Здоровьесбережение в вузе: проблемы и перспективы

  • Мариям Равильевна Арпентьева Email: mariam_rav@mail.ru

Аннотация

Проблема реабилитации и здоровьесбережения в контексте обучения в начальной, средней и, особенно, высшей школе на сегодняшний день очень актуальна. В спектре школьных /вузовских болезней и нарушения значительную роль играют «дидактогенные неврозы» и связанные с ними психосоматические нарушения. Дидактогенный невроз – как некорректный способ реагирования на те, или иные сложности в школьной жизни. Это группа деструктивных психических состояний учащихся и обучающихся, спровоцированных или инициированных нарушением педагогического этикета и/или правовых норм, отсутствием педагогического такта со стороны учителя (воспитателя, преподавателя, тьютора и т.д.) а также нарушениями со стороны учащихся и членов их семьи. Она проявляется в повышенном нервно-психическом напряжении, тревожности и депрессивно-подавленном настроении и т.п. Естественно, что такие неврозы негативно, разрушительно влияют на деятельности учащихся и учителей, затрудняя общение и отношения, учебную и смежные виды предметной деятельности. Единство социальной интеграции и самореализации личности предполагает, что члены общества, проходят процесс трансформации представлений о себе и мире, их реинтеграции, вовлекаются в процессы (ре)абилитации других субъектов, в том числе на уровне образовательных и социальных учреждений. На формирование и поддержание здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет две группы факторов: объективные и субъективные. Вторая группа факторов связана с отношением субъектов обучения и самой системы обучения к здоровью как ценности и «капиталу», к здоровьесберегающим технологиям и идее здоровьесбережения, представлениям о нем и т.д.. Проблема реабилитации и здоровьесбережения в контексте обучения в начальной, средней и, особенно, высшей школе на сегодняшний день очень актуальна. Единство социальной интеграции и самореализации личности предполагает, что члены общества, проходят процесс трансформации представлений о себе и мире, их реинтеграции, вовлекаются в процессы (ре)абилитации других субъектов, в том числе на уровне образовательных и социальных учреждений. На формирование и поддержание здоровья студенческой молодежи в процессе обучения влияет две группы факторов: объективные и субъективные. Вторая группа факторов связана с отношением субъектов обучения и самой системы обучения к здоровью как ценности и «капиталу», к здоровьесберегающим технологиям и идее здоровьесбережения, представлениям о нем и т.д.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мариям Равильевна Арпентьева

Арпентьева Мариям Равильевна

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования, руководитель лаборатории психолого-педагогического сопровождения семьи и детства Центра социально-гуманитарных исследований, Калужский государственный университет

им. К.Э. Циолковского, Калуга, Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск. Российская Федерация. Е-mailmariam_rav@mail.ru

