Исследование влияния применения электронного пособия по предмету «физическое воспитание» в вузе на эффективность овладения материалом

  • Тулеген Амиржанович Ботагариев Email: Botagariev_1959@mail.ru
  • Светлана Сарсенбаевна Кубиева Email: Kubieva_S@mail.ru
  • Александр Иванович Федоров Email: sportscience@mail.ru
Ключевые слова: электронное учебное пособие, студенты, программный материал, физическая культура, рефлексия

Аннотация

Аннотация. В статье определены   теоретические предпосылки проблемы использования информационных технологий на занятиях по физическому воспитанию  в вузе, а именно: использование  опережающей информационной среды физкультурного образования, интеграция информационного обеспечения в единый ресурс; использование информационных технологий обучения необходимо использовать в трех взаимосвязанных направлениях: как объект изучения; как инструмент, программное средство; как новая образовательная технология; реализация электронного учебника на четырех уровнях: концептуальном; технологическом; операционном;  реализующем; использование мультимедейных презентаций; разработка проблемы информационно-компьютерного обеспечения подготовки студентов для повышения эффективности педагогической деятельности и совершенствования  управления процессом их подготовки;  основные направления использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта.  Разработаны критерии влияния применения электронного учебного пособия по предмету «физическая культура » в вузе на эффективность овладения программным материалом (низкий старт): позитивные сдвиги в уровне физической, теоретической, технической  подготовленности, мотивационной деятельности студентов. Разработаны  методические  подходы по использованию электронного учебного пособия: просмотр вместе с преподавателем выбранного из запланированного материала сведений из электронного учебного пособия (лекции, практические занятия, видео, тестирование; самостоятельное изучение отобранного  модуля; практическое закрепление теоретических сведений  на практических занятиях в зале; использование на занятиях. Экспериментально обоснована эффективность использования электронного учебного пособия, которая была подтверждена использованием коэффициента конкордации для определения согласованности мнений экспертов об улучшении техники двигательных действий, реализованной учащимися экспериментальных и контрольных классов. Полученные результаты могут быть использованы учителями физической культуры и студентами для освоения программного материала  с помощью электронного учебника.

Abstract. The article defines theoretical prerequisites for the use of information technologies in physical education classes in the university, namely: the use of an advanced information environment for physical education, the integration of information support into a single resource; the use of information technologies in three interrelated directions: as an object of study; as a tool, a software tool; as a new educational technology; the implementation of an electronic textbook on four levels: conceptual; technological; operating; realizing; use of multimedia presentations; development of the problem of information and computer support for the preparation of students to improve the effectiveness of pedagogical activity and improve the management of the process of their preparation. The criteria for the impact of the use of the electronic textbook on the subject "physical culture" in the university on the effectiveness of mastering the program material (low start) are developed: positive shifts in the level of physical, theoretical, technical preparedness, motivational activity of students. Methodical approaches to the use of the electronic textbook have been developed: a review of the information from the electronic training manual (lectures, practical exercises, video, testing, independent study of the selected module, practical fixing of theoretical information in practical classes in the hall, using in class. The effectiveness of the use of the electronic textbook was experimentally substantiated, which was confirmed by the use of the concordance coefficient to determine the consistency of experts' opinions on improving the technique of motor actions implemented by students in experimental and control classes. The results can be used by teachers and students of physical training for the development of the program material using the electronic textbook.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Тулеген Амиржанович Ботагариев

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой «Физическая культура и спорт», Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, пр. А. Молдагуловой, 34, г. Актобе, 030000, Республика Казахстан. E-mail: Botagariev_1959@mail.ru

 

Светлана Сарсенбаевна Кубиева

кандидат  педагогических наук, старший преподаватель кафедры  «Физическая культура и спорт», Актюбинский региональный государственный университет им .К. Жубанова, пр. А. Молдагуловой, 34, г. Актобе, 030000, Республика Казахстан. E-mail: Kubieva_S @mail.ru

Александр Иванович Федоров
кандидат  педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Южно-Уральский государственный университет, институт спорта, туризма и сервиса, ул. Сони Кривой, д.60, г. Челябинск, Россия. E-mail: sportscience@mail.ru

Литература

Библиографический список

Федоров А.И. Современные информационные технологии в системе высшего физкультурного образования//Теория и практика физической культуры. – 2000. - № 12. - С. 56-59.

Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.

Лищук И.В. Современные информационные технологии в подготовке специалистов по физической культуре в вузе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Выпуск № 11. – 2007. С.100-105.

Яцынин А.И. Электронный учебник по гимнастике для высших физкультурных учебных заведений // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 6. – С.46-51.

