Society and Security Insights https://journal.asu.ru/ssi <p><strong>ISSN 2619-0249 (Print), ISSN 2619-0230 (Online)</strong></p> <p>Журнал «Society and Security Insights» является <strong>официальным научным изданием Ассоциации азиатских университетов и&nbsp;площадкой для коммуникации ведущих ученых по вопросам трансграничного сотрудничества</strong>,&nbsp;&nbsp;публикующим оригинальные статьи по широкому спектру направлений изучения общественной безопасности, в ее различных формах и проявлениях, рассматриваемых с позиций социальных наук.</p> <p><span style="font-size: medium;">В редакционную коллегию журнала входят ведущие российские и зарубежные ученые, имеющие ученые степени доктора наук, обладающие большим опытом научно-исследовательской деятельности и издательской деятельности.</span></p> <p>Все статьи проходят обязательное рецензирование.</p> <p><strong>Основными критериями отбора статей для публикации являются:</strong></p> <ul> <li class="show">соответствие представленных статей тематике журнала;&nbsp;</li> <li class="show">высокий научный уровень и практическая значимость представленных результатов исследования;</li> <li class="show">оригинальность предоставляемого материала, соблюдение требований публикационной этики (отсутствие плагиата, предоставление ранее не опубликованных статей, отсутствие конфликта интересов);</li> <li class="show">соответствие оформления предоставляемой статьи требованиям, указанным в «Руководстве автора».</li> </ul> <p><strong>Статьи публикуются на русском и английском языке.</strong> Журнал выпускается в электронном виде на основе на платформы Open Journal Systems (OJS). <br>Все статьи находятся в открытом доступе, регистрируются в системе <em>CrossRef</em> и получают идентификационный номер <em>doi</em>. Журнал включен в <strong>РИНЦ</strong> и индексируется в ведущих наукометрических и библиографических базах данных, каталогах, репозиториях, электронных библиотеках: <strong>ERIH+, DOAJ, Ulrich's Periodicals Directory, SCILIT, ROAD, OCLC-WorldCat, Registry of Open Access Repositories (ROAR), ROARMAP, OpenAIRE, Bielefeld Academic Search Engine (BASE), Socionet, OAIster</strong>.</p> <p><span lang="EN-US">C</span>&nbsp;3 июня 2022 года журнал «<span lang="EN-US">Society</span><span lang="EN-US">&nbsp;</span><span lang="EN-US">and</span><span lang="EN-US">&nbsp;</span><span lang="EN-US">Security</span><span lang="EN-US">&nbsp;</span><span lang="EN-US">Insights</span>»&nbsp;<a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&amp;name=91107547002&amp;f=12743" target="_blank" rel="noopener" data-saferedirecturl="https://www.google.com/url?q=https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type%3D19%26name%3D91107547002%26f%3D12743&amp;source=gmail&amp;ust=1677333298794000&amp;usg=AOvVaw3IR4_Lp2jk515DqK62umbp">включен в перечень рецензируемых научных изданий ВАК</a>, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по трем научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, по которым присуждаются ученые степени:</p> <p><em>5.4.3. Демография (социологические науки)<u></u><u></u></em></p> <p><em>5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки)<u></u><u></u></em></p> <p><em>5.4.6. Социология культуры (социологические науки).</em></p> <p><strong>В соответствии с рекомендациями ВАК от 21.12.2023 № 3-пл/1 от 21 декабря 2023 года журналу присвоена категория К2.</strong></p> <p>Авторы сохраняют авторское право, а также дают право журналу публиковать оригинальные научные статьи, содержащие результаты экспериментальных и теоретических исследований, которые не находятся на рассмотрении для публикации в других изданиях. Все материалы распространяются на условиях лицензии <strong><em>Creative Commons Attribution</em></strong>, которая позволяет другим распространять их с признанием авторства работы и первичностью ее публикации в этом журнале.</p> ru-RU <h5>Authors retain the copyright of their manuscripts, and all Open Access articles are distributed under the terms of the&nbsp;<a href="https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/">Creative Commons Attribution License</a>, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided that the original work is properly cited.