Литература

1. Адлер А. Наука жить. – К.: Port-Royal, 1997. 288 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 123 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. –М.: Аспект-Пресс, 1996, 2001. 384с.
4. Андреева М.Н. Учитель, не навреди // Здоровье детей. Приложение к газете «Первое сентября». 2005. № 7. С. 26-27.
5. Батищев Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969. С.73–145.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
8. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: МПА, 1995. 328 с.
9. Буянов М.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные методики). М.: Медицина, 2003. 377с.
10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе М.: Высшая школа, 1991. 228 с.
11. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучении . М.: ИЦПКПС, 2004. 84 с.
12. Грибанова Г.В. Психологические особенности подростков с явлениями психической неустойчивости и задержкой психического развития: Дисс. … канд. психол. наук. М.: РАО, 1986. 233с.
13. Долецкий С.Я. Критические ситуации в здоровье и воспитании детей: Лекции. М.: ЦОЛИУВ, 1986. 29с.
14. Жутикова Н.В. 'Учителю о практике психологической помощи' М.: Просвещение,1988 176с.
15. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М: Политиздат, 1968. 290с.
16. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. С.-Пб.: Питер, 2013. 304с.
17. Калгрен Ф. Воспитание к свободе.– М.: МЦВП, 1992. 272с.
18. Карвасарский Б.Д. Неврозы. М.:Медицина, 1990. 405 с.
19. Китайгородская Г.А. и др. Мосты доверия М.: Русский язык, 1993. 171с.
20. Кэррол Р.Т. Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. М.: «Диалектика», 2005. С. 83.
21. Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда о технике психоанализа (1953 /54). М.: ИТДГК «Гнозис», Изд–во «Логос», 1998. 432 с.
22. Ухтомский А.А. От двойника к собеседнику // Ухтомский А.А. Доминанта. С.–Пб.: Питер, 2002. С. 335–391.
23. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. — М.: Изд-во Политлит, 1984. — 232 с.
24. Медведева А.А. К вопросу о дидактогенном неврозе // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Т.23 (62). 2010. №1. С. 167-171
25. Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание студентов. Saarbrucken: LAP, Lambert Academic Publishing , 2012. 632с.
26. Наш проблемный подросток / Под ред. Регуш Л.А. СПб.: Союз, 1998. 144 с.
27. Ольшанский В., Волжская Н. Игры, в которые мы играем // Директор школы. -2000. №7-8. С. 3-12, 19-28.
28. Оптинские старцы: наставления, письма, дневники. М.: Лепта Книга, 2010. 816с.
29. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.
30. Петровская Л.А. Общение. Компетентность. Тренинг.– М.: Смысл, 2007. 687 с.
31. Платонов К. И. Слово, как физиологический и лечебный фактор // Психотерапия. Сб. ст.. Труды Государственного психоневрологического института НКЗО УССР/ Под ред.. К. И. Платонова. — Харьков: ГИ Украины, 1961. 381с.
32. Прихожан А.М. «Но самое страшное место — у доски» // Первое сентября. — 2005. — № 38. С. 2
33. Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Педагогика, АПН СССР. М.: Педагогика, 1981. 224 с.
34. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
35. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 128 с.
36. Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1990. 120с.
37. Селигмен А. Проблема доверия. М.: Идея-Пресс, 2002. 256с.
38. Смирнов Н. Учебный процесс требует гигиены // Здоровье детей. Приложение к газете «Первое сентября». 2005. №8. С. 32-35.
39. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: МГУ, 1992. 109с.
40. Соловьева О.В. Общение // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 61–76.
41. Спиваковская А.С. Принципы, задачи и общая характеристика психологической коррекции как особого психологического эксперимента // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. С.-Пб. : Питер, 2002. 256 с. С .140-155.
42. Спиваковская А.С. Фрагменты беатотерапии. -М.: «Беато Пресс», «Поматур», 2010 — 208 с.
43. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. К.: Издательство «Радянська школа», 1973. -287с.
44. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. № 8. С.34–47.
45. Федоровский Гж.. «Шеренга великих медиков». Варшава: «Наша Ксенгарня», 1975. 120с.
46. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. М.: Русскiй Хронографъ, 2009. 480с.
47. Хараш А.У. Монолог и диалог // Социально-психологическая компетентность / Сост. и ред. М.Р. Арпентьевой. Калуга: КГУ, 2015. 200с.
48. Хараш А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопросы психологии. 1980. №3. С.86–96.
49. Хорни К. Психология женщины. С.-Пб.: Питер, 1997. 496 с.
50. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии 1992. № 6. C.91-105.
51. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во УРАО, 2000. 128 с.
52. Шойфет М.С. Сто великих врачей. М.: Вече; 2005. 153с.
53. Штайнер Р. Принципы вальдорфской педагогики». Ереван: Лонгин, 2012. 160 с.
54. Эпштейн М.Н. Эпштейн М.М. Альтернативное образование. СПб. : Образоват. центр «Участие», 2013. 112 с.
55. OvermierJ. B., Seligman M. E. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding // J. of comparative and Physiological Psychology. 1967. V.63. №1. Р.28-33.




