ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ГЕМОДИНАМИКИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

  • Иван Бочарин Приволжский исследовательский медицинский университет Email: bocharin.ivan@mail.ru
  • Андрей Мартусевич Приволжский исследовательский медицинский университет Email: cryst-mart@yandex.ru
  • Максим Гурьянов Приволжский исследовательский медицинский университет Email: msg210411@yandex.ru
  • Дарья Чечурова Приволжский исследовательский медицинский университет Email: dariachechurova28@gmail.com
Ключевые слова: физические нагрузки, система спортивного тестирования, гемодинамика, вариабельность сердечного ритма, студенты

Аннотация

Целью данной статьи послужило изучение состояния параметров гемодинамики студентов в зависимости от наличия или отсутствия спортивной подготовки. В исследование вошли результаты кардиоинтервалографического обследования 102 студентов (возраст 19–20 лет), дифференцированных на студентов, регулярно занимающихся физической нагрузкой, и студентов, у которых практически не наблюдается физическая активность. Для регистрации ЭКГ и анализа гемодинамических показателей, в том числе характеризующих вариабельность сердечного ритма, применяли систему спортивного тестирования «Medical Soft» (вариант «MS FIT Pro», Россия). Для мониторинга использовали стандартные гемодинамические параметры (уровень артериального давления, частота пульса, ударный объем, сердечный выброс и др.), статистические и спектральные показатели вариабельности сердечного ритма, а также интегральный критерий состояния микроциркуляции. Анализ данных производили в соответствии с возрастными нормативами, сформированными разработчиками оборудования. Проведенное исследование позволило установить, что изученные гемодинамические индикаторы и параметры вариабельности сердечного ритма у большинства студентов-спортсменов в целом укладывались в пределы физиологического возрастного диапазона. У тренированной группы лиц наблюдались более низкий уровень частоты сердечных сокращений, меньший риск аритмогенных событий, повышенная симпатическая стимуляция миокарда, больший объем кровеносных сосудов и тонус артериол. Следовательно, большими адаптивными резервами и лучшей тренированностью миокарда обладают студенты, занимающиеся физическими упражнениями.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Иван Бочарин, Приволжский исследовательский медицинский университет

Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Приволжский исследовательский медицинский университет (Нижний Новгород, Россия), аспирант кафедры физиологии и биохимии животных, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (Нижний Новгород, Россия)

Андрей Мартусевич, Приволжский исследовательский медицинский университет

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории медицинской биофизики, Приволжский исследовательский медицинский университет (Нижний Новгород, Россия), профессор кафедры физиологии и биохимии животных, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (Нижний Новгород, Россия).

Максим Гурьянов , Приволжский исследовательский медицинский университет

Доктор медицинских наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры и спорта, Приволжский исследовательский медицинский университет (Нижний Новгород, Россия).

Дарья Чечурова , Приволжский исследовательский медицинский университет

Студентка лечебного факультета, Приволжский исследовательский медицинский университет (Нижний Новгород, Россия).

