ОСНОВА ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЙМОНСКИХ СТАРОВЕРОВ: ИСТОРИКО-РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

  • Татьяна Александровна Артамонова Алтайский государственный аграрный университет

Аннотация

Системный кризис современного общества все острее ставит вопрос о поисках механизмов сохранения физического и духовного здоровья личности. Безудержный информационный поток, ускорение ритма жизни, все возрастающие требования профессиональной конкурентоспособности и многое другое создают повышенную психоэмоциональную нагрузку в жизни современного человека. На наш взгляд, анализ опыта прошлых поколений, особенно жителей Сибири, которые в тяжелых социально-политических, хозяйственно-экономических и природно-климатических условиях смогли выработать особый стрессоустойчивый уклад жизни и сохранить телесное здоровье, поможет найти выход из сложившейся ситуации. Примером такой жизнестойкости, выносливости и морально-психической устойчивости может служить старообрядческое население Уймонской долины Горного Алтая. В связи с церковными реформами, старообрядцы были вынуждены переселиться из Центральной России. В суровых условиях Сибири они не только выжили, но ко второй половине ХIХ века создали устойчивые формы быта и хозяйствования. Близость к природе, использование ее целебных сил и духовного заряда позволило им пережить многие испытания. Все это явилось основой физического воспроизводства семейных и социальных отношений. Также уймонские староверы сохранили свои культурно-религиозные ценности, обеспечивающие духовную и моральную стойкость. Главной социальной ценностью была семья и ее укорененность в общине.

Целью данного исследования является выявление тех социальных, хозяйственно-бытовых, культурно-религиозных факторов, которые помогли староверческому населению Горного Алтая адаптироваться в суровых природно-климатических условиях высокогорья и наладить стабильную хозяйственно-экономическую жизнь, сохранить свои культурные и религиозные традиции, а также выработать механизмы стрессоустойчивого поведения, как залога духовного и физического здоровья.

Выводы данного исследования актуальны для формирования жизненных ценностей молодого поколения и коррекции жизненной траектории зрелых людей. Современные концепции здорового образа жизни в основном сосредоточены на сохранении телесного здоровья. Их необходимо дополнить представлениями о духовном здоровье личности, здоровье семьи и общества. В этом заключается научно-теоретический потенциал данной статьи.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Татьяна Александровна Артамонова, Алтайский государственный аграрный университет

Канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин. Алтайский государственный аграрный университет, Барнаул, Россия. 

 

 

Литература

1. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. С. 4-60.
2. Воронцов П.Г., Ушакова Е.В. Видоизменения образа жизни молодого человека: здоровый, нездоровый и манипулятивный // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 2 (13). С 14-24.
3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
4. Апенышева Л.Г., Ушаков П.В., Ушакова Е.В. Системно-философский анализ и научно-интегративный подходы к телесному и психодуховному здоровью человека // Философия, методология, история знаний. Сборник научных трудов Сибирского института знаниеведения. Барнаул, 2014. С. 226-229.
5. Алтай и Гималаи как уникальные культурно-биосферные регионы Евразии /
Под ред. А.В. Иванова, И.В. Фотиевой. Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017.
336 с.
6. Кучуганова Р.П. Уймонские староверы. Обычаи, традиции, культура. Изд-е 2-ое, перераб. и доп. Чебоксары: «Новое время», 2014. 284 с.
7. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: путевой дневник. Рига: Виеда, 1992. 336 с.
8. Артамонова Т.А. Принципы подлинного хозяйствования в горных поселениях как форма устойчивого развития природного и человеческого потенциала // Аграрная наука – сельскому хозяйству: сборник статей: в 3 кн. / XII Международная научно-практическая конференция (7-8 февраля 2017 г.). Барнаул: РИО Алтайского ГАУ, 2017. Кн. 1. С. 24-26.
9. Каланчина И.Н. Культурные и природные составляющие сакрального ландшафта Уймонской долины // Полевые исследования на Алтае, в Прииртышье и Верхнем Приобье (археология, этнография, устная история). – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2018. С. 228-234.
10. Шитова Н.И. Особенности мировоззрения уймонских старообрядцев в нарративных источниках ХХ в. (по материалам рукописей Т.Ф. Бочкарева) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й международной научной конференции, посвященной 20-летию историко-исследовательского сектора ЛИК АлтГПА. Вып. 8 / под ред. Т.К. Щегловой. Барнаул: АлтГПА, 2011. с. 287-291.
11. Любимова Г.В. Картина мира современных старообрядцев. «Последние времена» как социально-историческая и экологическая катастрофа // Славяне в сибирском сообществе. Н-к: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 2006. с. 51-84.
12. Журавель О.Д. К изучению топики старообрядческой культуры: пустыня как святая земля // Гуманитарные науки в Сибири. 2001. № 3. с.56-60.
13. Логинова Н.С., Пономаренко О.П. Основы традиционного семейного воспитания уймонских староверов // Ценности человеческого бытия: материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Барнаул, 6–7 октября 2016 г. / под ред. С. А. Ан. Барнаул: АлтГПУ, 2016. С. 122-125.