Марчук С.А. Современные информационные технологии как средство повышения эффективности образовательного процесса по физическому воспитанию // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 897-901

Дармофал Э.А., Олейник Н.А., Зайцев В.П. Использование в физическом воспитании электронно-вычислительных и мультимедийных технологий // Физическое воспитание студентов. - №2. - 12 февраля 2009. URL: http://bmsi.ru/doc/b2dc8848-a15d-4c95-992f-d9a20ac5e8be (дата обращения: 20.12.2017)

Шапсигов М. М., Попова Л. С. Особенности использования информационных технологий в области физической культуры и спорта // Управление экономическими системами : электронный научный журнал ВАК. - 2016. - С. 96-112. URL: http://www.uecs.ru (дата обращения: 27.12.2017)

Петров П.К. Основные направления научных исследований и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15645 (дата обращения: 20.12.2017)

Конев Д.С., Вяткин М.А., Симонова И.М., Мишнева С.Д. Применение информационных технологий в физической культуре и спорте // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы V международной научно-практической конференции, 28 февраля 2016 г., г. Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. - С. 207-210.

Ботагариев Т.А., Кубиева С.С., Курмангалиев Е.К., Мурунчаева Г.Ж. Физическое воспитание в вузе / электронный учебник. - Актюбинский государственный педагогический институт, 2011. (Свидетельство о государственной регистрации на объект авторского права № 756 от 11 июня 2012 г.)

REFERENCES

Fedorov A. I. (2000). Sovremennyei nformatsionnye tekhnologii v sisteme vysshego fizkulturnogo obrazovaniya. Teoriya I praktika fizicheskoi kultury. No. 12, р. 56-59 [in Russian]

ZheleznyakYu. D., Petrov P.K. (2002). Osnovy nauchno-metodicheskoy deyatelnosti v fizicheskoi culture i sporte. Uchebnoye posobiye dlya stud. vysh.ucheb. zavedeniy. - Moscow: Publishing Center «Academy». 264 p. [in Russian]

Lishuk I. V. (2007). Sovremennye informatsionnye tekhnologii v podgotovke spetsialistov po fizicheskoi kulture v vuze. Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta Lishchuk I.V. Issue No. 11. р.100-105 [in Russian]

YatsyninA. I. (2007). Elektronnyi uchebnik po gimnastike dlya vysshykh fizkulturnykh uchebnych zavedenyi. Teoriya i praktika fizicheskoi kultury. No. 6. P.46-51 [inRussian]

Marchuk S.A. (2015). Sovremennye informatsionnye tekhnologii kak sredstvo povysheniya effektivnosti obrazovatelnogo processa po fizicheskomy vospitaniyu. Modern knowledge intensive technology. No. 12-5. P. 897-901 [in Russian]

Darmofal E.A., Oleinik N.A., Zaitsev V.P. (2009). Ispolzovaniye v fizicheskom vospitanii elektronno-vychislitelnykh i multimediynykh tekhnologiyi. Fizicheskoye vospitaniye studentov, 2. [in Russian]. URL: http://bmsi.ru/doc/b2dc8848-a15d-4c95-992f-d9a20ac5e8be (Аccessed: 20.12.2017).

Shapsigov M. M., Popova L. S. (2016). Osobennosti ispolzovaniya infomatsionnykh tekhnologiy v oblasti fizicheskoi kultury i sporta. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami. P. 96-112. URL: http://www.uecs.ru (Аccessed: 28.12.2017).

Petrov P.K. (2014). Osnovnye napravleniya nauchnykh issledovaniy i vnedreniyaso vremennykh informatsionnykh tekhnologiy v oblast fizicheskoikultury i sporta. Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. No. 6. [in Russian]. URL: https://science-education.ru/en/article/view?id=15645 (Аccessed: 10.01.2018).

Konev D. S., Vyatkin M. A., Simonova I. M., Mishneva S. D. (2016) Primeneniye informatsionnykh tekhnologiy v fizicheskoi culture I sporte. Problemy razvitiya fizicheskoi kultury I sporta v novom tysyacheletii: materialy V mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 28.02.2016, Ekaterinburg. Rus. state. prof.-ped. un-ty. Ekaterinburg. P. 207-210 [in Russian]

Botagariyev T.A., Kubieva S.S., Kurmangaliev E.K., Murunchayeva G.Zh. (2011) . Electronnyi uchebnik «Fizicheskoye vospitaniye v vuze». Aktyubinskiy gosudarstvennyi pedagogicheskiy institute. Svidetelstvo o gosudarstvennoy registratsii na obyekt avtorskogo prava 756. June 11, 2012. [in Russian]

Опубликован
2018-02-28
Как цитировать
Ботагариев Т. А., Кубиева С. С., Федоров А. И. Исследование влияния применения электронного пособия по предмету «физическое воспитание» в вузе на эффективность овладения материалом // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2018, № 1(8). С. 3-15. URL: http://hpcas.ru/article/view/3811.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share