Литература

1. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма в космической медицине. Физиология человека 2002; 28(2): 70–82.
2. Бочарин И.В., Мартусевич А.К., Гурьянов М.С., Киселев Я.В., Канатьев К.Н., Полебенцев С.Н. Результаты скринингового обследования состояния сердечно-сосудистой системы студенческой молодежи г. Нижнего Новгорода. International Journal of Medicine and Psychology 2020; 3(1): 118–121.
3. Ноздрачев А.Д, Щербатых Ю.В. Современные способы оценки функционального состояния автономной (вегетативной) нервной системы. Физиология человека 2001; 27(6): 95–101.
4. Котельников С.А. с соавт. Вариабельность ритма сердца: представления о механизмах. Физиология человека 2001; 28(1): 130–143.
5. Остроумова О.Д. с соавт. Спектральный анализ колебаний частоты сердечных сокращений у больных эссенциальной артериальной гипертензией. Российский кардиологический журнал 2000; 26(6): 64–71.
6. Перетягин С.П., Мартусевич А.К., Борисов В.И. Исследование особенностей вариабельности сердечного ритма у пациентов с ожогами. Вестник анестезиологии и реаниматологии 2011; 8(4): 10–14.
7. Мартусевич А.К., Жукова Н.Э. Вариабельность сердечного ритма в динамике купирования алкогольного абстинентного синдрома. Вопросы наркологии 2011; 4: 11–16.
8. Першина Т.А., Спицин А.П. Особенности гемодинамики у студенток с наследственной отягощенностью по артериальной гипертензии в условиях экзаменационного стресса. Гигиена и санитария 2013; 3: 80–85.
9. Britton D.M., Kavanagh E.J., Polman R.C. (2019). Validating a self-report measure of student athletes' perceived stress reactivity: associations with heart-rate variability and stress appraisals. J. Front Psychol. 10: 1083. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01083.
10. Misigoj-Durakovic M., Durakovic Z., Prskalo I. (2016). Heart rate-corrected QT and JT intervals in electrocardiograms in physically fit students and student athletes. Ann. Noninvasive Electrocardiol. 21(6): 595–603. DOI: 10.1111/anec.12374.
11. Boettger S., Puta C., Yeragani V.K., Donath L., Müller H.J., Gabriel H.H., Bär K.J. (2010). Heart rate variability, QT variability, and electrodermal activity during exercise. Med. Sci. Sports Exerc. 42(3): 443–448. DOI: 10.1249/MSS.0b013e3181b64db1.
12. Hulka O.V. (2015). Dynamics of spectral indexes of heart variability rate of the students with different character of the educational loading. Fiziol. Zh. 61(4): 98–104. DOI: 10.15407/fz61.04.098.
13. Pichon A, Nuissier F, Chapelot D. (2010). Heart rate variability and depressed mood in physical education students: a longitudinal study. Auton Neurosci. 156(1–2): 117–23. DOI: 10.1016/j.autneu.2010.03.019.
14. Redondo B., Vera J., Luque-Casado A., García-Ramos A., Jiménez R. (2019). Associations between accommodative dynamics, heart rate variability and behavioural performance during sustained attention: A test-retest study. Vision Res. 163: 24–32. DOI: 10.1016/j.visres.2019.07.001.
15. Sztajzel J. (2004). Heart rate variability: a noninvasive electrocardiographic method to measure the autonomic nervous system. Swiss med wkly. 134: 514–522.
16. Wang X., Yan C., Shi B., Liu C., Karmakar C., Li P. (2018). Does the temporal asymmetry of short-term heart rate variability change during regular walking? A pilot study of healthy young subjects. Comput. Math. Methods Med. 2018: 3543048. DOI: 10.1155/2018/3543048.
17. Drezner J.A., Peterson D.F., Siebert D.M., Thomas L.C., Lopez-Anderson M., Suchsland M.Z., Harmon K.G., Kucera K.L. (2019). Survival After Exercise-Related Sudden Cardiac Arrest in Young Athletes: Can We Do Better? Sports Health. 11(1): 91–98. DOI: 10.1177/1941738118799084.
18. Perkins S.E., Jelinek H.F., Al-Aubaidy H.A., de Jong B. (2017). Immediate and long term effects of endurance and high intensity interval exercise on linear and nonlinear heart rate variability. J. Sci. Med. Sport. 20(3): 312–316. DOI: 10.1016/j.jsams.2016.08.009.
19. Sharashdze N.S., Pagava Z.T., Saatashvili G.A., Agladze R.A. (2008). Heart rhythm abnormalities in middle-aged veteran elite athletes. Georgian Med News. (159): 31–34.
20. Adams J.A., Patel S., Lopez J.R., Sackner M.A. (2018). The Effects of passive simulated jogging on short-term heart rate variability in a heterogeneous group of human subjects. J. Sports Med. 4340925. DOI: 10.1155/2018/4340925.
Опубликован
2021-06-28
Как цитировать
Бочарин И., Мартусевич А., Гурьянов М., Чечурова Д. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ГЕМОДИНАМИКИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2021. Т. 22, № 2. С. 62-71. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/9753.
Раздел
Медико-биологические вопросы здоровья человека
Bookmark and Share