REFERENCES

1. Adler A. 1997. Nauka zhit'. Kiev: Port-Royal, 288 p. (In Russian)
2. Adler A. 1995. Praktika i teoriya individual'noy psikhologii. Moskva: Fond «Za ekonomicheskuyu gramotnost'», 123 p. (In Russian)
3. Andreyeva G.M. 1996, 2001, Sotsial'naya psikhologiya. Moskva: Aspekt-Press,. 384sp (In Russian)
4. Andreyeva M.N. 2005. Uchitel', ne navredi. Zdorov'ye detey. Prilozheniye k gazete «Pervoye sentyabrya». № 7. P. 26-27. (In Russian)
5. Batishchev G.S. 1969. Deyatel'naya sushchnost' cheloveka kak filosofskiy printsip. Problema cheloveka v sovremennoy filosofii. Moskva: Nauka, P.73–145. (In Russian)
6. Bakhtin M.M. 1979. Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 424 p. (In Russian)
7. Berns R. 1986. Razvitiye YA-kontseptsii i vospitaniye. Moskva: Progress, 420 p. (In Russian)
8. Bodalev A.A. 1995. Lichnost' i obshcheniye. Moskva: MPA, 328 p. (In Russian)
9. Buyanov M.I. 2003. Psikhoterapiya nevrozov u detey i podrostkov (suggestivnyye i trenirovochnyye metodiki). Moskva: Meditsina, 377 p. (In Russian)
10. Verbitskiy A.A. 1991, Aktivnoye obucheniye v vysshey shkole Moskva: Vysshaya shkola, 228 p. (In Russian)
11. Verbitskiy A.A. 2004. Kompetentnostnyy podkhod i teoriya kontekstnogo obuchenii . Moskva: ITSPKPS, 84 p. (In Russian)
12. Gribanova G.V., 1986. Psikhologicheskiye osobennosti podrostkov s yavleniyami psikhicheskoy neustoychivosti i zaderzhkoy psikhicheskogo razvitiya: Diss. … kand. psikhol. nauk. Moskva: RAO, 233 p. (In Russian)
13. Doletskiy S.Ya., 1986, Kriticheskiye situatsii v zdorov'ye i vospitanii detey: Lektsii. Moskva: TSOLIUV, 29 p. (In Russian)
14. Zhutikova N.V., 1988,'Uchitelyu o praktike psikhologicheskoy pomoshchi' Moskva: Prosveshcheniye, 176 p. (In Russian)
15. Il'yenkov E.V. Ob idolakh i idealakh. M: Politizdat, 1968. 290 p. (In Russian)
16. Il'in Ye.P. , 2013, Psikhologiya pomoshchi. Al'truizm, egoizm, empatiya. Sankt Peterburg: Piter, 304 p. (In Russian)
17. Kalgren F., 1992, Vospitaniye k svobode. Moskva: MTSVP, 272 p. (In Russian)
18. Karvasarskiy B.D., 1990, Nevrozy. Moskva: Meditsina, 405 p. (In Russian)
19. Kitaygorodskaya G.A. i dr., 1993, Mosty doveriya Moskva: Russkiy yazyk, 171 p. (In Russian)
20. Kerrol R.T., 2005, Val'dorfskiye shkoly. Entsiklopediya zabluzhdeniy: sobraniye neveroyatnykh faktov, udivitel'nykh otkrytiy i opasnykh poveriy. Moskva: «Dialektika», P. 83. (In Russian)
21. Lakan Zh., 1998, Seminary. Kniga 1: Raboty Freyda o tekhnike psikhoanaliza (1953 /54). Moskva: ITDGK «Gnozis», Izd–vo «Logos», 432 p. (In Russian)
22. Ukhtomskiy A.A., 2002, Ot dvoynika k sobesedniku. Ukhtomskiy A.A. Dominanta. Sankt Peterburg: Piter, P. 335–391. (In Russian)
23. Shvyrev V.S., 19834, Nauchnoye poznaniye kak deyatel'nost'. Moskva: Izd-vo Politlit, 232 p. (In Russian)
24. Medvedeva A.A., 2010, K voprosu o didaktogennom nevroze. Uchenyye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Filosofiya. Kul'turologiya. Politologiya. Sotsiologiya», Vol. 23 (62), 1, p. 167-171 (In Russian)
25. Minigaliyeva M.R. 2012, Izucheniye psikhologii i samopoznaniye studentov. Saarbrucken: LAP, Lambert Academic Publishing , 632 p. (In Russian)
26. Nash problemny y podrostok .1998. Pod red. Regush L.A. Sankt Peterburg: Soyuz, 1998. 144 p. (In Russian)
27. Ol'shanskiy V., Volzhskaya N., 2000, Igry, v kotoryye my igrayem. Direktor shkoly.№7-8. P. 3-12, 19-28. (In Russian)
28. Optinskiye startsy: nastavleniya, pis'ma, dnevniki, 2010, Moskva: Lepta Kniga, 816p. (In Russian)
29. Petrovskaya L.A., 1989, Kompetentnost' v obshchenii: sotsial'no psikhologicheskiy trening. Moskva: MGU, 216 p. (In Russian)
30. Petrovskaya L.A. , 2007, Obshcheniye. Kompetentnost'. Trening.– Moskva: Smysl, 687 p. (In Russian)
