Abstract

Самка Maniola jurtina(Linnaeus, 1758) собрана в Куйбышевском районе Новосибирской области. Тем самым зарегистрировано дальнейшее рас-ширение ареала этого вида на восток.

УДК 595.789

Г.К. Рудько , О.Э. Костерин

Находка воловьего глаза Maniolajurtina(Linnaeus, 1758) (Satyridae, Lepidoptera) в Новосибирской области

G. K. Rud‘ko , O.E. Kosterin . Record of Meadow Brown Maniola jurtina

(Linnaeus, 1758) (Satyridae, Lepidoptera) in Novosibirsk Province

Ключевыеслова:дневные бабочки, Diurna, Paapilionoidea, Satyridae, Maniolajurtina, Сибирь, Новоси- бирская область, динамика ареалов.

Keywords: Butterflies, Diurna, Papilionoidea, Satyridae, Maniolajurtina, Siberia, Novosibirsk province, range dynamics.

Резюме. Самка Maniolajurtina(Linnaeus, 1758) собрана в Куйбышевском районе Новосибирской области. Тем самым зарегистрировано дальнейшее рас- ширение ареала этого вида на восток.

Abstract. A female Maniolajurtina(Linnaeus, 1758) was identified on a photo made on August 3, 2008 in Kyshtovka District of Novosibirsk Province. Thereby this species was shown to have been spread further east.

Воловий глаз Maniolajurtina(Linnaeus, 1758) является обычнейшей широко рас- пространенной бабочкой Европы, Северной Африки и Передней Азии на восток до Ирана, весьма многочисленной, в том числе и в измененных человеком ландшафтах вплоть до населенных пунктов. Тем более странным выглядело его отсутствие в Казахстане, за исключением нижнего течения р. Урал (то есть опять-таки в Европе) [Lukhtanov, Lukhtanov, 1994], и в Сибири, за исключением Зауралья в пределах бассейнов рр. Тобол и Ишим [Коршунов, Горбунов, 1995]. Указание С.Д. Лаврова [1930] для сел Малокрасноярка и Катон-Карагай на Западном Алтае казалось недоразумением, поскольку в дальнейшем воловий глаз в этом регионе не отмечался. Однако в коллекции зоомузея Института систематики и экологии животных СО РАН в Новосибирске мы обнаружили экземпляр самца с этикеткой “С-В. Казахстан, 25 км сев. Павлодара, полынно-злаковая степь, агроландшафт, сборы пединститута, VII.1981”. Таким образом, за сто последних лет в азиатской части Казахстана были сделаны две на- ходки вида, в восточной и северо-восточной части страны. Мы не можем исключить, что там существуют или существовали «молодые реликтовые» популяции, оставшейся от более широкого ареала вида во время климатического оптимума голоцена.

Дело в том, что в связи с новым глобальным потеплением, (пока менее масштабным, чем потепление климатического оптимума) эта бабочка в последние десятилетия начала активно колонизировать Западную Сибирь. По наблюдениям В.Ю. Теплоухова, на северо-западе Омской области, в окрестностях с. Листвяги Большеуковского района воловий глаз стал обилен с 1987-1988 гг. [Костерин и др., 2007]. В 1998 г. три самца собраны С.А. Князевым восточнее, в окрестностях пос. Муромцево одноименного района Омской области; а в 2000 г. Т.Ф. Кошелева там же собрала самку [Князев, Костерин, 2003]. В 2006 г. здесь вид оказался уже массовым [Костерин и др., 2007]. Листвяги и Муромцево находятся, соответственно, в подзонах южной тайги и подтайги. В 2005 г. самец собран А.А. Потейко и в лесостепи на западе Омской области, в Исилькульском районе, а с 2006 г. воловий глаз стал стабильно встречаться в г. Омске, также расположенном в лесостепной зоне [Костерин и др., 2007].

Со всей очевидностью мы сталкиваемся с расселением вида на восток по Западно- Сибирской равнине. Прежде всего он продвигается вдоль подзон подтайги и южной тайги, в то время как расселение на восток по лесостепи идет с отставанием. Вероятно, в Сибири для этого вида наиболее благоприятны именно условия подтаежной зоны, скорее всего, как уже достаточно влажные, но еще не слишком суровые. Судя по ареалу, воловий глаз избегает аридных регионов с ярко выраженным континентальным климатом и принадлежит западному неморальному комплексу [Dubatolov, Kosterin, 2000]. Возможно, его распространение лимитируют суровые зимы, и современное проникновение вида в Западную Сибирь может быть связано с некоторым потеплением климата, особенно зимнего периода в последние годы. Оно сопровождается ее колонизацией Западно- Сибирской равнины с запада вдоль подтаежной и южнотаежной зон и другими дневными бабочками неморального комплекса, такими как Apaturairis(Linnaeus, 1758) и Argyronomelaodice(Pallas, 1771) [Костерин и др., 2007].

