СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РИТЕЙЛА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

УДК 339.3

  • Наталья Михайловна Сурай Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия) Email: natalya.mixajlovna.1979@mail.ru
  • Виталий Павлович Бабарыкин Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия) Email: babarykin.vp@rea.ru
  • Валерия Александровна Баранова Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Москва, Россия) Email: valeria.baranova/2005@mail.ru
Ключевые слова: торговля, торговые сети, конкуренция, потребление товаров, потребительские расходы, Алтайский край, региональный ритейл, потенциал развития, региональные бренды

Аннотация

Торговая отрасль играет ключевую роль в социально-экономическом развитии регионов. Практика регионального ритейла от Сибири до Дальнего Востока демонстрирует, что ритейл успешно конкурирует на одном рынке с федеральными сетями. В статье представлены результаты исследования особенностей развития розничной торговли в Алтайском крае. Преимуществом регионального ритейла является наличие высокой доли локальных продуктов. В настоящее время в Алтайском крае функционирует свыше 20 продуктовых сетей, среди которых как крупные федеральные ритейлеры, так и региональные компании. Так, из местных сетей можно выделить наиболее крупные сети — ООО «Мария-Ра» (г. Барнаул), ООО «Аникс» и ООО «Форне» (г. Бийск). По итогам 2023 г. розничные торговые сети региона обеспечили 41,9% от общего оборота розничной торговли (в Сибирском федеральном округе — 40,6%; по всей Российской Федерации — 36,1%). Выделены основные тренды трансформации деятельности региональных розничных торговых сетей.

Цель написания данной статьи — исследование современного состояния и потенциала развития регионального ритейла. Оно построено на изучении актуальной научной и периодической экономической литературы.

Скачивания

Metrics

PDF views
10
Mar 16 '25Mar 19 '25Mar 22 '25Mar 25 '25Mar 28 '25Mar 31 '25Apr 01 '25Apr 04 '25Apr 07 '25Apr 10 '25Apr 13 '256.0
|

Биографии авторов

Наталья Михайловна Сурай, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия)

кандидат технических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна

Виталий Павлович Бабарыкин, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия)

заведующий кафедрой рекламы, связей с общественностью и дизайна

Валерия Александровна Баранова, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (Москва, Россия)

студент

Литература

Красильникова Е. А., Никишин А. Ф. Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы развития // Российское предпринимательство. 2018. Том 19. № 3. С. 763-774. DOI: 10.18334/rp. 19.3.38839.

Майорова Е. А. Анализ развития сетевой торговли в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 216-218. DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0047.

Алексина С. Б. Сценарии развития стратегии дистрибьюции на рынке FMCG в условиях усиления давления федеральных торговых сетей // Российское предпринимательство. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-razvitiya-strategii-distribyutsii-na-rynke-fmcg-v-usloviyah-usileniya-davleniya-federalnyh-torgovyh-setey (дата обращения: 01.11.2024).

Панасенко С. В., Стукалова И. Б., Мазунина Т. А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-sovremennoy-roznichnoy-torgovli (дата обращения: 01.11.2024).

Алтайский край в цифрах. 2019-2023: Крат. стат. сб. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Барнаул, 2024. 192 с.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2023: Стат. сб. / Росстат. М., 2023. 1126 с.

Мищенко Вал. В., Лякишева В. Г., Добрынина И. Ю. Создание и продвижение региональных брендов и торговых марок местной продукции как важный фактор формирования позитивного имиджа Алтайского края // Экономика Профессия Бизнес. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sozdanie-i-prodvizhenie-regionalnyh-brendov-i-torgovyh-marok-mestnoy-produktsii-kak-vazhnyy-faktor-formirovaniya-pozitivnogo-imidzha (дата обращения: 21.11.2024).

Краснов Е. В., Сурай Н. М. Современное состояние и перспективы развития внешнеэкономической деятельности Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 4 (114). С. 168-173.

Беляев В. И., Беляев В. В., Игнатьева Д. В. и др. Локальные рынки в глобальной экономике: диалектика глобального и локального в региональном воспроизводстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2013. № 7 (105). С. 128-133.

Валеева Ю. С. Региональные особенности развития услуг розничных торговых сетей на примере Республики Татарстан // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 3. С. 60-73. DOI: 10.21685/2227-8486-2022-3-4.

REFERENCES

Krasilnikova E. A., Nikishin A. F. Regional retail of the Russian Federation: trends and prospects of development. Russian Entrepreneurship. 2018. Vol. 19. No. 3. Pp. 763-774. DOI: 10.18334/rp. 19.3.38839.

Mayorova E. A. Analysis of the development of network trade in the regions of Russia. Azimut of scientific research: economics and management. 2019. Vol. 8, No. 1 (26). Pp. 216-218. DOI 10.26140/anie-2019-0801-0047.

Aleksina S. B. Scenarios for the development of a distribution strategy in the FMCG market under increasing pressure from federal retail chains. Russian entrepreneurship. 2018. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarii-razvitiya-strategii-distribyutsii-na-rynke-fmcg-v-usloviyah-usileniya-davleniya-federalnyh-torgovyh-setey (date of access: 01.11.2024).

Panasenko S. V., Stukalova I. B., Mazunina T. A. Directions of development of modern retail trade.ru ssian entrepreneurship. 2018. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-sovremennoy-roznichnoy-torgovli (date of access: 01.11.2024).

Altai Territory in numbers. 2019-2023: Short. Statistical collection/ Department of the Federal State Statistics Service for the Altai Territory and the Altai Republic. Barnaul, 2024. 192 p.

Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2023: stat. sat. / Rosstat. Moscow, 2023. 1126 p.

Mishchenko Val. V., Lyakisheva V. G., Dobrynina I. Yu. Creation and promotion of regional brands and trademarks of local products as an important factor in the formation of a positive image of the Altai Territory. Economics Profession Business. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-i-prodvizhenie-regionalnyh-brendov-i-torgovyh-marok-mestnoy-produktsii-kak-vazhnyy-faktor-formirovaniya-pozitivnogo-imidzha (date of access: 21.11.2024).

Krasnov E. V., Surai N. M. The current state and prospects of development of foreign economic activity of the Altai Territory. Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2014. No. 4 (114). Pp. 168-173.

Belyaev V. I., Belyaev V. V., Ignatieva D. V. et al. Local markets in the global economy: dialectics of global and local in regional reproduction. Bulletin of the Altai State Agrarian University. 2013. No. 7 (105). Pp. 128-133.

Valeeva Yu. S. Regional features of the development of retail trade networks services on the example of the Republic of Tatarstan. Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2022. No. 3. Pp. 60-73. DOI: 10.21685/2227-8486-2022-3-4.

Опубликован
2025-03-16
Как цитировать
1. Сурай Н. М., Бабарыкин В. П., Баранова В. А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РИТЕЙЛА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ) // Экономика Профессия Бизнес, 2025. № 1. С. 105-113. URL: http://journal.asu.ru/ec/article/view/epb202512.
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)