СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОМ РЕТЕЙЛЕ

УДК 339.3:004

  • Наталья Михайловна Сурай Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия) Email: natalya.mixajlovna.1979@mail.ru
  • Наила Алигасановна Теплая Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Москва, Россия) Email: naila69@mail.ru
Ключевые слова: цифровые технологии, инновации, бизнес-модель, бизнес-процессы, искусственный интеллект, ретейл, рынок розничной торговли, модель поведения потребителя

Аннотация

Россия входит в тройку мировых лидеров, обладающих профессиональными компетенциями в цифровых технологиях. В отечественном ретейле, как и в мировом, отмечается регулярный рост темпов цифровизации. Это связано с тем, что потребители все более активно применяют цифровые решения. Чтобы успешно конкурировать на рынке и максимально эффективно удовлетворять потребности клиентов, ретейлерам необходимо непрерывно внедрять в свою деятельность инновационные технологические решения. Они внедряют цифровые технологии в целях обновления и диверсификации бизнес-процессов. Розничная торговля является отраслью, которая характеризуется высоким уровнем инноваций. Технологии искусственного интеллекта, особенно генеративный искусственный интеллект, становятся неотъемлемой частью розничного сектора. Для ретейла одним из самых популярных направлений применения машинного обучения является организация и проведение маркетинговых кампаний и клиентская аналитика. Ретейлеры активно внедряют современные методы покупки, такие как мобильные платежи, интеграция технологий виртуальной и дополненной реальности, использование QR-кодов, чтобы улучшить как цифровой, так и непосредственный опыт покупок. Аугментированная реальность становится неотъемлемой частью электронной коммерции, способствуя сокращению разрыва между цифровым и физическим опытом покупок. Для дальнейшего улучшения отношений с покупателями и повышения лояльности на протяжении 2024 года будут использоваться новые каналы продаж. Чат-боты, игровые механики и прочие маркетинговые инструменты взаимодействия с клиентами — это новые точки роста бизнеса. Цель написания данной статьи — исследование ключевых направлений внедрения и использования цифровых технологий российскими ретейл-компаниями, а также выявление наиболее перспективных трендов их развития.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Наталья Михайловна Сурай, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (Москва, Россия)

кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры торговой политики

Наила Алигасановна Теплая, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет) (Москва, Россия)

доктор педагогических наук, профессор кафедры информационных систем и цифровых технологий

Литература

Сурай Н. М., Женжебир В. Н. Цифровые технологии в российском ретейле // Глобальная неопределенность. Развитие или деградация мировой экономики?: сборник статей XI Международной научной конференции. В 2 томах, Москва, 17-18 мая 2022 года. М., 2022. С. 43-49.

Дмитрий Чернышенко: «Президент определил цифровую трансформацию одной из 5 национальных целей развития страны до 2030 года. URL: https://riakalm.ru/news2/42224-dmitrij-chernyshenko-prezident-opredelil-tsifrovuyu-transformatsiyu-odnoj-iz-5-natsionalnykh-tselej-razvitiya-strany-do-2030-goda/ (дата обращения: 05.02.2024).

Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации госуправления. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/42223/ (дата обращения: 05.02.2024).

Цифровизация: практические рекомендации по переводу бизнеса на цифровые технологии. М., 2019. 252 с.

Гаврилов Л. П. Информационные технологии в коммерции: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2024. 369 с.

Антинескул Е. А. Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла // Мир экономики и управления. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-tsifrovoy-transformatsii-prodovolstvennogo-riteyla (дата обращения: 28.02.2024).

Валиев Р. М. Развитие искусственного интеллекта: подходы к определению // Креативная экономика. 2024. Т. 18, № 1. С. 115-126.

Сайед Р. М. Трансформация предпочтений потребителей в розничной торговле под влиянием цифровых технологий // Практический маркетинг. 2024. № 1 (319). С. 38-44.

Цифровая экономика-2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2023. 120 с.

Аналитический доклад «Индекс готовности приоритетных отраслей экономики к внедрению искусственного интеллекта-2023», НЦРИИ. URL: https://ai.gov.ru/en/knowledgebase/vnedrenie-ii/2023_analiticheskiy_doklad_indeks_gotovnosti_prioritetnyh_otrasley_ekonomiki_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_-_2023_ncrii/ (дата обращения: 28.02.2024).

Розничная торговля и общественное питание. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения: 28.02.2024).

Кутяшова Е. В., Скобелева О. А. Перспективы развития розничной торговли России // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2024. Т. 34, № 1. С. 28-33.

Женжебир В. Н., Сурай Н. М., Скрынченко Б. Л. Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 2. С. 637-648.

REFERENCES

Surai N. M., Zhenzhebir V. N. Digital technologies in Russian retail. Global uncertainty. The development or degradation of the global economy?: collection of articles of the XI International Scientific Conference. In 2 volumes, Moscow, May 17-18, 2022. Moscow, 2022. Pp. 43-49.

Dmitry Chernyshenko: «The President has identified digital transformation as one of the 5 national development goals of the country until 2030». URL: https://riakalm.ru/news2/42224-dmitrij-chernyshenko-prezident-opredelil-tsifrovuyu-transformatsiyu-odnoj-iz-5-natsionalnykh-tselej-razvitiya-strany-do-2030-goda/ (date of access: 05.02.2024).

Russia has entered the top 10 countries for digitalization of public administration. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/42223/ (date of access: 05.02.2024).

Digitalization: practical recommendations for the transfer of business to digital technologies. Moscow, 2019. 252 p.

Gavrilov L. P. Information technologies in commerce: textbook. 2nd ed., reprint. and an additional one. Moscow, 2024. 369 p.

Antineskul E. A. Theoretical Foundations of Digital Transformation of Food Retail. World of economics and management. 2022. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-tsifrovoy-transformatsii-prodovolstvennogo-riteyla (date of access: 28.02.2024).

Valiev R. M. The development of artificial intelligence: approaches to definition. Creative economics. 2024. Vol. 18, No. 1. Pp. 115-126.

Sayed R. M. Transformation of consumer preferences in retail trade under the influence of digital technologies. Practical marketing 2024. No. 1 (319). Pp. 38-44.

Digital economy-2023: a short statistical collection / G. I. Abdrakhmanova, S. A. Vasilkovsky, K. O. Vishnevsky, etc.; National research. Higher School of Economics. Moscow, 2023. 120 p.

Analytical report «Index of readiness of priority sectors of the economy for the introduction of artificial intelligence-2023», NCRII. URL: https://ai.gov.ru/en/knowledgebase/vnedrenie-ii/2023_analiticheskiy_doklad_indeks_gotovnosti_prioritetnyh_otrasley_ekonomiki_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_-_2023_ncrii/ (date of access: 28.02.2024).

Retail and catering. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (date of access: 28.02.2024).

Kutyashova E. V., Skobeleva O. A. Prospects for the development of retail trade in Russia. Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series. 2024. Vol. 34, No. 1. Pp. 28-33.

Zhenzhebir V. N., Surai N. M., Skrynchenko B. L. Modern trends in the development of digital technologies in retail. Economics, entrepreneurship and Law. 2022. Vol. 12, No. 2. Pp. 637-648.

Опубликован
2024-06-13
Как цитировать
1. Сурай Н. М., Теплая Н. А. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОМ РЕТЕЙЛЕ // Экономика Профессия Бизнес, 2024. № 2. С. 94-104. URL: http://journal.asu.ru/ec/article/view/epb202428.
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