Природные условия равнины в долготном отношении относительно однородны, поэтому не было никаких оснований полагать, что расселение воловьего глаза на восток остановится на Омской области. Напротив, следовало ожидать его скорого появления в Новосибирской области, а в дальнейшем, как минимум, в Алтайском крае, Томской и Кемеровской областях. И лишь продвижение его в горы Алтая и Кузнецкого Алатау и, в обход последнего с севера, в Красноярский край не выглядит слишком вероятным. Однако до сих пор сведений о появлении воловьего глаза восточнее Омской области не поступало.

Являясь жителем г. Куйбышева (Новосибирская область) и натуралистом, посвятившим себя исследованию западных районов Новосибирской области, первый из авторов в последние годы активно фотографирует насекомых. На одной из его фотографий, сделанной 3.08.2008 в Муромцевском районе Омской области между селами Курганка и Низовое в 25 м от правого берега р. Тара в направлении оз. Данилово (Данилино, Серебряное) на поляне между прибрежными ивняками и сосновым лесом второй из авторов обнаружил и определил самку M.jurtina. Эта точка находится в нескольких сотнях метров от границы Новосибирской области. А 23.07.2009 самка того же вида сфотографирована и собрана в березовом лесу первым автором уже в 6 км севернее г. Куйбышев, то есть в центре лесостепной зоны западной части Новосибирской области. Экземпляр передан в Сибирский зоологический музей при Институте систематики и экологии животных СО РАН (Новосибирск).

Таким образом, можно констатировать, что воловий глаз уже присутствует в Новосибирской области. В целом, находки вида в Западной Сибири продвигаются на восток в хронологическом порядке, но при дефиците энтомологов и даже просто любителей бабочек, особенно в более северных районах, регистрации вида могут существенно запаздывать по сравнению с его реальным появлением. Только появление воловьего глаза в крупных городах, таких как Омск (состоявшееся) и Новосибирск (ожидающееся) имеет возможность быть зарегистрированным в течение одного-двух лет. На очереди появление бабочки в Новосибирске; тогда, сопоставив эту дату с предполагаемым годом появления вида в Омске (2006), можно будет оценить скорость его продвижения на восток.

ЛИТЕРАТУРА

Князев С.А., Костерин О.Э. Новые находки неморальных видов дневных чешуекрылых Apaturairis(L., 1758), Manioliajurtina(L., 1758) в Западной Сибири и их возможное зоогеографическое значение // Евразиатский энтомологический журнал. 2003. Т. 2. № 3. С. 193-194.

Коршунов Ю.П, Горбунов П.Ю. Дневные бабочки азиатской части России. Справочник.

Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1995. 202 с.

Костерин О.Э., Князев С.А., Потейко А.А., Пономарев К.Б., Кошелева Т.Ф., Теплоухов В.Ю. Новые находки дневных бабочек (Lepidoptera, Rhopalocera) в Омской и Томской областях // Евразиатский энтомологический журнал. 2007. Т. 6, вып. 4, С. 473-482.

Лавров С.Д. Сборы Lepidoptera из Южного Алтая // Труды Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства (Омск). 1930. Т. 13. С. 287-297.

Dubatolov, V.V., Kosterin O.E. Nemoral species of Lepidoptera (Insecta) in Siberia: a novel view on their history and the timing of their range disjunctions // Entomologica Fennica. 2000. Vol. 11. P. 141-166.

Lukhtanov V., Lukhtanov A. Die Tagfalter Nordwestasiens. Herbipolina, Markleuthen. 1994. 440 S, 55 Farb.

References

  1. Князев С.А., Костерин О.Э. Новые находки неморальных видов дневных чешуекрылых Apatura iris (L., 1758), Maniolia jurtina (L., 1758) в Западной Сибири и их возможное зоогеографическое значение // Евразиатский энтомологический журнал. 2003. Т. 2. № 3. С.193-194.
  2. Коршунов Ю.П, Горбунов П.Ю. Дневные бабочки азиатской части России. Справочник. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1995. 202 с.
  3. Костерин О.Э., Князев С.А., Потейко А.А., Пономарев К.Б., Кошелева Т.Ф., Теплоухов В.Ю. Новые находки дневных бабочек (Lepidoptera, Rhopalocera) в Омской и Томской областях // Евразиатский энтомологический журнал. 2007. Т. 6, вып. 4, С. 473 -482.
  4. Лавров С.Д. Сборы Lepidoptera из Южного Алтая // Труды Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства (Омск). 1930. Т. 13. С. 287-297.
  5. Dubatolov, V.V., Kosterin O.E. Nemoral species of Lepidoptera (Insecta) in Siberia: a novel view on their history and the timing of their range disjunctions // Entomologica Fennica. 2000. Vol. 11. P. 141-166.
  6. Lukhtanov V., Lukhtanov A. Die Tagfalter Nordwestasiens. Herbipolina, Markleuthen. 1994. 440 S, 55 Farb.