REFERENCES

1. Lorents K. (1998) Oborotnaia storona zerkala. M.: Respublika. p. 4-60. (in Russian).
2. Vorontsov P.G., Ushakova E.V. (2019). Vidoizmeneniia obraza zhizni molodogo cheloveka: zdorovyi, nezdorovyi i manipuliativnyi . Health, Physical Culture and Sports. № 2 (13), pp. 14-24 (in Russian).
3. Frankl V. (1990). Chelovek v poiskakh smysla. M.: Progress, p. 368 (in Russian).
4. Apenysheva L.G., Ushakov P.V., Ushakova E.V. (2014). Sistemno-filosofskii analiz i nauchno-integrativnyi podkhody k telesnomu i psikhodukhovnomu zdorov'iu cheloveka . Filosofiia, metodologiia, istoriia znanii. Sbornik nauchnykh trudov Sibirskogo instituta znanievedeniia. Barnaul, pp. 226-229 (in Russian).
5. Altai i Gimalai kak unikal'nye kul'turno-biosfernye regiony Evrazii .Pod red. A.V. Ivanova, I.V. Fotievoi.( 2017). Barnaul: RIO Altaiskogo GAU,
pp. 336 (in Russian).
6. Kuchuganova R.P. (2014). Uimonskie starovery. Obychai, traditsii, kul'tura. Izd-e 2-oe, pererab. i dop. Cheboksary: "Novoe vremia', pp. 284 (in Russian).
7. Rerikh N.K. (1992). Altai – Gimalai: putevoi dnevnik. Riga: Vieda, pp. 336 (in Russian).
8. Artamonova T.A. (2017). Printsipy podlinnogo khoziaistvovaniia v gornykh poseleniiakh kak forma ustoichivogo razvitiia prirodnogo i chelovecheskogo potentsiala .Agrarnaia nauka – sel'skomu khoziaistvu: sbornik statei: v 3 kn.. XII Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentsiia (7-8 fevralia 2017 g.). Barnaul: RIO Altaiskogo GAU, Kn. 1, pp. 24-26 (in Russian).
9. Kalanchina I.N. (2018). Kul'turnye i prirodnye sostavliaiushchie sakral'nogo landshafta Uimonskoi doliny . Polevye issledovaniia na Altae, v Priirtysh'e i Verkhnem Priob'e (arkheologiia, etnografiia, ustnaia istoriia). – Gorno-Altaisk: BITs GAGU, pp. 228-234 (in Russian).
10. Shitova N.I. (2011). Osobennosti mirovozzreniia uimonskikh staroobriadtsev v narrativnykh istochnikakh KhKh v. (po materialam rukopisei T.F. Bochkareva) . Etnografiia Altaia i sopredel'nykh territorii: materialy 8-i mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 20-letiiu istoriko-issledovatel'skogo sektora LIK AltGPA. Vyp. 8 . pod red. T.K. Shcheglovoi. Barnaul: AltGPA, pp. 287-291 (in Russian).
11. Liubimova G.V. (2006). Kartina mira sovremennykh staroobriadtsev. "Poslednie vremena' kak sotsial'no-istoricheskaia i ekologicheskaia katastrofa . Slaviane v sibirskom soobshchestve. N-k: In-t arkheologii i etnografii SO RAN, pp. 51-84 (in Russian).
12. Zhuravel' O.D. (2016). K izucheniiu topiki staroobriadcheskoi kul'tury: pustynia kak sviataia zemlia . Gumanitarnye nauki v Sibiri. 2001. № 3. s.56-60. (in Russian).
13. Loginova N.S., Ponomarenko O.P. Osnovy traditsionnogo semeinogo vospitaniia uimonskikh staroverov . Tsennosti chelovecheskogo bytiia: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Barnaul, 6–7 oktiabria 2016 g. . pod red. S. A. An. Barnaul: AltGPU, pp. 122-125 (in Russian).
Опубликован
2019-12-20
Как цитировать
1. Артамонова Т. А. ОСНОВА ДУХОВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЙМОНСКИХ СТАРОВЕРОВ: ИСТОРИКО-РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ И СОЦИАЛЬНО- ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019. Т. 5. № 5(16). С. 41-48. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/7219.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры