Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах

Ключевые слова: социальное здоровье, профессиональная мотивация, преподаватели, возраст, гендер

Аннотация

Мотивация является выраженным фактором плодотворной деятельности специалистов любого профиля и определяет продуктивность труда. Неудовлетворенность ра- ботой ведет к напряжениям и стрессу. Цель работы: изучить структурные, возрастные и ген- дерные характеристики мотивационного комплекса у преподавателей вуза. Материалы и ме- тоды исследования. Исследована мотивация к профессиональной деятельности (опросник К. Замфир в модификации А. Реана, 2006) преподавателей вуза центрального региона РК: 89 ППС Карагандинской академии «Bolashaq» (16 мужчин и 73 женщины) с выявлением ведуще- го мотива в рассчитанном для каждого преподавателя мотивационном комплексе: внутрен- няя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Результаты исследования. Больше половины (68,5%) преподавателей вуза

имеют внутренние мотивы (ВМ) к профессиональной деятельности. Для 11,2% респонден- тов играют роль стремление достичь успеха, сделать карьеру, т. е. для них характерна внешняя положительная мотивация (ВПМ). Однако пятая часть всех опрошенных (20,2%) имеет вне- шний отрицательный мотив (ВОМ), т. е. необходимость заработка, стремление избежать по- рицаний и т.д. В возрастном аспекте ВОМ больше всего демонстрируют преподаватели 40– 69 лет (24,6%), а внутреннюю мотивацию (ВМ) — преподаватели старшего возраста (88,9%). Среди преподавателей женщин почти в 4 раза больше респондентов с внешней отрицатель- ной мотивацией по сравнению с представителями мужского пола. Выводы. Полученные дан- ные свидетельствуют о структурных, возрастных и гендерных различиях в доминирующей мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза. Четверть преподавате- лей среднего возраста и столько же женщин имеют отрицательную мотивацию к профессио- нальной работе, что сопровождается высоким уровнем эмоциональной нестабильности, чре- ватым стрессом и заболеваемостью.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Тнимова Гульбагиза Тауфиковна, Академия «Bolashaq»

доктор медицинских наук, профессор кафедры фармацевтических дисциплин

Литература

Барковская М. Г. Осин А. К. Исследование мотивации педагогической деятельности // Успехи современного естествознания. 2013. No 10. С. 129–132.
Рахимжанова А.Р., Тнимова Г.Т., Курбанова Г.Д., Карабаева А.Б. Методология и методы ис- следования интегрального здоровья индивида: методическое пособие-практикум. Павлодар. 2016. 66 с.
Семенова Е. А., Чопюк Н. Ю. Гендерные различия мотивации: социокультурный контекст // Филология и культура. 2014. No 1 (35).
Тнимова Г.Т., Курбанова Г.Д. Здоровье преподавателей вуза с позиций гендера. «Агаджаня- новские чтения» Сб.трудов II Всероссийской науч.-практич. конф. М., 2018. С. 261–262.

REFERENCES
Barkovskaja M.G. Osin A.K. (2013). Issledovanie motivacii pedagogicheskoj dejatel’nosti. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 10. Рр. 129–132.
Rahimzhanova A. R., Tnimova G. T., Kurbanova G. D., Karabaeva A. B. (2016). Metodologija i metody issledovanija integral’nogo zdorov’ja individa: metodicheskoe posobie-praktikum. Pavlodar. 66 р.
Semenova E. A., Chopjuk N. Ju. (2014). Gendernye razlichija motivacii: sociokul’turnyj kontekst. Filologija i kul’tura, 1 (35).
Tnimova G. T., Kurbanova G. D. 2018). Zdorov’e prepodavatelej vuza s pozicij gendera. «Agadzhanjanovskie chtenija» Sb.trudov II Vserossijskoj nauch.-praktich. konf. Moscow, pp. 261–262.
Опубликован
2020-06-04
Как цитировать
1. Тнимова Г. Т. Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2020. Т. 2. № 18. С. 29-33. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/7941.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры