ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ
Аннотация
В публикации раскрыта природа добавленной стоимости, аргументирована важность вовлечения предприятий в глобальном мире в различные формы международной кооперации (бесфабричные производства, аутсорсинг, развитие схем вертикальной интеграции и т. д.). Основными мотивами вовлечения в глобальные цепочки создания стоимости являются оптимизация издержек и налогообложения из-за различия национальных юрисдикций, расширение экспортных рынков сбыта для производителей, обеспечение их конкурентоспособности на внутреннем рынке, привлечение иностранных инвестиций, диффузия используемых зарубежных инновационных технологий, рост уровня занятости и доходов населения и т. д.
Рассмотрены также различия между производственной цепочкой, цепочкой поставок и цепочкой добавленной стоимости. Раскрыты особенности формирования добавленной стоимости на разных этапах цепочки добавленной стоимости, представлены сложившиеся теоретические подходы к исследованию глобальных цепочек создания стоимости. Показаны основные элементы описательной модели исследования цепочек создания стоимости, которая содержит в себе: схемы взаимодействия предприятий в процессе деятельности, организационные структуры и структуры распределения собственности, права на объекты интеллектуальной собственности, факторы, влияющие на специфику отнесения затрат (источники данных, институциональные факторы). Утверждается, что управление цепочками добавленной стоимости на региональном и страновом уровнях позволит получить дополнительные экономические эффекты.
Скачивания
Metrics
Литература
Руководство по измерению глобального производства. Нью-Йорк ; Женева : Европейская экономическая комиссия ООН, 2016. 194 с.
Porter, M. E. (2008) Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Competitive Strategy. Simon and Schuster, 442.
Penrose, E. T. (1959/1995). The Theory of the Growth of the Firm, Oxford.
Jarillo, J. C. (1988) On strategic networks. Strategic Management Journal, vol. 9, No.1, 31-41.
Powell, W. (1991) Neither market nor hierarchy: network forms of organization. Markets, Hierarchies and Networks. SAGE, 316.
Мешкова Т. А., Моисеичев Е. Я. Мировые тенденции развития глобальных цепочек создания добавленной стоимости и участие в них России // Вестник финансового университета. 2015. № 1. С. 83-96.
Gereffi, G. (2001) The value of value chains: spreading the gains from globalization. Vol. 32. The value of value chains Institute of Development Studies.
Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации. Какие выводы можно сделать на основании анализа цепочки накопления стоимости. М. : ГУ ВШЭ, 2002.
Андреева Т. В. Цепочка создания стоимости продукта: формирование и оценка эффективности: монография. М. : РИОР : Инфра-М, 2013. 170 с.
Кондратьев В. Б. Глобальные цепочки стоимости как форма транснационализации промышленности // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 6. С. 8-20.
Перская В. В. Глобальные цепочки стоимости и их значения для развития национальных хозяйств ЕАЭС // Экономические стратегии. 2015. № 5-6. С. 22-31.
Пономаренко А. Н., Мурадов К. Ю. Новая статистика движения добавленной стоимости в международной торговле // Экономический журнал ВШЭ. 2014. № 1. С. 43-79.
Журавлева И. А. Роль создания глобальных цепочек создания добавленной стоимости на современном этапе развития экономики // Евразийский союз ученых. 2015. № 6. С. 44—47.
Булыга Р., Кохно П. Теория добавленной стоимости, основанная на концепции интеллектуального капитала // Общество и экономика. 2007. № 8. С. 120-136.
REFERENCES
Guide to Measuring Global Production. United Nations, New York and Geneva, 2015.
Porter, M. E. (2008) Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Competitive Strategy. Simon and Schuster, 442.
Penrose, E. T. (1959/1995). The Theory of the Growth of the Firm, Oxford.
Jarillo, J. C. (1988) On strategic networks. Strategic Management Journal, vol. 9, No.1, 31-41.
Powell, W. (1991) Neither market nor hierarchy: network forms of organization. Markets, Hierarchies and Networks. SAGE, 316.
Meshkova, T. A., Moiseev, E. Ya. (2015) Global trends in the development of global value chains and participation in them in Russia. Bulletin of the Financial University, 1, 83-96 (in Russian).
Gereffi, G. (2001) The value of value chains: spreading the gains from globalization. Vol. 32. The value of value chains Institute of Development Studies
Kaplinsky, R. (2002) Spread of the positive impact of globalization. What conclusions can be drawn from the analysis of the value chain. Moscow (in Russian).
Andreeva, T. V. (2013) The value Chain of the product: the formation and evaluation of effectiveness. Moscow (in Russian).
Kondratiev, V. B. (2017) Global value chains as a form of transnationalization of the industry. Problems of theory and practice of management, 6, 8-20 (in Russian).
Perskaya, V. V. (2015) Global value chains and their importance for the development of national nuclear power plants. Economic strategies, 5-6, 22-31 (in Russian).
Ponomarenko, A. N., Muradov, K. Yu. (2014) New statistics of value added in international trade. HSE Economic journal, 1, 43-79 (in Russian).
Zhuravleva, I. A. (2015) The Role of creating global chains of creating added value for the present stage of development of economy. Eurasian Union of scientists, 6, 44-47 (in Russian).
Bulyga, R., Kohno, P. (2007) Theory of added value, based on the concept of intellectual capital. Society and economy, 8, 120-136 (in Russian).
Copyright (c) 2018 Экономика Профессия Бизнес
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи