Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах

Ключевые слова: социальное здоровье, профессиональная мотивация, преподаватели, возраст, гендер

Аннотация

Мотивация является выраженным фактором плодотворной деятельности специалистов любого профиля и определяет продуктивность труда. Неудовлетворенность ра- ботой ведет к напряжениям и стрессу. Цель работы: изучить структурные, возрастные и ген- дерные характеристики мотивационного комплекса у преподавателей вуза. Материалы и ме- тоды исследования. Исследована мотивация к профессиональной деятельности (опросник К. Замфир в модификации А. Реана, 2006) преподавателей вуза центрального региона РК: 89 ППС Карагандинской академии «Bolashaq» (16 мужчин и 73 женщины) с выявлением ведуще- го мотива в рассчитанном для каждого преподавателя мотивационном комплексе: внутрен- няя мотивация (ВМ), внешняя положительная мотивация (ВПМ) и внешняя отрицательная мотивация (ВОМ). Результаты исследования. Больше половины (68,5%) преподавателей вуза

имеют внутренние мотивы (ВМ) к профессиональной деятельности. Для 11,2% респонден- тов играют роль стремление достичь успеха, сделать карьеру, т. е. для них характерна внешняя положительная мотивация (ВПМ). Однако пятая часть всех опрошенных (20,2%) имеет вне- шний отрицательный мотив (ВОМ), т. е. необходимость заработка, стремление избежать по- рицаний и т.д. В возрастном аспекте ВОМ больше всего демонстрируют преподаватели 40– 69 лет (24,6%), а внутреннюю мотивацию (ВМ) — преподаватели старшего возраста (88,9%). Среди преподавателей женщин почти в 4 раза больше респондентов с внешней отрицатель- ной мотивацией по сравнению с представителями мужского пола. Выводы. Полученные дан- ные свидетельствуют о структурных, возрастных и гендерных различиях в доминирующей мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза. Четверть преподавате- лей среднего возраста и столько же женщин имеют отрицательную мотивацию к профессио- нальной работе, что сопровождается высоким уровнем эмоциональной нестабильности, чре- ватым стрессом и заболеваемостью.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Тнимова Гульбагиза Тауфиковна, Академия «Bolashaq»

доктор медицинских наук, профессор кафедры фармацевтических дисциплин

Литература

Барковская М. Г. Осин А. К. Исследование мотивации педагогической деятельности // Успехи современного естествознания. 2013. No 10. С. 129–132.
Рахимжанова А.Р., Тнимова Г.Т., Курбанова Г.Д., Карабаева А.Б. Методология и методы ис- следования интегрального здоровья индивида: методическое пособие-практикум. Павлодар. 2016. 66 с.
Семенова Е. А., Чопюк Н. Ю. Гендерные различия мотивации: социокультурный контекст // Филология и культура. 2014. No 1 (35).
Тнимова Г.Т., Курбанова Г.Д. Здоровье преподавателей вуза с позиций гендера. «Агаджаня- новские чтения» Сб.трудов II Всероссийской науч.-практич. конф. М., 2018. С. 261–262.

REFERENCES
Barkovskaja M.G. Osin A.K. (2013). Issledovanie motivacii pedagogicheskoj dejatel’nosti. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 10. Рр. 129–132.
Rahimzhanova A. R., Tnimova G. T., Kurbanova G. D., Karabaeva A. B. (2016). Metodologija i metody issledovanija integral’nogo zdorov’ja individa: metodicheskoe posobie-praktikum. Pavlodar. 66 р.
Semenova E. A., Chopjuk N. Ju. (2014). Gendernye razlichija motivacii: sociokul’turnyj kontekst. Filologija i kul’tura, 1 (35).
Tnimova G. T., Kurbanova G. D. 2018). Zdorov’e prepodavatelej vuza s pozicij gendera. «Agadzhanjanovskie chtenija» Sb.trudov II Vserossijskoj nauch.-praktich. konf. Moscow, pp. 261–262.
Опубликован
2020-06-04
Как цитировать
Тнимова Г. Т. Изучение мотивации к профессиональной деятельности преподавателей вуза в возрастном и гендерном аспектах // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2020. Т. 2, № 18. С. 29-33. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/7941.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share