СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РИТЕЙЛА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
УДК 339.3
Аннотация
Торговая отрасль играет ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов. Практика регионального ритейла от Сибири до Дальнего Востока демонстрирует, что ритейл успешно конкурирует на одном рынке с федеральными сетями. В статье представлены результаты исследования особенностей развития розничной торговли в Алтайском крае. Преимуществом регионального ритейла является наличие высокой доли локальных продуктов. В настоящее время в Алтайском крае функционирует свыше 20 продуктовых сетей, среди которых как крупные федеральные ритейлеры, так и региональные компании. Так, из местных сетей можно выделить наиболее крупные сети — ООО «Мария-Ра» (г. Барнаул), ООО «Аникс» и ООО «Форне» (г. Бийск). По итогам 2023 г. розничные торговые сети региона обеспечили 41,9% от общего оборота розничной торговли (в Сибирском федеральном округе — 40,6%; по всей Российской Федерации — 36,1%). Выделены основные тренды трансформации деятельности региональных розничных торговых сетей.
Цель написания данной статьи — исследование современного состояния и потенциала развития регионального ритейла. Оно построено на изучении актуальной научной и периодической экономической литературы.
Скачивания
Metrics
Литература
Красильникова Е. А., Никишин А. Ф. Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 3. С. 763-774. DOI: 10.18334/rp. 19.3.38839.
Майорова Е. А. Анализ развития сетевой торговли в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 216-218. DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0047.
Алексина С. Б. Сценарии развития стратегии дистрибьюции на рынке FMCG в условиях усиления давления федеральных торговых сетей // Российское предпринимательство. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-razvitiya-strategii-distribyutsii-na-rynke-fmcg-v-usloviyah-usileniya-davleniya-federalnyh-torgovyh-setey (дата обращения: 01.11.2024).
Панасенко С. В., Стукалова И. Б., Мазунина Т. А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-sovremennoy-roznichnoy-torgovli (дата обращения: 01.11.2024).
Алтайский край в цифрах. 2019-2023: Крат. стат. сб. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2024. 192 с.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023: Стат. сб. / Росстат. М., 2023. 1126 с.
Мищенко Вал. В., Лякишева В. Г., Добрынина И. Ю. Создание и продвижение региональных брендов и торговых марок местной продукции как важный фактор формирования позитивного имиджа Алтайского края // Экономика Профессия Бизнес. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sozdanie-i-prodvizhenie-regionalnyh-brendov-i-torgovyh-marok-mestnoy-produktsii-kak-vazhnyy-faktor-formirovaniya-pozitivnogo-imidzha (дата обращения: 21.11.2024).
Краснов Е. В., Сурай Н. М. Современное состояние и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 4 (114). С. 168-173.
Беляев В. И., Беляев В. В., Игнатьева Д. В. и др. Локальные рынки в глобальной экономике: диалектика глобального и локального в региональном воспроизводстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 7 (105). С. 128-133.
Валеева Ю. С. Региональные особенности развития услуг розничных торговых сетей на примере Республики Татарстан // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 3. С. 60-73. DOI: 10.21685/2227-8486-2022-3-4.
REFERENCES
Krasilnikova E. A., Nikishin A. F. Regional retail of the Russian Federation: trends and prospects of development. Russian Entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 3. Pp. 763-774. DOI: 10.18334/rp. 19.3.38839.
Mayorova E. A. Analysis of the development of network trade in the regions of Russia. Azimut of scientific research: economics and management. 2019. Vol. 8, No. 1 (26). Pp. 216-218. DOI 10.26140/anie-2019-0801-0047.
Aleksina S. B. Scenarios for the development of a distribution strategy in the FMCG market under increasing pressure from federal retail chains. Russian entrepreneurship. 2018. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-razvitiya-strategii-distribyutsii-na-rynke-fmcg-v-usloviyah-usileniya-davleniya-federalnyh-torgovyh-setey (date of access: 01.11.2024).
Panasenko S. V., Stukalova I. B., Mazunina T. A. Directions of development of modern retail trade.ru ssian entrepreneurship. 2018. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-sovremennoy-roznichnoy-torgovli (date of access: 01.11.2024).
Altai Territory in numbers. 2019-2023: Short. Statistical collection/ Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Barnaul, 2024. 192 p.
Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2023: stat. sat. / Rosstat. Moscow, 2023. 1126 p.
Mishchenko Val. V., Lyakisheva V. G., Dobrynina I. Yu. Creation and promotion of regional brands and trademarks of local products as an important factor in the formation of a positive image of the Altai Territory. Economics Profession Business. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-prodvizhenie-regionalnyh-brendov-i-torgovyh-marok-mestnoy-produktsii-kak-vazhnyy-faktor-formirovaniya-pozitivnogo-imidzha (date of access: 21.11.2024).
Krasnov E. V., Surai N. M. The current state and prospects of development of foreign economic activity of the Altai Territory. Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2014. No. 4 (114). Pp. 168-173.
Belyaev V. I., Belyaev V. V., Ignatieva D. V. et al. Local markets in the global economy: dialectics of global and local in regional reproduction. Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2013. No. 7 (105). Pp. 128-133.
Valeeva Yu. S. Regional features of the development of retail trade networks services on the example of the Republic of Tatarstan. Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2022. No. 3. Pp. 60-73. DOI: 10.21685/2227-8486-2022-3-4.
Copyright (c) 2025 Наталья Михайловна Сурай, Виталий Павлович Бабарыкин, Валерия Александровна Баранова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи