Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов

  • Елена Владимировна Мудриевская Омский государственный технический университет Email: elena_mudray55@mail.ru
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, гимнастика, йога, асаны, дыхательные упражнения, целесообразность, эффективность

Аннотация

 Йога как одна из самых древних систем самопознания включает средства и методы психофизического совершенствования человека, которые представлены в нескольких направлениях ее развития. Наиболее распространенными и известными из них являются бхакти-йога, джняна-йога, карма-йога, хатха-йога, раджа-йога. Из большого числа средств йоги в системе физического воспитания населения нашей страны, в том числе и студенческой молодежи, чаще всего применяются асаны и дыхательные упражнения, которые согласно классификации физических упражнений относятся к оздоровительной гимнастике. К настоящему времени в ряде педагогических исследований выявлено улучшение работоспособности, психоэмоционального состояния, атакже некоторых показателей физической и функциональной подготовленности студентов от занятий гимнастикой с элементами йоги, что указывает на эффективность предлагаемых авторами методик.

Процесс физического воспитания в вузе направлен прежде всего на развитие разносторонних двигательных способностей студентов. Методики физической подготовки, включающие асаны и дыхательные упражнения йоги, могут способствовать повышению функциональных резервов организма, развитию гибкости, силовых способностей, выносливости при условии адекватности применяемых средств уровню готовности молодых людей к обучению и соблюдения общепедагогических и специфических методов физического воспитания. Для того чтобы методически грамотно обучать гимнастике с элементами йоги, нужно знать механизм действия этих упражнений на организм занимающихся и предвидеть эффекты от их применения. В осмыслении и правильном освоении новых двигательных действий нельзя недооценивать результаты более ранних исследований в области физиологии, теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры. В данной статье представлено теоретическое обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физической подготовке студентов высших учебных заведений, которое получено в ходе ретроспективного обзора и анализа научных работ, посвященных изучению влияния растягивания мышц, релаксации, регуляции дыхания, статической и динамической нагрузки на организм занимающихся

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Владимировна Мудриевская, Омский государственный технический университет

 

 кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Омский государственный технический университет

Омск, Россия.  

Литература

Богослова Е.Г. Фитнес-йога на занятиях физической культуры в образовательной организации высшего образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 3 (24). С. 159–162.
Гончарова Е.И. Применение системы упражнений хатха-йога на занятиях физической культурой в вузе // Физическая культура, спорт и здоровье. 2018. № 31. С. 56–59.
Загорская В.А., Скрипник П.В., Артемьева Л.Б. Йога как оздоровительный вид гимнастики в вузах // Символ науки. 2016. № 6-2 (18). С. 138–140.
Кондаков В.Л., Копейкина Е.Н., Балышева Н.В., Усатов А.Н. Использование гимнастических упражнений хатха-йоги для повышения эффективности занятий физической культурой // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 21–23.
Мудриевская Е.В., Гречко А.С. Оздоровительная гимнастика хатха-йога в практике физического воспитания студенток 17–18 лет // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 82–84.
Фёрштайн, Г. Энциклопедия йоги / пер. с англ. А. Гарькавого. М., 2002. 768 с.
Васильев Е.П. Исследование гибкости тела и экспериментальное обоснование средств и методов ее воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. П. Васильев. М., 1966. 22 с.
Алисов Н. Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики ее развития : автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1971. 20 с.
Мудриевская Е.В. Особенности методики гимнастики с элементами йоги : монография. Омск, 2014. 148 с.
Дуруда А.Н. Развитие общей выносливости с использованием ациклических физических упражнений у студенток с дисфункцией системы кровообращения : автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 1997. 24 с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М., 1977. 271 с.
Мудриевская Е.В., Гречко А.С., Торговкина Н.С., Сиренко Ю.И. Использование метода поточного упражнения в гимнастике с элементами йоги // Культура физическая и здоровье. 2017. № 2 (62). С. 89–91.
Гандельсман А.Б. Сравнительная характеристика гемодинамики и дыхания при статических и динамических физических нагрузках // Теория и практика физической культуры. 1982. № 3. С. 24–26.
Спирин В. К. Оптимизация восстановления сердечно-сосудистой системы путем применения упражнений на растягивание скелетных мышц // Теория и практика физической культуры. 2004. № 5. С. 12–14.
Высочин Ю.В., Денисенко Ю.П., Чуев В.А. Влияние сократительных и релаксационных характеристик мышц на рост квалификации спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2003. № 6. С. 23–25.
Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника. Челябинск, 1980. 152 с.
Хебар К. Обучение индийским дыхательным упражнениям и их физиологическая характеристика : автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1971. 22 с.
Григорян А.Ф., Акопян Н.С., Адамян Н.Ю. Биоэкономика внешнего дыхания человека // Теория и практика физической культуры. 2003. № 11. С. 58–61.
Кучкин С.Н. Резервы дыхательной системы и аэробная производительность организма : автореф. дис. … д-ра мед. Наук. Казань, 1986. 48 с.
Мудриевская Е.В. Повышение функциональной и физической подготовленности студенток средствами хатха-йоги // Омский научный вестник. 2008. № 3 (67). С. 160–162.