</h5> svet-maximova@yandex.ru (Maximova Svetlana) omelchenko@edu.asu.ru (Omelchenko Daria) Чт, 20 ноя 2025 07:17:26 +0700 OJS 3.1.2.0 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СУБЪЕКТЕ РФ https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17693 <p>Современное российское государство все больше сталкивается с внешней агрессией в информационном пространстве. Отмечается увеличение количества киберугроз (на 60% в 2024 г. по сравнению с 2023 г.), причем 64% от общего числа кибератак за 2024 год пришлось на государственные органы и учреждения, в т.ч. имеющие объекты критической информационной инфраструктуры (далее - КИИ). Нарушения в функционировании КИИ могут привести к крупным экономическим потерям, угрожать жизни и здоровью людей, производственной безопасности, обороноспособности страны, лишить ее научного и технического потенциала. Поэтому одним из главных направлений работы государственных органов становится защита КИИ. Цель статьи – изучить управленческие практики по реализации государственной политики обеспечения безопасности КИИ в субъекте РФ.&nbsp;Методы исследования<em>:</em> анализ документов, формально-юридический метод, анализ статистических данных, анкетирование, экспертный опрос.&nbsp;Результаты. Схема взаимодействия с государственными регуляторами разработана для всех участников отношений в сфере КИИ, при этом субъекты КИИ несут дополнительные финансовые затраты на обеспечение безопасности значимых объектов КИИ; а методическая помощь со стороны органов публичной власти расценивается как недостаточная. Государственное регулирование использования информационных технологий и инфраструктур УФСТЭК по УрФО отстает от темпов их развития, участники отношений в сфере КИИ оказываются недостаточно защищенными от воздействующих на них информационных техногенных факторов.&nbsp;Заключение<em>. </em>Государственная политика обеспечения безопасности КИИ РФ реализуется на основании НПА, регулирующих отношения всех участников в сфере КИИ, определяющих их полномочия, права и обязанности. Для эффективной реализации государственной политики необходимо внедрение обязательных требований в законодательство РФ по вопросам проведения процедуры категорирования объектов КИИ для субъектов КИИ из числа негосударственных юридических лиц; организация адресной методической помощи по вопросам категорирования объектов КИИ со стороны субъектов реализации государственной политики.</p> <p>&nbsp;</p> <h3><a href="#_ftnref1" name="_ftn1">[1]</a> Число кибератак на российские компании в за год выросло в 2,5 раза// https://clck.ru/3JcQZc.</h3> <p>&nbsp;</p> Г.А. Банных, П.В. Туктарев Copyright (c) 2025 Галина Банных https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17693 Чт, 20 ноя 2025 06:59:54 +0700 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17383 <p>Актуальность статьи обусловлена значимостью обеспечения безопасности социума, элементом которого является антинаркотическая безопасность. Учитывая особенности функционирования общества, особую ценность приобретает социальное, психологическое и физиологическое здоровье молодежи как основы развития социума не только в настоящем, но и в будущем. Одной из угроз социальному здоровью является употребление наркотических и психоактивных веществ в немедицинских целях. Особую опасность данное явление имеет для молодежи. Необходимость определить действенные меры противодействия наркоугрозе молодежной среды обусловила формулирование цели научного исследования как поиск оптимальных форм и методов работы с молодежью по противодействию наркоурозе.<strong> &nbsp;&nbsp;</strong>В настоящей статье на основании изучения опыта основных субъектов антинаркотической политики субъектов Российской Федерации и личных исследований обозначенной проблемы приводятся основные направления профилактики наркомании молодежи в условиях цифровизации общества. Автор анализирует влияние информатизации на распространение отклоняющегося поведения и исследует возможности цифровых технологий для противодействия наркотизации молодежной среды. Особое внимание уделяется роли социальных сетей, онлайн-платформ и мобильных приложений в формировании здоровых привычек и здорового образа жизни. Результаты исследования подчеркивают необходимость объединения традиционных методов профилактики с инновационными инструментами для повышения эффективности превентивных мер.&nbsp;Основными методами исследования являются общенаучные (анализ, синтез) и эмпирические методы исследования (наблюдение, анализ документов).&nbsp;Результаты исследования имеют ценность для различных субъектов антинаркотической и молодежной политики, а также для специалистов антинаркотических комиссий и волонтерских движений.</p> Яна Калиниченко Copyright (c) 2025 Яна Калиниченко https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17383 Ср, 19 ноя 2025 22:33:21 +0700 ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17413 <p>Статья представляет результаты анализа влияния внутренних факторов школьной среды (кадровая обеспеченность, профессиональное выгорание педагогов, учебная нагрузка, территориальная доступность) на удовлетворенность родителей и академическую успеваемость учащихся в Республике Башкортостан. На основе опроса 20&nbsp;308 родителей (апрель 2025 г.) и применения экологической модели Бронфенбреннера, проанализированы гипотезы, связанные с микросистемой школы. Подтверждена критическая роль кадровой обеспеченности и выгорания педагогов в снижении успеваемости и удовлетворенности. Установлено, что кадровый дефицит и выгорание педагогов значимо снижают успеваемость школьников во всем регионе. Частично подтверждена гипотеза о ведущей роли учебной нагрузки в недовольстве родителей. Опровергнута гипотеза о низком качестве школ пригородов как причине выбора школ Уфы, в ходе оценки которой выявлено, что отсутствие школ шаговой доступности является структурным барьером в получении образования. Практические выводы акцентируют необходимость укрепления кадрового потенциала (повышение квалификации, диагностика и профилактика профессионального выгорания) и решения проблемы территориальной доступности школ в пригородах Уфы. Исследование вносит вклад в верификацию теорий человеческого капитала и социального неравенства в региональном контексте.</p> А.В. Столь Copyright (c) 2025 А.В. Столь https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17413 Ср, 19 ноя 2025 22:23:10 +0700 ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17554 <p>В структурно-функциональной модели общества выделяются социальная и культурная подсистемы. Организующей сферой является культурная подсистема с ценностями в центре, способствующая нормативному регулированию общества. Социальная структура организуется вокруг норм, регламентируя потребление и распределение благ. Ценность формирует жизненную позицию человека, мировоззрение и смысл жизни, оказывая влияние на принятие решений. Поведение человека определяется социально-культурными факторами, главенствующая роль культуры в формировании политических экономических и социальных институтов в обществе. Сложившиеся в веках модели поведения передается из поколения в поколение. Однако технологическое и духовно-нравственное развитие общества оказывает не меньшее влияние на ценностный мир общества. Как следствие <strong>актуальность</strong> выявления факторов, влияющих на формирование ценностных установок современного общества, ставшее <strong>целью </strong>настоящего анализа, не вызывает сомнения.</p> <p>По нашим данным, в современном обществе отмечается уменьшение значимости таких ценностей как духовные убеждения, преданность стране, семейные узы, рождение потомства, уступая место стремлению к самореализации, приобретению и гедонизму. Заметно увеличение инфантильности в молодежи, которая продолжительное время проживает с родителями, не проявляя желания заводить собственные семьи. Семья рассматривается как гарант стабильности и защищенности (91%), однако лишь немногим более чем половина (52,7%), а порой и всего лишь четверть (23,7%) молодых людей готовы к созданию собственной ячейки общества.</p> <p>Активное развитие социальных сетей и глобальной сети оказывает влияние на привычный уклад жизни, упрощая многие процессы, но одновременно порождая новые опасности. Меняются социальные связи, уменьшается количество личных контактов, а онлайн-пространство становится уязвимым для распространения дезинформации и воздействия на общественное мнение.</p> <p>Такое положение дел во многом обусловлено снижением значимости религиозных ценностей в обществе. Исторически церковь служила важным эталоном морали и нравственности, однако сдвиг в сторону формальной религиозности привел к росту интереса к гедонистическим ценностям.</p> Е.А. Смирнова Copyright (c) 2025 Е.