АГРЕССИЯ, САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЛИЗНЕЦОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: англо-болгарские метафорические терминоединицы, дентальная и черепно-челюстно-лицевая терминология, метафорическая модель

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического осмысления и эмпирического исследования роли близнецовой ситуации в психологическом здоровье близнецовдошкольного возраста. Психологическое здоровье связано с гармоничным развитием личности, которое затруднено в рамках близнецовой ситуации ввиду частого соперничествамежду близнецами. Целью научной работы стало выявление взаимосвязей между уровнемсамооценки, уровнем притязаний и агрессией в контексте психологического здоровья близнецов дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 50 пар близнецов. В качестве диагностического инструментария для реализации цели исследования использован комплекскачественных и количественных методов оценки, среди которых наблюдение за игровой деятельностью, оценка уровня притязаний, применение методики «Какой Я» О.С. Богдановой.Для математико-статистической обработки данных использованы: однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ Спирмена. В результате проведенного исследованиядоказано, что вследствие особой социальной ситуации развития, связанной с уникальнымивнутрипарными взаимодействиями, близнецы дошкольного возраста часто имеют отношения соперничества, в которых проявляется агрессивное поведение. Выявлены различия уровня притязаний и самооценки у близнецов с низким, средним и высоким уровнем прояв-ления агрессии. Доказано, что агрессивное поведение близнецов дошкольного возрастасвязано с высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой дошкольников. Низкая самооценка повышает вероятность агрессивного поведения близнецов-дошкольников. Вследствиевысокого уровня притязаний близнецы часто имеют низкие результаты собственной деятельности, что приводит к появлению агрессивных форм поведения. Авторы подчеркивают, чтопсихологическое здоровье близнецов дошкольного возраста должно находиться в областипристального внимания педагогов дошкольных образовательных учреждений ввиду их особой социальной ситуации развития, создающей условия для соперничества.

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Кузьмина Анна Сергеевна, Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии

Прайзендорф Екатерина Сергеевна, Алтайский государственный университет

Старший преподаватель кафедры общей и прикладной психологии

Литература

Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2001. 349 с.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

Братусь Б.С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 301 с.

Выготский Л. С. Проблема возраста // Психология. М. : ЭКСМО пресс, 2000. 1008 с.

Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка // Психология личности / под

ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёва. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1982. 187 с.

Выготский Л. С. Проблемы развития психики // Собр. соч. : в 6 т. М., 1983. Т. 3. 369 с.

Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития //

Развитие личности. 2015. №2. С. 67–95

Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб. : Питер, 1997. 116 с.

Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. : Политиздат, 1984. 335 с.

Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. Т. 2, вып. 4. С. 40–47.

Морозова Т.Б. Особенности работы с детьми-близнецами // Народное образование. 2009.

№ 1. С. 10–18.

Мухина B.C. Психология дошкольника. М. : Апрель, 1975. 352 с.

Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 71–76.

Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Владос, 2003. 368 с.

Смирнова Е. О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,

проблемы, коррекция. М. : Владос, 2005. 158 с.

Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1989. 215 с.

Столин В. В. Самосознание личности. М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1983. 284 с.

Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. М.: МГПУ, 2006. 100 с.

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников : автореф. дис. … д-ра

психол. наук. М., 2001.

Эльконин Д. Б. Детская психология. М. : Академия, 2007. 384 с.

Cassell S. Examining the twin bond: A look at the psychological development of twins and the differences

in individuality and identity differentiation between fraternal and identical same-sex twins. Unpublished

manuscript, Washington, DC: American University 2011. 18 p.

REFERENCES

Bozhovich L. I. (2001). Problemy formirovaniya lichnosti: Izbr. psihol. tr. / Pod red. D. I. Fel’dshtejna;

Mosk. psihol.-soc. in-t. 3-e izd. M.: MPSI, 2001 (in Russian).

Bozhovich L. I. (1968). Lichnost’ i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1968

(in Russian).

Bratus’ B.S. (1988) Anomalii lichnosti. M.: Mysl’, 1988 (in Russian).

Vygotskij L. S. (2000). Problema vozrasta // Psihologiya. M.: EKSMO press, 2000 (in Russian).

Vygotskij L. S. (1982). Razvitie lichnosti i mirovozzrenie rebyonka // Psihologiya lichnosti / Pod red.

YU. B. Gippenrejter, A. A. Puzyryova. M.: izd-vo Moskovskogo gos. Un-ta, 1982 (in Russian).

Vygotskij L. S. (1983). Problemy razvitiya psihiki // Sobr. soch. v 6-ti t. M., 1983. T. 3 (in Russian).

Dubrovina I. V. (2015) Psihologicheskoe zdorov’e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya //

Razvitie lichnosti. 2015. №2. pp. 67–95 (in Russian).

Zaharov A.I. (1997) Preduprezhdenie otklonenij v povedenii rebenka. SPb. : Piter, 1997 (in Russian).

Kon I. S. (1984). V poiskah sebya: Lichnost’ i ee samosoznanie. M.: Politizdat, 1984 (in Russian).

Karabanova O. A. (2007). Ponyatie «social’naya situaciya razvitiya» v sovremennoj psihologii //

Metodologiya i istoriya psihologii. 2007. Tom 2. Vypusk 4. pp. 40–47 (in Russian).

Morozova T. B. (2009). Osobennosti raboty s det’mi bliznecami // Narodnoe obrazovanie. 2009. №1.

pp. 10–18 (in Russian).

Muhina B. C. (1975). Psihologiya doshkol’nika. M. : Aprel’, 1975 (in Russian).

Smirnova E. O. (1996). Problema obshcheniya rebenka i vzroslogo v rabotah L. S. Vygotskogo

i M. I. Lisinoj // Voprosy psihologii. 1996. №6. pp. 71–76 (in Russian).

Smirnova E. O. (2003). Detskaya psihologiya. M. : Vlados (in Russian).

Smirnova E. O., Holmogorova V.M. (2005) Mezhlichnostnye otnosheniya doshkol’nikov: diagnostika,

problemy, korrekciya M. : Vlados, 2005 (in Russian).

Sokolova E.T. (1989). Samosoznanie i samoocenka pri anomaliyah lichnosti. M.: Izd-vo Moskovskogo

gos. un-ta, 1989 (in Russian).

Stolin V. V. (1983). Samosoznanie lichnosti. M.: Izd-vo Moskovskogo gos. un-ta,1983 (in Russian).

Torohtij V.S. (2006) Metodika diagnostiki psihologicheskogo zdorov’ya sem’i. M.: MGPU, 2006. 100 s.

(in Russian).

El’konin D. B. (2007). Detskaya psihologiya. M. : Akademiya, 2007 (in Russian).

Cassell S. (2011). Examining the twin bond: A look at the psychological development of twins

and the differences in individuality and identity differentiation between fraternal and identical same-sex

twins. Unpublished manuscript, Washington, DC: American University. 18 p.

Опубликован
2021-04-02
Как цитировать
Кузьмина А. С., Прайзендорф Е. С. АГРЕССИЯ, САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЛИЗНЕЦОВ-ДОШКОЛЬНИКОВ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2021. Т. 21, № 1. С. 4-13. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/9430.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)