Определение наглядно – образной памяти у дзюдоистов и грепплеров (спортивная борьба)

Ключевые слова: дзюдо, грепплинг, наглядно-образная память, тренировочный процесс

Аннотация

Аннотация. Статья посвящена исследованию наглядно-образной памяти у представителей борцовских дисциплин дзюдо, грепплинг (спортивная борьба) различной квалификации. Разработан модифицированный тест: «Запоминание бросковых и борцовских элементов» в основу которого легла методика «Узнавание фигур» Т.Г Богданова, Т.В. Корнилова. Проведен сравнительный анализ с учетом возрастных особенностей, спортивной квалификации и внутривидовой специализации. В исследовании изучалась роль наглядно-образной памяти в борцовских дисциплинах дзюдо и грепплинг. Определяли развитие наглядно-образной памяти у спортсменов различной спортивной квалификации, средства спортивной тренировки борцов, применяемые для  запоминания и использования полученного опыта в тренировочном и соревновательном процессе, основные технико-тактические действия, применяемые борцами для выведения из равновесия соперников в целях успешного выполнения броска. В процессе работы теоретически разработан и экспериментально обоснован модифицированный тест «Запоминание бросковых и борцовских элементов» для диагностики уровня развития наглядно-образной памяти у борцов. Полученные результаты исследования подтверждают высокую эффективность развития наглядно-образной памяти у спортсменов представляющих борцовские дисциплины дзюдо и грепплинг для дальнейшей эффективной подготовки спортсменов высокой квалификации (Ткачева, 2012). Педагогический эксперимент способствовал повышению качества спортивно-тренировочного процесса подготовки борцов и впоследствии результативности соревновательной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Грязных Андрей Витальевич , Югорский государственный университет

Доктор биологических наук, профессор

Мустафин Валентин Радикович , Югорский государственный университет

Магистр по направлению 49.04.01. «физическая культура»

Литература

1. Ткачева М. С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта Известия Саратовского университета. Новая Серия. Акмеология образования. Психология развития. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2012. № 4. С. 65-69.
2. Соколовский В. С. Современные аспекты адаптации организма человека к напряженной мышечной деятельности Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации. 2006. № 2 (17). С. 13-19.
3. Павленкович С. С. Роль индивидуально-психологических особенностей студентов-спортсменов в адаптации к соревновательной деятельности Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сб.ст.по мастер. IV Междунар. межвуз. учеб - метод. и науч - практ. конф. Саратов: Центр социальных агроинноваций СГАУ, 2016. С. 35-39.
4. Умаров М. К. Формирование логических компонентов технико-тактических действий в единоборствах на основе самбо Вести. Московского гос. ун-та леса – ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК. 2014. Т.18. № 4. С. 241-245.
5. Гасанов Р. Г., Иванков Ч. Т., Сафошин А. В. Повышение технико-тактической подготовки юных дзюдоистов с учетом динамических ситуаций соревновательной деятельности Наука и Школа. 2015. № 1. С. 135-141.
6. Авдеев Ю. В., Воробьев В. А., Тараканов Б. И., Ундаганов М. У. Влияние регламента соревновательных поединков на спортивно-технические показатели квалифицированных борцов Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2009. № 4 (50). С. 3-6.
7. Камалов Р. З. Использование классификации тактических приёмов как системного определителя спортивных и личностных качеств единоборцев в соревновательной практике Вестник Казанского юридического института - МВД РФ. 2009. № 1 (7). С 91.
8. Схаляхо Ю. М. Развитие классификаций технических дествий в спортивной борьбе и перспективы их дальнейшего использования в методологии борьбы дзюдо Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. С. 93.
9. Осипов Д. А. Совершенствование мотивационной сферы и памяти как структурных компонентов афферентного синтеза двигательных навыков боксера Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Том № 13. С. 57-64.
10. Федяев Н. А. Экспериментальные исследования формирования индивидуальных технических действий у юных дзюдоистов Вестник спортивной науки. 2014.С. 28-32.

References

1. Tkacheva M. S. (2012) Features of functioning of cognitive mental processes in various sports. Izvestiya of Saratov University. new series. Acmeology of education. Developmental psychology. Saratov: Saratov national research state University named after N. G. Chernyshevsky. no. 4. Pp. 65-69.
2. Sokolovsky V. S. (2006) Modern aspects of adaptation of the human body to strenuous muscular activity. Physical culture in prevention, treatment and rehabilitation. No. 2 (17). Pp. 13-19.
3. Pavlenkovich S. S. (2016) The Role of individual psychological characteristics of student-athletes in adaptation to competitive activities. Actual problems and prospects of development of physical culture and sport in higher educational institutions of the Ministry of agriculture of Russia: collection of articles on master. IV mezhdunar. inter-University. study method. and scientific-practical Conf. Saratov: center of social agroinnovations of SSAU. Pр. 35-39.
4. Umarov M. K. (2014) Formation of logical components of technical and tactical actions in single combats on the basis of Sambo. Lead. Moscow state University. University forest – the FOREST BULLETIN. 4(18). Pp. 241-245.
5. Hasanov R. G., Ivankov CH. T., Safoshin A.V. (2015) Increase of technical and tactical training of young judoists taking into account dynamic situations of competitive activity. Science and School. no. 1. Pp. 135-141.
6. Avdeev Yu. V., Vorobyov V. A., Tarakanov B. I., Undaganov M. U. (2009) Influence of regulations of competitive duels on sports and technical indicators of qualified wrestlers. Scientific notes of the University named after p. F. Lesgaft. No. 4 (50). Pp. 3-6.
7. Kamalov R. Z. (2009) Using the classification of tactical techniques as a system determinant of sports and personal qualities of martial artists in competitive practice. Bulletin of the Kazan law Institute-Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. No. 1 (7). Р. 91.
8. Shalyakho Yu. M. (2009) Development of classifications of technical actions in wrestling and prospects of their further use in the methodology of judo wrestling. Bulletin of the Adygeya state University. Series 3: Pedagogy and psychology. P. 93.
9. Osipov D. A. (2018) Improvement of motivational sphere and memory as structural components of afferent synthesis of motor skills of a boxer. Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport. 2018. Volume 13. Pp. 57-64.
10. Fedyaev N. A. (2014) Experimental studies of the formation of individual technical actions in young judoists. Bulletin of sports science. Pp. 28-32.
Опубликован
2020-06-29
Как цитировать
Грязных А. В., Мустафин В. Р. Определение наглядно – образной памяти у дзюдоистов и грепплеров (спортивная борьба) // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2020. Т. 19, № 3. С. 97-105. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/8134.
Раздел
Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм
Bookmark and Share