А. Смирнова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17554 Ср, 19 ноя 2025 22:10:48 +0700 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17522 <p>Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития инклюзивного образования в России в условиях увеличения численности детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью. В последние годы наблюдается переход от сегрегированного к инклюзивному обучению, что соответствует как международным тенденциям, так и национальной политике в сфере гуманизации образования. Однако этот процесс сталкивается с рядом вызовов, среди которых – дефицит квалифицированных педагогических кадров, недостаточная подготовка образовательных организаций и слабая информированность родителей о возможностях инклюзии. Цель исследования – проанализировать современное состояние инклюзивного образования в России на примере регионов Приволжского федерального округа на основе данных официальной статистики за период 2019–2024 гг., а также результатов двух социологических исследований, проведенных в 2024–2025 гг. среди семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. По данным анализа, доля образовательных организаций, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа, выросла в 2 раза: с 24&nbsp;% в 2019&nbsp;г. до 57&nbsp;% в 2023 г. При этом обеспеченность квалифицированными педагогами остается низкой: в среднем на 1 учителя-дефектолога приходится около 78 обучающихся с интеллектуальными нарушениями, что свидетельствует о значительной нагрузке на специалистов. Кроме того, высокая востребованность коррекционно-развивающих услуг подтверждается тем, что занятия с психологами востребованы у 69&nbsp;% респондентов, с логопедами – у 60&nbsp;%, с дефектологами – у 56&nbsp;%. При этом каждый пятый родитель отметил нехватку квалифицированных специалистов, а каждый седьмой указал на их неготовность работать с детьми с особыми потребностями. Вместе с тем результаты социологического опроса показали, что более половины детей с особенностями развития обучаются в инклюзивной среде. Значительная часть родителей (38&nbsp;%) ориентируется на рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии при выборе образовательной траектории, однако немалое число семей руководствуется территориальной доступностью или собственными представлениями о возможностях ребенка. Это может привести к несоответствию между образовательной средой и реальными потребностями обучающегося, снижая эффективность обучения и социализации. Таким образом, дальнейшее развитие инклюзивного образования требует системного подхода, объединяющего усилия государства, образовательных учреждений, профессиональных сообществ и семьи. Только комплексное развитие материально-технической, кадровой и методической базы позволит обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех категорий обучающихся.</p> С.С. Селиванова, Ю.В. Мигунова Copyright (c) 2025 С.С. Селиванова, Ю.В. Мигунова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17522 Ср, 19 ноя 2025 21:49:47 +0700 КАК ПРИВРАТНИКИ ФОРМИРУЮТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17555 <p>При проведении административных опросов особую значимость приобретает вопрос институционального доступа и роли привратников в формировании исследовательского поля. В исследовании, проведенном в рамках проекта по развитию системы долговременного ухода для пожилых людей и инвалидов в Российской Федерации, установлено, что административный доступ существенно влияет на состав выборки и характер взаимодействия с респондентами. На материале более 100 фокусированных интервью в трех регионах России анализируются механизмы отбора информантов и динамика интервью в условиях административного рекрутинга. Особое внимание уделено тому, как восприятие исследователя как внешнего проверяющего ограничивает откровенность высказываний и снижает вариативность данных. Показано, что административный доступ, обеспечивая логистическую эффективность, формирует жесткие фильтры, отбирая лояльных респондентов и «витринные» кейсы. Представлены рекомендации по адаптации методологии качественных исследований к таким условиям.</p> Н.И. Галиева Copyright (c) 2025 Н.И. Галиева https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17555 Ср, 19 ноя 2025 21:16:58 +0700 ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ И ОБРАЩЕНИЕ КОНТРАФАКТНОЙ ПРОДУКЦИИ: РИСКИ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СПОСОБЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17709 <p>В условиях стремительного роста электронной коммерции распространение контрафактной продукции на цифровых торговых площадках становится одной из наиболее острых угроз общественной безопасности и стабильности легального рынка. Актуальность данного исследования обусловлена новыми вызовами, возникающими на стыке инновационных торговых технологий и незаконных практик распространения товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности. Проблема усугубляется высокой степенью анонимности и мобильности продавцов, сложностью идентификации участников и особенностями трансграничных сделок, что угрожает экономическим интересам государства, легального бизнеса и безопасности потребителей. Целью работы является комплексный анализ факторов, способствующих распространению контрафактной продукции в электронной коммерции, выявление основных рисков для различных групп интересов и определение эффективных механизмов правовой защиты. Исследование основано на междисциплинарном подходе, включающем анализ действующего законодательства, судебной и административной практики, а также современных цифровых и организационных мер противодействия. Для оценки масштаба и специфики проблемы использованы методы сравнительно-правового анализа, кейс-стади и элементы экспертного опроса. Основные результаты связаны с выявлением ключевых причин неэффективности существующих правовых и технических механизмов контроля за оборотом контрафактной продукции на торговых площадках. В качестве наиболее эффективных предлагаемых мер рассматриваются модернизация процедур идентификации продавцов, повышение ответственности площадок, внедрение технологий Trace &amp; Track и обязательной цифровой маркировки товаров, а также развитие систем саморегулирования и информационного обмена между государством, бизнесом и правообладателями. Научная новизна работы заключается в комплексной характеристике цифровой среды как особого объекта правового регулирования, интеграции зарубежного и российского опыта и предложении системных мер по обеспечению баланса интересов участников рынка без чрезмерного вмешательства государства. Практическая значимость проявляется в возможности применения полученных результатов и рекомендаций при разработке нормативных актов, совершенствовании корпоративной политики интернет-платформ и формировании образовательных программ для потребителей.</p> А.В. Покровская Copyright (c) 2025 А.В. Покровская https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17709 Ср, 19 ноя 2025 21:03:53 +0700 ВОВЛЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОЛОСОВАНИЕ ПО ПРОЕКТАМ БЛАГОУСТРОЙСТВА https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17575 <p>Комфортная городская среда – это важнейшая составляющая любого города, от ее состояния и развития зависит будущее как самого города, так и его жителей, поэтому учет их мнения является важным аспектом. Целью статьи является выявление оценок включенности населения разных социально-демографических групп крупных городов Вологодской области в реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». В исследовании акцентируется внимание на социологическом подходе, и формирование городской среды рассматривается с точки зрения участия местных жителей в голосовании за благоустройство общественных территорий. Эмпирическую базу исследования составили данные социологического опроса населения Вологодской области в 2024 г. Общий объем выборки – 1500 респондентов (800 – крупные города). Метод опроса – анкетирование по месту жительства респондентов от 18 лет и старше. Ошибка выборки не превышает 3%. Выявлена пассивность горожан в выборе общественных территорий для благоустройства как в г. Вологде, так и в г. Череповце. Выявлено, что женщины в крупных городах области в большей мере осведомлены и участвуют в федеральном проекте. Жители г. Череповца в большей степени принимают участие в голосовании по благоустройству территорий. В большинстве случаев участие принимают респонденты с высшим уровнем образования. Также получен вывод о том, что с уменьшением уровня образования снижается уровень информированности. Оценки включенности населения разных социально-демографических групп в реализацию федерального проекта отражают значительную составляющую развития городской среды, требующую научной аналитики, прежде всего социологическими методами.</p> А.Э. Жданова Copyright (c) 2025 А.Э. Жданова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17575 Ср, 19 ноя 2025 20:01:44 +0700 АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С МИГРАЦИОННОЙ ИСТОРИЕЙ ЧЕРЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ: КЛЮЧЕВЫЕ БАРЬЕРЫ И ОЖИДАНИЯ ОТ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17656 <p>Актуальность исследования&nbsp;обусловлена ростом числа детей мигрантов в российских школах и недостаточной изученностью их адаптационных трудностей. В условиях ужесточения миграционного законодательства (например, запрета на зачисление детей без знания русского языка с 2025 года) и увеличения нелегальной миграции понимание барьеров адаптации этой группы становится критически важным для формирования эффективной государственной политики. Особую значимость проблема приобретает в Московском мегаполисе, где сосредоточено около 40% всех мигрантов страны. Целью исследования является выявление и анализ ключевых барьеров, с которыми сталкиваются подростки-мигранты в процессе адаптации в Москве и Московской области, а также ожиданий их родителей в отношении существующей и желаемой системы поддержки. Исследование основано на анкетном опросе мигрантов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, проживающих в Москве и Московской области и имеющих детей подросткового возраста 14-18 лет и проживающих совместно с родителями и обучающихся в образовательных учреждения региона. Выборка формировалась методом целевого отбора. анализ данных включал дескриптивную статистику и кросс-табуляцию. Анализ базируется на интеграции структурно-институционального, интерпретативного и конфликтологического подходов. Исследование выявило, что большинство родителей-мигрантов проживают в России длительное время, что свидетельствует о формировании устойчивой диаспоры. При этом их образовательный уровень варьируется от среднего специального до высшего, а занятость сосредоточена преимущественно в низкоквалифицированных секторах экономики. Родители выделили три ключевых барьера в адаптации детей: трудности в общении со сверстниками, языковые сложности и проблемы с освоением школьной программы. При этом семья рассматривается респондентами как главный фактор успешной адаптации, тогда как роль образовательных учреждений оценивается значительно ниже. В качестве приоритетных направлений поддержки родители назвали помощь в понимании российских культурных норм, изучении русского языка и содействие при поступлении в школы. При этом часть респондентов считает, что их дети не нуждаются в дополнительной помощи, что может указывать на недооценку существующих проблем. Полученные данные демонстрируют необходимость комплексного подхода к адаптации детей мигрантов, сочетающего языковую подготовку, культурное посредничество и вовлечение семей во взаимодействие со школами. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования региональных и федеральных программ интеграции мигрантов. Исследование вносит вклад в понимание адаптации подростков-мигрантов, фокусируясь на уникальном ракурсе – восприятии и оценках их родителей. Оно выявляет ключевое противоречие между признанием родителями барьеров адаптации и их недоверием к институциональным механизмам поддержки, а также доминирующую потребность в социокультурной, а не только функциональной интеграции. Результаты исследования имеют существенную практическую ценность для разработчиков образовательной и миграционной политики, администрации образовательных организаций и организаций гражданского общества.</p> Т.Н. Юдина Copyright (c) 2025 Т.Н. Юдина https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17656 Ср, 19 ноя 2025 04:57:10 +0700 ОТ АНОМИИ К РЕФЛЕКСИВНОСТИ: СИНТЕЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17549 <p>Статья посвящена анализу некоторых ключевых теоретических подходов, в рамках которых возможно изучать механизм социальной адаптации иностранных студентов. Автор рассматривает концепцию аномии Э. Дюркгейма, теорию коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теорию структурации Э. Гидденса и концепцию культурного капитала П. Бурдье. Основное внимание уделяется важности перехода от пассивного усвоения норм к активному, рефлексивному проекту адаптации, где студенты конструируют собственные стратегии интеграции. В статье подчеркивается важность коммуникативной компетенции, конвертации культурных капиталов и роли доверия в преодолении барьеров адаптации. На основе сравнительного анализа дается вывод, что наиболее эффективной может быть комплексная модель поддержки иностранных студентов, объединяющая структурные и агентные аспекты адаптации.<strong><em>&nbsp; </em></strong></p> О.В. Кузнецова Copyright (c) 2025 О.В. Кузнецова https://creativecommons.org/licenses/by/4.0 https://journal.asu.ru/ssi/article/view/17549 Ср, 19 ноя 2025 00:00:00 +0700