31. Platonov K. I., 1961, Slovo, kak fiziologicheskiy i lechebnyy faktor. Psikhoterapiya. Sb. st.. Trudy Gosudarstvennogo psikhonevrologicheskogo instituta NKZO USSR/ Pod red. K. I. Platonova. - Khar'kov: GI Ukrainy, 381 p. (In Russian)
32. Prikhozhan A.M., 2005. «No samoye strashnoye mesto — u doski». Pervoye sentyabrya. 38. P. 2 (In Russian)
33. Psikhologiya mezhlichnostnogo poznaniya, 1981. Pod red. A.A. Bodalev. Moskva: Pedagogika, APN SSSR. Moscow: Pedagogika, 224 p. (In Russian)
34. Rodzhers K.R., 1994. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovleniye cheloveka. Moskva: Progress, Univers, 480 p. (In Russian)
35. Rybakova M.M., 1991. Konflikt i vzaimodeystviye v pedagogicheskom protsesse. Moskva: Prosveshcheniye, 128 p. (In Russian)
36. Glasser U., 1990. Shkoly bez neudachnikov. Moskva: Progress, 120 p. (In Russian)
37. Seligmen A. 2002. Problema doveriya. Moskva: Ideya-Press, 256 p. (In Russian)
38. Smirnov N., 2005. Uchebnyy protsess trebuyet gigiyeny. Zdorov'ye detey. Prilozheniye k gazete «Pervoye sentyabrya». №8. P. 32-35. (In Russian)
39. Solov'yeva O.V., 1992. Obratnaya svyaz' v mezhlichnostnom obshchenii. Moskva: MGU, 109 p. (In Russian)
40. Solov'yeva O.V., 2002. Obshcheniye. Sotsial'naya psikhologiya v sovremennom mire. Moskva: Aspekt Press, p. 61–76. (In Russian)
41. Spivakovskaya A.S., 2002. Printsipy, zadachi i obshchaya kharakteristika psikhologicheskoy korrektsii kak osobogo psikhologicheskogo eksperimenta. Psikhodiagnostika i korrektsiya detey s narusheniyami i otkloneniyami razvitiya: khrestomatiya . Sost. V. M. Astapov. Sankt Peterburg: Piter, 256 p. P .140-155. (In Russian)
42. Spivakovskaya A.S., 2010. Fragmenty beatoterapii. - Mosсow: «Beato Press», «Pomatur», 208 p. (In Russian)
43. Sukhomlinskiy. V.A., 1973. Serdtse otdayu detyam. K.: Izdatel'stvo «Radyans'ka shkola», 287 p. (In Russian)
44. Lomov B.F., 1979. Kategoriya obshcheniya i deyatel'nosti v psikhologii. Voprosy filosofii, 8. P. 34–47. (In Russian)
45. Fedorovskiy Gzh., 1976, «Sherenga velikikh medikov». Varshava: «Nasha Ksengarnya», 120 p. (In Russian)
46. Florenskaya T.A., 2009. Mir doma tvoyego. Moskva: Russkiy Khronograf", 480p. (In Russian)
47. Kharash A.U., 2015. Monolog i dialog. Sotsial'no-psikhologicheskaya kompetentnost' . Sost. i red. M.R. Arpent'yeva. Kaluga: KGU, 200p.
48. Kharash A.U., 1980. Printsip deyatel'nosti v issledovaniyakh mezhlichnostnogo vospriyatiya. Voprosy psikhologii. №3. P.86–96. (In Russian)
49. Khorni K., 1997. Psikhologiya zhenshchiny. Sankt Peterburg: Piter, 496 p. (In Russian)
50. Shvyrev B.C., 1992. Ratsional'nost' kak tsennost' kul'tury. Voprosy filosofii № 6. P. 91-105. (In Russian)
51. Lyaudis V.Yа., 2000. Metodika prepodavaniya psikhologii. . -- Moskva: Izd-vo URAO, 2000. 128 p. (In Russian)
52. Shoyfet M.S., 2005. Sto velikikh vrachey. Moskva: Veche; 153 p. (In Russian)
53. Shtayner R., 2012. Printsipy val'dorfskoy pedagogiki». Yerevan: Longin, 160 p. (In Russian)
54. Epshteyn M.N. Epshteyn M.M., 2013. Al'ternativnoye obrazovaniye. Sankt Peterburg: Obrazovat. tsentr «Uchastiye»,. 112 p. (In Russian)
55. Overmier J.B., Seligman M.E., 1967. Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. J. of comparative and Physiological Psychology. V.63. №1. P.28-33.
Опубликован
2018-12-09
Как цитировать
Арпентьева М. Р. Здоровьесбережение в вузе: проблемы и перспективы // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2018, № 4(11). С. 14-36. URL: http://hpcas.ru/article/view/4689.
Раздел
Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры
Bookmark and Share

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)