Зеркальная индивидуализация

  • Дмитрий Викторович Белоуско кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр-т Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия. E-mail: beloyskod@rambler.ru Email: beloyskod@rambler.ru
Ключевые слова: индивидуализация, зеркальная индивидуализация, индивидуализирующие условия, опосредованная индивидуализация, делегирование индивидуализирующих функций, личностная индивидуализация, индиви-дуальность, личность

Аннотация

Аннотация. В статье обосновывается идея зеркальной индивидуализации, в основе которой лежит приоритет опосредованных педагогических влияний и делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся. Технически зеркальная индивидуализация предполагает отказ от прямого учета индивидуальных особенностей субъекта обучения и построение индивидуализирующих условий, побуждающих его поступать в соответствии с индивидуальными потенциями, раскрывать индивидуальность. Это обуславливает индивидуализированный путь достижения педагогического результата. Потребность в разработке зеркальной индивидуализации продиктована, во–первых,  необходимостью обеспечивать индивидуализацию на личностном уровне, охватывать всего человека как целостность в масштабе индивидуализированного, персонифицированного формирования ключевых его качеств. Во–вторых, наличием требования простоты и практической доступности к процессу обеспечения индивидуализации. Данное требование обусловлено одной из наиболее значимых проблем индивидуализации со времен появления коллективной формы обучения в условиях классно-урочной системы – дефицитом возможностей для применения индивидуализации в реальном повседневном педагогическом процессе. Особое место при осуществлении зеркальной индивидуализации отводится делегированию индивидуализирующих функций обучающемуся, заключающемуся в самораскрытии им собственного индивидуального потенциала. Подобная практика, с одной стороны, благотворно скажется на уровне глубины обеспечения индивидуализации, позволит более тонко оперировать ее факторами, с другой – будет способствовать снижению усилий на организацию педагогического процесса. Воплощение идеи делегирования индивидуализирующих функций позволяет возложить выполнение данных функций на субъекта, имеющего максимальные возможности наиболее полно реализовать их, – самого обучающегося. Методологической базой  зеркальной индивидуализации являются основные положения гуманистической педагогики, представления об индивидуализации как основополагающем принципе педагогической практики, идеи подготовки обучающегося к эффективной деятельности в условиях неопределенности современного меняющегося мира, лежащие в основе компетентностного и системно-деятельностного подходов.

Abstract. The article explains the idea of the mirror of individualization, which is based on the priority of indirect pedagogical influences and delegation of the functions of individualizing the learner. Technically the mirror individualization involves the rejection of a direct consideration of the individual characteristics of the subject learning and the building of individualizing conditions that encourage it to act in accordance with the individual potentials, to reveal the individuality. This provides an individualized way to achieve outcome. The need to develop a mirror of individualization is dictated, firstly, by the need to provide individualization on a personal level, to cover the whole person as integrity scale individualized, personalized the formation of key qualities. Secondly, the presence of the requirements of simplicity and practical availability to the process of ensuring individualization. This requirement stems from one of the most important problems of individualization since the emergence of collective forms of learning in the class-lesson system – lack of opportunities to use in-dividually in real-life pedagogical process.  The methodological base of the mirror of individualization are the main provisions of humanistic pedagogy, and perceptions of in-dividuality as a fundamental principle of pedagogical practice, the idea of preparing the student to operate effectively in conditions of uncertainty today's changing world, underlie competence-based and system-activity approaches. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Библиографический список

Герт В.А. Индивидуальность и индивидуализация человека / В.А. Герт // Педагогическое образование в России. – 2014. – №4. – С. 209-213.

Зимовина О.А. Индивидуализация образования в условиях компетентностного подхода в информационно-образовательном пространстве вуза / О.А. Зимовина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2014. – №1(23). – С. 22-27.

Юрловская И.А. Индивидуализация обучения как одна из тенденций современного образования / И.А. Юрловская // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. – 2013. – №3. – С. 292-294.

Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст / И.Л. Чернякова // Вестник нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. – 2009. – № 4. – С. 18-23.

Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. … докт. пед. наук / Т.В. Бурлакова. – Ярославль, 2009. – 43 с.

Белоуско Д.В. Некоторые аспекты разработки личностной индивидуализации / Д.В. Белоуско // Развитие науки и образования в современном мире: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г. – М.: Ар-Консалт, 2015. – С. 144-145.

Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад – школа – вуз»: автореф. дис. … докт. пед. наук / Н.А. Завалко. – Барнаул, 2000. – 38 с.

Белоуско Д.В. Индивидуализация посредством делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся (гуманистический аспект) // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2016. – №2. – С. 54-58. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 1.10.2017)

Годник, С.М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и практики /С.М. Годник // Вестник ВГУ. – 2001. – №1, С.27–38. URL: http://www.vestnik.vsu.ru (дата обращения: 1.10.2017)

Белоуско Д.В. Опосредованная индивидуализация в педагогической деятельности // Дискуссия. – 2016. – №10(73). – С. 110-115.

REFERENCES

Gert V.A. 2014. Individual'nost' i individualizatsiya cheloveka . Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 4, рр. 209-213. (in Russian).

Zimovina O.A. 2014. Individualizatsiya obrazovaniya v usloviyakh kompetentnostnogo podkhoda v informatsionno-obrazovatel'nom prostranstve vuza. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus, 1(23), рр. 22-27. (in Russian).

Yurlovskaya I.A. 2013. Individualizatsiya obucheniya kak odna iz tendentsii sovremennogo obrazovaniya . Vektor nauki TGU. Seriya: pedagogika, psikhologiya, 3, рр. 292-294. (in Russian).

Chernyakova I.L. 2009. Individualizatsiya obucheniya kak inno-vatsionnaya ideya sovremennoi pedagogiki: istoriko-kul'turnyi kontekst. Vestnik nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo, 4, рр. 18-23. (in Russian).

Burlakova T.V. 2009. Individualizatsiya professional'noi podgotovki studentov v pedagogicheskom vuze: avtoref. dis. … dokt. ped. Nauk. T.V. Burlakova. Yaroslavl', 43 р. (in Russian).

Belousko D.V. 2015. Nekotorye aspekty razrabotki lichnostnoi individualizatsii. Razvitie nauki i obrazovaniya v sovremennom mire: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 31 marta 2015 g. Moscow: Ar-Konsalt, рр. 144-145 (in Russian).

Zavalko N.A. 2000. Teoriya i praktika individualizatsii protsessa obucheniya v mnogostupenchatoi sisteme «detskii sad – shkola – vuz»: avtoref. dis. … dokt. ped. Nauk, N.A. Zavalko. Barnaul, 38 р. (in Russian).

Belousko D.V. 2016. Individualizatsiya posredstvom delegirovaniya individualiziruyushchikh funktsii obuchayushchemusya (gumanisticheskii aspekt). Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2. рр. 54-58. (in Russian).URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (Аccessed: 1.10.2017)

Godnik, S.M. 2001.Pedagogicheskaya deyatel'nost': paradoksy teorii i praktiki. Vestnik VGU, 1, рр. 27–38 (in Russian).URL: http://www.vestnik.vsu.ru (Аccessed: 1.10.2017)

Belousko D.V. 2016. Oposredovannaya individualizatsiya v pedagog-icheskoi deyatel'nosti. Diskussiya, 10(73). рр.110-115 (in Russian).

Опубликован
2017-11-30
Как цитировать
Белоуско Д. В. Зеркальная индивидуализация // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2017, № 4(7). С. 36-43. URL: http://hpcas.ru/article/view/3466.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share