REFERENCES

Bogoslova E.G. 2018. Fitnes-joga na zanjatijah fizicheskoj kul'tury v obrazovatel'noj organizacii vysshego obrazovanija. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 3 (24). S. 159–162 (in Russian).
Goncharova E.I. 2018. Primenenie sistemy uprazhnenij hatha-joga na zanjatijah fizicheskoj kul'turoj v vuze. Fizicheskaja kul'tura, sport i zdorov'e, 31. S. 56–59 (in Russian).
Zagorskaja V.A., Skripnik P.V., Artem'eva L.B. 2016. Joga kak ozdorovitel'nyj vid gimnastiki v vuzah. Simvol nauki, 6-2 (18). S. 138–140 (in Russian).
Kondakov V.L., Kopejkina E.N., Balysheva N.V., Usatov A.N. 2017. Ispol'zovanie gimnasticheskih uprazhnenij hatha-jogi dlja povyshenija jeffektivnosti zanjatij fizicheskoj kul'turoj. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 6. S. 21–23 (in Russian).
Mudrievskaja E.V., Grechko A.S. 2007.Ozdorovitel'naja gimnastika hatha-joga v praktike fizicheskogo vospitanija studentok 17–18 let. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 3. S. 82–84 (in Russian).
Fjorshtajn G. 2002. Jenciklopedija jogi. Moskva, 768 s. (in Russian).
Vasil'ev Е.P. 1966. Issledovanie gibkosti tela i jeksperimental'noe obosnovanie sredstv i metodov ee vospitanija. Avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Moskva, 22 s. (in Russian).
Alisov N.Ja. 1971. Issledovanie gibkosti i jeksperimental'noe obosnovanie metodiki ee razvitija. Avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Leningrad, 20 s. (in Russian).
Mudrievskaja E.V. 2014. Osobennosti metodiki gimnastiki s jelementami jogi. Omsk, 148 p (in Russian).
Duruda A.N. 1997. Razvitie obshhej vynoslivosti s ispol'zovaniem aciklicheskih fizicheskih uprazhnenij u studentok s disfunkciej sistemy krovoobrashhenija. Avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Omsk, 24 s. (in Russian).
Matveev L.P. 1977. Osnovy sportivnoj trenirovki. Moskva : Fizkul'tura i sport, 271 p (in Russian).
Mudrievskaja E.V., Grechko A.S., Torgovkina N.S., Sirenko Ju.I. 2017. Ispol'zovanie metoda potochnogo uprazhnenija v gimnastike s jelementami jogi. Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e, 2 (62). S. 89–91 (in Russian).
Gandel'sman A.B. 1982. Sravnitel'naja harakteristika gemodinamiki i dyhanija pri staticheskih i dinamicheskih fizicheskih nagruzkah. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 3. S. 24–26 (in Russian).
Spirin V.K. 2004. Optimizacija vosstanovlenija serdechno-sosudistoj sistemy putem primenenija uprazhnenij na rastjagivanie skeletnyh myshc. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 5. S. 12–14 (in Russian).
Vysochin Ju.V., Denisenko Ju.P., Chuev V.A. 2003. Vlijanie sokratitel'nyh i relaksacionnyh harakteristik myshc na rost kvalifikacii sportsmenov. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 6. S. 23–25 (in Russian).
Guzhalovskij A.A. 1980. Fizicheskaja podgotovka shkol'nika. Cheljabinsk, 152 s. (in Russian).
Hebar K. 1971. Obuchenie indijskim dyhatel'nym uprazhnenijam i ih fiziologicheskaja harakteristika. Avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Moskva, 22 s. (in Russian).
Grigorjan A.F., Akopjan N.S., Adamjan N.Ju. 2003. Biojekonomika vneshnego dyhanija cheloveka. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 11. S. 58–61 (in Russian).
Kuchkin S.N. 1986. Rezervy dyhatel'noj sistemy i ajerobnaja proizvoditel'nost' organizma. Avtoref. dis. … d-ra med. nauk. Kazan', 48 s. (in Russian).
Mudrievskaja E.V. 2008. Povyshenie funkcional'noj i fizicheskoj podgotovlennosti studentok sredstvami hatha-jogi. Omskij nauchnyj vestnik, 3(67). S. 160–162 (in Russian).
Опубликован
2019-05-30
Как цитировать
Мудриевская Е. В. Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2019, № 2(13). С. 130-137. URL: http://hpcas.ru/article/view/5630.
Раздел
Физическая подготовка, спортивная деятельность и туризм
Bookmark and Share