СПОРТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
УДК 796.011.1
Аннотация
Исследуется роль спорта как одного из средств, способного целенаправленно влиять на формирование представлений о моральных нормах, духовных ценностях и нравственном поведении человека. В процессе поиска средств, способных изменить ситуацию формирования нравственности у детей и молодежи, предпринята попытка выявить основныеценностные ориентиры молодого поколения, определить основные факторы, влияющие на формирование духовно-нравственных качеств личности, рассмотреть образовательную, мировоззренческую, воспитательную роль спорта в формировании духовно-нравственных качеств.Были использованы такие методы исследования, как изучение научно-методической и специальной литературы, анкетирование, мониторинг, анализ, синтез, обобщение. Исследовательская часть статьи представлена результатами анкетирования, проведенного в 2020 г. на базеАлтайского государственного университета, в котором приняли участие 225 студентов 4-гокурса очного отделения. В ходе проведенного исследования были сделаны выводы о приоритетных ценностях в мировоззрении современной молодежи, изучено ее отношение к занятиямфизической культурой в процессе развития личности и становления ее ценностных ориентиров. Рассмотрено отношение студенческой молодежи к биографиям выдающихся спортсменови фильмам о спортивных достижениях, являющихся с точки зрения авторов важным средствомнравственного воспитания. Проведен педагогический анализ исследования. Сделан выводо том, что спорт продолжает являться особым видом культурной деятельности человека, служит целям личного и профессионального развития, самореализации, самопознания и самосовершенствования, а также способствует решению целого комплекса воспитательных задач, направленных не только на физическое совершенствование, но и на нравственное, эстетическое,интеллектуальное воспитание подрастающего поколения. Среди результатов исследования особо отмечается, что большая часть студенческой молодежи соглашается с превалирующей воспитательной ролью биографий выдающихся спортсменов и фильмов о спортивных достижениях, что соответствует тезису о способности спорта целенаправленно влиять на формированиепредставлений о моральных нормах, духовных ценностях и нравственном поведении.
Скачивания
Литература
Алиева С.А. Теоретические проблемы патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6 (67). С. 198–201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskieproblemy-patrioticheskogo-vospitaniya.
Бадрак К.А. Проблема нравственного воспитания молодых спортсменов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. №1. С. 27–31. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/problema-nravstvennogo-vospitaniya-molodyh-sportsmenov.
Бирагов В.С., Доева А.Н. Формирование положительного нравственного опыта подростков в спортивном коллективе // Вестник университета. 2016. №5. С. 30–33. URL: https://vestnik.guu.ru/ jour/article/view/395? locale=ru_RU.
Глазина Т.А. Педагогические условия развития гуманистической направленности студентов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. №2 (151). С. 51–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-gumanisticheskoy-napravlennostistudentov.
Глазина Т.А. Развитие гуманистической направленности будущих педагогов физической культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 121–124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitiegumanisticheskoy-napravlennosti-buduschih pedagogov-fizicheskoy-kultury.
Голец А. В. Ценностно-смысловые ориентации квалифицированных спортсменов в процессе многолетней подготовки (на примере спортивных игр) // Pedagogy of Physical Culture and Sports. 2007. С. 20–22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsiikvalifitsirovannyh sportsmenov-protsesse-mnogoletney-podgotovki-na-primere-sportivnyh-igr.
Заколодная Е.Е. Педагогические ситуации в воспитании нравственно-волевых качеств личности спортсменов студентов // Наука-2020. 2020. №2. С. 33–39. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-situatsii-v-vospitanii-nravstvenno-volevyh-kachestv-lichnosti-sportsmenov-studentov
Кадочников Д. Г., Кузьмин А. М., Сапожникова Н. В. Педагогические условия формирования готовности будущих тренеров к нравственному воспитанию юных спортсменов // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. 2017. №4 (146). С. 71–78. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-gotovnosti-buduschih-trenerov-k-nravstvennomuvospitaniyu-yunyh sportsmenov
Кузьмин А.М., Тарасевич И.В. Изучение ценностных ориентаций студентов-спортсменов // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. №1. С. 66–72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-sportsmenov.
Костихина Н. М., Колмогорова Н. В. Проявление ценностных ориентаций студентов, занимающихся различными видами спорта // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. №2. С. 154–161. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-tsennostnyh-orientatsiy-studentovzanimayuschihsya razlichnymi-vidami-sporta.
Логинов В. В. Актуализация потребности старших школьников-спортсменов в духовнонравственном становлении // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С 250–254. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-potrebnosti-starshih-shkolnikov-sportsmenov-vduhovnonravstvennom-stanovlenii
Манжелей И.В., Кузнецова С.В. Личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие в сфере физической культуры и спорта // Человек. Спорт. Медицина. 2015. №5. С. 107–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-v-sferefizicheskoy-kultury-i -sporta.
Машков Д. Н. Взаимосвязь и особенности взаимодействия культуры, искусства и спорта в физкультурно-спортивной деятельности // Вестник спортивной науки. 2011. №2. С. 64–66. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-i-osobennosti-vzaimodeystviya-kultury-iskusstvai-sporta-v-fizkulturno -sportivnoy-deyatelnosti.
Медведев А.С., Постельняк А.И. Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами спортивного танца // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. №4 (21). С. 107–109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-duhovno-nravstvennyh-kachestvlichnosti-sredstvami --sportivnogo-tantsa/viewer.
Науменко Ю.В. Социально-культурный феномен «спорт (спортивная деятельность)» как объект педагогического исследования // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. №1. С. 117– 125. URL: https://www.sportacadem.ru/files/tom_18_obl. pdf.
Оплетин А.А. Воспитание гуманных отношений между студентами на занятиях физической культурой // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. №3 (32). С. 86–92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-gumannyhotnosheniy-mezhdu-studentami-na -zanyatiyah-fizicheskoy-kulturoy.
Черкашина А. Г., Земсков А.С. Взаимосвязь агрессивности и ценностной направленности спортсменов // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2010. №1 (7). С. 76–82. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-agressivnosti-i-tsennostnoy-napravlennosti-sportsmenov.
Черняновская Т. Б., Антонюк С.Д. Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 7. С. 57–62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovyy-sport-kak-instrumentpatrioticheskogo vospitaniya-studencheskoy-molodezhi
Шихшабеков Ш.Ю., Магомедов Г.К., Ибрагимова Ш.З. Особенности духовно-нравственного воспитания молодежи в системе физического воспитания и спорта // Вестник Социально-педагогического института. 2017. №1 (21). С. 12–19. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostiduhovno-nravstvennogo-vospitaniya -molodezhi-v-sisteme-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta.
REFERENCES
Aliev M.N., Dzhandarov D.Z. The importance of physical culture and sports in the patriotic education of students // Bulletin of the North-Eastern Federal University M.K. Ammosov. 2009. No. 3. S. 52–57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-patrioticheskomvospitanii-uchascheysya- molodezhi.
Alieva S.A. Theoretical problems of patriotic education // World of science, culture, education. 2017. No. 6 (67). S. 198–201. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-problemy-patrioticheskogovospitaniya.
Badrak K.A. The problem of moral education of young athletes // News of the Volgograd State Pedagogical University. 2012. No. 1. S. 27–31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemanravstvennogo-vospitaniya -molodyh-sportsmenov.
Biragov V. S., Doeva A.N. Formation of a positive moral experience of adolescents in a sports team // University Bulletin. 2016. No. 5. S. 30–33. URL: https://vestnik.guu.ru/jour/article/view/395? locale=ru_ RU.
Glazina T.A. Development of the humanistic orientation of future physical culture teachers // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2018. No. 4. S. 121– 124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gumanisticheskoy-napravlennosti-buduschihpedagogov-fizicheskoy -kultury
Glazina T.A. Pedagogical conditions for the development of the humanistic orientation of students // Bulletin of the Orenburg State University. 2013. No. 2 (151). S. 51–55. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-gumanisticheskoy-napravlennosti-studentov.
Golets A.V. Value-semantic orientations of qualified athletes in the process of long-term training (on the example of sports games) // Pedagogy of Physical Culture and Sports. 2007. S. 20–22. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientatsii-kvalifitsirovannyh-sportsmenov-protsessemnogoletney -podgotovki-na-primere-sportivnyh-igr.
