психологические особенности  семьей воспитывающих подростка с диагнозом сахарный диабет в сравнении с семьями, имеющими подростка без хронических заболеваний.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Марина Валерьевна Шамардина, Алтайский государственный университет

 Кандидат психологических наук, доцент

Алтайский государственный университет. Барнаул, Россия.

 

 

 

 

Литература

1. Леонтьев А.Н. (1903-1979). Психологические основы развития ребенка и обучения // Под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009. 422 c.
2. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. 656 с.
3. Болотова Н.П. Системный подход в работе с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Н.П. Болотова // Сборник докладов научно-практической конференции Правительства Московской области. М., 2008. С. 88-104.
4. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения.//Вопросы психологии. 2000. № 3. С.3-14.
5. Головей Л.А. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Санкт-Петербургский государственный университет //Психологический журнал. 2015. С. 32-43.
6. Ижванова Е.М. Проблемы детско-родительских отношений: монография. Москва: ИНФРА-М, 2016. 86, [2] с.. (Научная мысль. Психология). Библиогр.: с. 84-87.
7. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка в семье: советы психотерапевта/ В.И. Гарбузов. - СПб.: КАРО, 2006. 295, [1] с.: ил.. Библиогр.: с. 291-294.
8. Ральникова И.А., Шамардина М.В., Першина Н.А. Заболевание сахарным диабетом в подростковом возрасте как переломное жизненное событие / / Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 295-299.
9. Торохтий В.С. Семейная инфраструктура: состояние и перспективы развития / /Семья в России 1999. №1-2. С.54-61.

REFERENCES

1. Leontiev A.N. (1903-1979). Psychological Foundations of Child Development and Learning . Ed. YES. Leontiev, A.A. Leontiev. - M.: Sense, 2009.442 p.
2. Eidemiller E.G., Justitskis V. Psychology and psychotherapy of the family. St. Petersburg: Peter, 2001.656 р.
3. Bolotova N.P. A systematic approach to working with a family raising a child with disorders of the musculoskeletal system . Collection of reports of the scientific-practical conference of the Government of the Moscow region. M., 2008.S. 88-104.
4. Smirnova E.O., Bykova M.V. Experience in researching the structure and dynamics of parental relationships. .Psychology issues. 2000. No. 3. рр.3-14.
5. Golovey L.A. Parent-child relationships in stable and crisis periods of childhood . St. Petersburg State University . Psychological Journal. 2015, рр. 32-43.
6. Izhvanova E.M. Problems of parent-child relationships: a monograph. - Moscow: INFRA-M, 2016. - 86 p . - (Scientific Thought. Psychology). - Bibliography: p. 84-87.
7. Garbuzov V.I. Raising a child in the family: advice from a psychotherapist. - St. Petersburg: KARO, 2006, 295 p. Bibliography: p. 291-294.
8. Ralnikova I.A., Shamardina M.V., Pershina N.A. Diabetes mellitus in adolescence as a turning point in life . World of Science, Culture, Education. 2016. No. 2 (57). рр. 295-299.
9. Torokhtiy V.S. Family infrastructure: state and development prospects . Family in Russia 1999. No. 1-2. рр.54-61.
Опубликован
2019-12-20
Как цитировать
1. Шамардина М. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ С ДИАГНОЗОМ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019. Т. 5. № 5(16). С. 25-32. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/7217.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры