Развитие двигательных способностей средствами акробатики у детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем

  • Татьяна Дмитриевна Федотова Ставропольский государственный педагогический институт Email: Vik-fedo@yandex.ru
  • Виктор Иванович Федотов Ставропольский государственный педагогический институт Email: Vik-fedo@yandex.ru
  • Татьяна Николаевна Стороженко Ставропольский государственный медицинский университет Email: roman1rom@mail.ru

Аннотация

Процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста имеет оздоровительную направленность и решает вопросы обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей детей. Уроки акробатики в начальной школе, улучшают состояние осанки, укрепляют мышечную систему. В школьный период увеличивается нагрузка на ребёнка. Обучающиеся начинают меньше двигаться, значительное время сидят, это ведет к дефициту мышечной деятельности, больше становится статические напряжения. Акробатических упражнений, например, «кувырок назад» или «три кувырка вперёд ситно». Считаются сложными, но они составляют основу в комплексах упражнений и способствуют развитию двигательных способностей у детей младшего школьного возраста. Одним из главных условий для правильной постановки физического воспитания на уроках физической культуры в школе является хорошо организованный медицинский контроль за обучающимися, состоящими в специальной медицинской группе. Основное предназначение медицинского обследования в том, чтобы определить состояние здоровья учащихся и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами: хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, урологом и др. Методика проведения занятий по физической культуры для детей  с ослабленным здоровьем или с нарушениями здоровья отличается от работы со здоровыми детьми тем, что необходим индивидуальный подход. К упражнениям лечебной направленности относятся естественные факторы природы и особый двигательный режим, связанный с протеканием болезни. С лечебной целью применяются в первую очередь гимнастические упражнения без отягощения, на тренажерах с облегчением тяжестей и уменьшением сопротивления. Дыхательные упражнения динамического характера, направленные на координацию движений, помогают учащимся с отдельными отклонениями в здоровье, в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Состояние здоровья, низкий уровень физической подготовленности, а также психологические особенности школьников с ослабленным здоровьем предъявляют повышенные требования к соблюдению дидактических принципов в обучении физическим упражнениям.  Педагогические исследования проведенные показали низкий уровень развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста с этой  целью  были даны рекомендации к занятиям  физическими и акробатическими упражнениями и составлены комплексы акробатических упражнений  На каждом занятии  необходимо обращать  внимание  и создавать благоприятную обстановку, уверенность, что средствами физической культуры школьники могут восстановить свое здоровье. Учащиеся должны знать, с какой целью дается то или иное упражнение, тогда они сознательнее и активнее будут выполнять все задания на уроке и в домашних условиях

 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Дмитриевна Федотова, Ставропольский государственный педагогический институт

 

старший преподаватель

 

Виктор Иванович Федотов, Ставропольский государственный педагогический институт

 

старший преподаватель

Татьяна Николаевна Стороженко, Ставропольский государственный медицинский университет

 

Преподаватель

Литература

1. Акробатика: учеб. пособие / С. В. Новожилова, Л. Е. Малахова, А. В. Трофимов, А. В. Борисов, Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль : ЯрГУ, 2011. URL: https://lib.rucont.ru/efd/238115(10.02.2020) (11.04. 2020).
2. Блинова Н.Г., Кошко Н.Н., Борисов П.С., Рудюк А.А. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры // Материалы II международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики». – Ставрополь, 2005. С. 19-22.
3. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. №10. С. 84-92.
4. Виленская Т.Е. Оздоровительные технологии физического воспитания детей младшего школьного возраста: учебное пособие / Т.Е. Виленская. М.: Издательство Юрайт, 2018. URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/ozdorovitelnye-tehnologii-fizicheskogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-424770.
5. Виленская Т.Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников: учебное пособие для СПО / Т.Е. Виленская. М. 2-е изд. Испр. И доп. : Издательство Юрайт, 2018. (Серия: профессиональное образование). URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-ozdorovitelnye-tehnologii-fizicheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-429583.
6. Волков С.Р., Волкова М.М.. Здоровый человек и его окружение.-Москва: Авторская Академия, 2012. 640с.
7. Гавердовский Ю.К.Теория и методика спортивной гимнастики. Издательство «Советский спорт», 2014.368 с. – ISBN: 978-5-9718-0679-0. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/109462?category_pk=4775#authors)
8. Гимнастика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 448 с. – ISBN 5-7695-1197-4
9. Глазырина Л.Д.: Методика преподавания физической культуры: 1-4 кл. Мoscow: Владос, 2004. 216с.
10. Евсеева О.Э., Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник. Издательство: Издательство «Спорт-Человек», 2016. (Серия: Бакалавриат, Магистратура). URL: https://e.lanbook.com/book/109462?category_pk=4775#authors
11. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.288 с.
12. Журавин М.Л. Гимнастика: Учеб. для студ. пед. учеб. заведений / М.Л. Журавин, О.В. Загрядская, Н. В. Казакевич и др.; под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.448с.
13. Здоровый человек и его окружение : учеб. пособие / Д.А, Крю¬кова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. — Изд. 15-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2016. 474 с.
14. Козлов, В.В. Акробатика для всех [Электронный ресурс]: лекция по теории и методике спортивной акробатики / В.В. Козлов .— М. : РГУФКСМиТ, 2017. 39 с. URL: https://lib.rucont.ru/efd/637420
15. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. М.: Издатель-ский центр «Академия», 2012. 416 с.
16. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник для институтов физ.культ.-М.:Академия,2005.305с.
17. Лемешева С. Г. Гимнастика. Ч. 1: учебное пособие. Хабаровск : ДВГАФК, 2004. URL: https://lib.rucont.ru/efd/284488(7.01.2020)
18. Павлова М. М. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. URL: http://health.best-host.ru - (01.05. 2020).
19. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
a. Шлемин А.М. Гимнастика. Учебник для ин-тов физ. культ. – Изд. 2-е / Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: Физкультура и спорт, 2007. 215с.
20. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 480 с.
References
1. Akrobatika: ucheb. posobie . Edit. by S. V. Novozhilova, L. E. Malahova, A. V. Trofimov, A. V. Borisov, Jarosl. gos. un-t im. P. G. Demidova. Jaroslavl' : JarGU, 2011. URL: https://lib.rucont.ru/efd/238115(10.02.2020) (11.04. 2020).
2. Blinova, N.G., Koshko, N.N., Borisov, P.S., Rudjuk A.A. (2005). Individual'no-differencirovannyj podhod na urokah fizicheskoj kul'tury . Materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Fizicheskaja kul'tura i sport: integracija nauki i praktiki». Stavropol', 19-22.
3. Borisova I.P. (2005). Obespechenie zdorov'esberegajushhih tehnologij v shkole. Edit. by I.P. Borisova. Spravochnik rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija, 10, 84-92.
4. Vilenskaja, T.E. (2018). Ozdorovitel'nye tehnologii fizicheskogo vospitanija detej mladshego shkol'nogo vozrasta: uchebnoe posobie . Edit. by T.E. Vilenskaja. M.: Izdatel'stvo Jurajt, URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/ozdorovitelnye-tehnologii-fizicheskogo-vospitaniya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-424770.
5. Vilenskaja, T.E.(2018). Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija: ozdorovitel'nye tehnologii fizicheskogo vospitanija mladshih shkol'nikov: uchebnoe posobie dlja SPO . Edit. by T.E. Vilenskaja. Moscow. 2-e izd. Ispr. I dop. : Izdatel'stvo Jurajt. (Serija: professional'noe obrazovanie). URL: https://www.biblio-online.ru/viewer/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-ozdorovitelnye-tehnologii-fizicheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-429583.
6. Volkov, S.R., Volkova, M.M. (2012). Zdorovyj chelovek i ego okruzhenie.Moskva: Avtorskaja Akademija, 640s.
7. Gaverdovskij, Ju.K. (2014). Teorija i metodika sportivnoj gimnastiki. Izdatel'stvo «Sovetskij sport» Rezhim dostupa: https://e.lanbook.com/book/109462?category_pk=4775#authors)
8. Gimnastika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij . Edit. by M.L. Zhuravina, N.K. Men'shikova. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002.
9. Glazyrina L.D. (2004). Metodika prepodavanija fizicheskoj kul'tury: 1-4 kl. Moscow: Vlados.
10. Evseeva, O.Je., Evseev S.P. (2016). Tehnologii fizkul'turno-sportivnoj dejatel'nosti v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture: uchebnik. Izdatel'stvo: Izdatel'stvo «Sport-Chelovek», (Serija: Bakalavriat, Magistratura). URL: https://e.lanbook.com/book/109462?category_pk=4775#authors
11. Zheleznjak, Ju.D. (2013). Osnovy nauchno-metodicheskoj dejatel'nosti v fizicheskoj kul'ture i sporte: uchebnik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija / Ju.D. Zheleznjak, P.K. Petrov. – M.: Izdatel'skij centr «Akademija».
12. Zhuravin, M.L. Gimnastika: Ucheb. dlja stud. ped. ucheb. zavedenij . M.L. Zhuravin, O.V. Zagrjadskaja, N. V. Kazakevich i dr.; pod red. M.L. Zhuravina, N.K. Men'shikova. Moscow: Izdatel'skij centr «Akademija», 2001.448s.
13. Zdorovyj chelovek i ego okruzhenie : ucheb. posobie ю D.A, Krju¬kova, L.A. Lysak, O.V. Fursa; pod red. B.V. Kabaruhina. Rostov n/D : Feniks, 2016.
14. Kozlov, V.V. (2017). Akrobatika dlja vseh :lekcija po teorii i metodike sportivnoj akrobatiki / V.V. Kozlov . Moscow : RGUFKSMiT. URL: https://lib.rucont.ru/efd/637420
15. Kuznecov, V.S. (2012). Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury: uchebnik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. Obrazovanija. Moscow: Izdatel'-skij centr «Akademija», 416 s.
16. Kuramshin Ju.F. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija: Uchebnik dlja institutov fiz.kul't.-M.:Akademija,2005.305s.
17. Lemesheva S. G. Gimnastika. Ch. 1: uchebnoe posobie. Habarovsk : DVGAFK, 2004. URL: https://lib.rucont.ru/efd/284488(7.01.2020)
18. Pavlova, M. M. Metodicheskie rekomendacii po integracii programmy «Osnovy zdorovogo obraza zhizni» v uchebno-vospitatel'nyj process obrazovatel'nogo uchrezhdenija. URL: http://health.best-host.ru - (01.05. 2020).
19. Petrov, P.K. Metodika prepodavanija gimnastiki v shkole: Ucheb. dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moscow: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2003.
20. Shlemin , A.M. Gimnastika. Uchebnik dlja in-tov fiz. kul't. – Izd. 2-e / Pod red. A.M. Shlemina i A.T. Brykina. Moscow: Fizkul'tura i sport, 2007.
21. Holodov, Zh. K. (2004). Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i sporta: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / Zh. K. Holodov, V. S. Kuznecov. Moscow: Izdatel'skij centr «Akademija».
Опубликован
2020-08-21
Как цитировать
Федотова Т. Д., Федотов В. И., Стороженко Т. Н. Развитие двигательных способностей средствами акробатики у детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2020. Т. 19, № 3. С. 133-144. URL: http://hpcas.ru/article/view/8333.
Раздел
Научные статьи по итогам Международной конференции
Bookmark and Share