Kadochnikov D.G., Kuzmin A.M., Sapozhnikova N.V. Pedagogical conditions for the formation of the readiness of future coaches for the moral education of young athletes // Scientific notes of the University of P.F. Lesgaft. 2017. No. 4 (146). S. 71–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviyaformirovaniya gotovnosti-buduschih-trenerov-k-nravstvennomu-vospitaniyu-yunyh-sportsmenov.
Kuzmin A.M., Tarasevich I.V. Studying the value orientations of student-athletes // Science and sport: modern trends. 2014. No. 1. S. 66–72. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tsennostnyhorientatsiy-studentov -sportsmenov
Loginov V. V. Actualization of the needs of senior schoolchildren-athletes in spiritual and moral development // World of Science, Culture, Education. 2016. No. 2 (57). From 250–254. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-potrebnosti-starshih-shkolnikov-sportsmenov-vduhovnonravstvennom -stanovlenii.
Manzheley I.V., Kuznetsova S.V. Personality-oriented pedagogical interaction in the field of physical culture and sports // Man. Sport. The medicine. 2015. No. 5. S. 107–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-v-sfere-fizicheskoy-kultury-isporta.
Mashkov D.N. The relationship and features of the interaction of culture, art and sports in physical culture and sports activity // Bulletin of sports science. 2011. No. 2. S. 64–66. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/vzaimosvyaz-i-osobennosti-vzaimodeystviya-kultury-iskusstva-i-sporta-v-fizkulturnosportivnoy-deyatelnosti.
Medvedev A. S., A.I. Postelnyak Education of spiritual and moral qualities of a person by means of sports dance // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2017. No. 4 (21). S. 107– 109. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-duhovno-nravstvennyh-kachestv-lichnostisredstvami-sportivnogo -tantsa/viewer.
N.M. Kostikhina, N.V. Kolmogorova Manifestation of value orientations of students involved in various sports // Science and sport: modern trends. 2019. No. 2. S. 154–161. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proyavlenie-tsennostnyh-orientatsiy-studentov-zanimayuschihsya-razlichnymi-vidami-sporta.
Naumenko Yu.V. Socio-cultural phenomenon “sport (sports activity)” as an object of pedagogical research // Science and sport: modern trends. 2018. No. 1. S. 117–125. URL: https://www.sportacadem. ru/files/tom_18_obl. pdf.
Opletin A. A. Education of humane relations between students in physical culture lessons // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. 2014. No3 (32). S. 86–92. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-gumannyh-otnosheniy-mezhdustudentami-n.
Zakolodnaya E.E. Pedagogical situations in the upbringing of moral and volitional qualities of the personality of athletes-students // Science-2020. 2020. No2. S. 33–39. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogicheskie-situatsii-v-vospitanii-nravstvenno-volevyh-kachestv-lichnosti-sportsmenovstudentov.
Copyright (c) 2020 Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в этом журнале согласны со следующими условиями: авторы сохраняют свои авторские права и предоставляют журналу право первой публикации в связи с работой, которая одновременно распространяется по лицензии Creative Commons Attribution и позволяют другим иметь доступ к работе с признанием авторства этой работы и первоначальной публикацией в этом журнале. Авторы могут заключать отдельные, дополнительные договорные соглашения по неисключительному распространению опубликованной версии, с признанием ее первоначальной публикации в этом журнале.
Авторам разрешается и рекомендуется размещать их работу в Интернете (например, в институциональных хранилищах или на их сайте) до и во время процесса подачи, так как это может привести к продуктивным обменам, а также увеличению цитирования опубликованных работ (см. Политика открытого доступа)
Политика открытого доступа.
Заявление о конфиденциальности
Имена и адреса электронной почты, поданные при публикации в этом журнале, сайт будет использоваться исключительно для заявленных целей данного журнала, и они не будут доступны для любых других целей или какой-либо другой стороне.
Наша публикационная этика журнала основана, в значительной степени, на руководящих принципах и стандартах, разработанных Комитетом по этике публикации (COPE). Соответствующие обязанности и права авторов, рецензентов и редакторов журнала изложены ниже.