СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОМ РЕТЕЙЛЕ
УДК 339.3:004
Аннотация
Россия входит в тройку мировых лидеров, обладающих профессиональными компетенциями в цифровых технологиях. В отечественном ретейле, как и в мировом, отмечается регулярный рост темпов цифровизации. Это связано с тем, что потребители все более активно применяют цифровые решения. Чтобы успешно конкурировать на рынке и максимально эффективно удовлетворять потребности клиентов, ретейлерам необходимо непрерывно внедрять в свою деятельность инновационные технологические решения. Они внедряют цифровые технологии в целях обновления и диверсификации бизнес-процессов. Розничная торговля является отраслью, которая характеризуется высоким уровнем инноваций. Технологии искусственного интеллекта, особенно генеративный искусственный интеллект, становятся неотъемлемой частью розничного сектора. Для ретейла одним из самых популярных направлений применения машинного обучения является организация и проведение маркетинговых кампаний и клиентская аналитика. Ретейлеры активно внедряют современные методы покупки, такие как мобильные платежи, интеграция технологий виртуальной и дополненной реальности, использование QR-кодов, чтобы улучшить как цифровой, так и непосредственный опыт покупок. Аугментированная реальность становится неотъемлемой частью электронной коммерции, способствуя сокращению разрыва между цифровым и физическим опытом покупок. Для дальнейшего улучшения отношений с покупателями и повышения лояльности на протяжении 2024 года будут использоваться новые каналы продаж. Чат-боты, игровые механики и прочие маркетинговые инструменты взаимодействия с клиентами — это новые точки роста бизнеса. Цель написания данной статьи — исследование ключевых направлений внедрения и использования цифровых технологий российскими ретейл-компаниями, а также выявление наиболее перспективных трендов их развития.
Скачивания
Metrics
Литература
Сурай Н. М., Женжебир В. Н. Цифровые технологии в российском ретейле // Глобальная неопределенность. Развитие или деградация мировой экономики?: сборник статей XI Международной научной конференции. В 2 томах, Москва, 17-18 мая 2022 года. М., 2022. С. 43-49.
Дмитрий Чернышенко: «Президент определил цифровую трансформацию одной из 5 национальных целей развития страны до 2030 года. URL: https://riakalm.ru/news2/42224-dmitrij-chernyshenko-prezident-opredelil-tsifrovuyu-transformatsiyu-odnoj-iz-5-natsionalnykh-tselej-razvitiya-strany-do-2030-goda/ (дата обращения: 05.02.2024).
Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации госуправления. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/42223/ (дата обращения: 05.02.2024).
Цифровизация: практические рекомендации по переводу бизнеса на цифровые технологии. М., 2019. 252 с.
Гаврилов Л. П. Информационные технологии в коммерции: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2024. 369 с.
Антинескул Е. А. Теоретические основы цифровой трансформации продовольственного ритейла // Мир экономики и управления. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-tsifrovoy-transformatsii-prodovolstvennogo-riteyla (дата обращения: 28.02.2024).
Валиев Р. М. Развитие искусственного интеллекта: подходы к определению // Креативная экономика. 2024. Т. 18, № 1. С. 115-126.
Сайед Р. М. Трансформация предпочтений потребителей в розничной торговле под влиянием цифровых технологий // Практический маркетинг. 2024. № 1 (319). С. 38-44.
Цифровая экономика-2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2023. 120 с.
Аналитический доклад «Индекс готовности приоритетных отраслей экономики к внедрению искусственного интеллекта-2023», НЦРИИ. URL: https://ai.gov.ru/en/knowledgebase/vnedrenie-ii/2023_analiticheskiy_doklad_indeks_gotovnosti_prioritetnyh_otrasley_ekonomiki_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_-_2023_ncrii/ (дата обращения: 28.02.2024).
Розничная торговля и общественное питание. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения: 28.02.2024).
Кутяшова Е. В., Скобелева О. А. Перспективы развития розничной торговли России // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2024. Т. 34, № 1. С. 28-33.
Женжебир В. Н., Сурай Н. М., Скрынченко Б. Л. Современные тенденции развития цифровых технологий в ритейле // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12, № 2. С. 637-648.
REFERENCES
Surai N. M., Zhenzhebir V. N. Digital technologies in Russian retail. Global uncertainty. The development or degradation of the global economy?: collection of articles of the XI International Scientific Conference. In 2 volumes, Moscow, May 17-18, 2022. Moscow, 2022. Pp. 43-49.
Dmitry Chernyshenko: «The President has identified digital transformation as one of the 5 national development goals of the country until 2030». URL: https://riakalm.ru/news2/42224-dmitrij-chernyshenko-prezident-opredelil-tsifrovuyu-transformatsiyu-odnoj-iz-5-natsionalnykh-tselej-razvitiya-strany-do-2030-goda/ (date of access: 05.02.2024).
Russia has entered the top 10 countries for digitalization of public administration. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/42223/ (date of access: 05.02.2024).
Digitalization: practical recommendations for the transfer of business to digital technologies. Moscow, 2019. 252 p.
Gavrilov L. P. Information technologies in commerce: textbook. 2nd ed., reprint. and an additional one. Moscow, 2024. 369 p.
Antineskul E. A. Theoretical Foundations of Digital Transformation of Food Retail. World of economics and management. 2022. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-tsifrovoy-transformatsii-prodovolstvennogo-riteyla (date of access: 28.02.2024).
Valiev R. M. The development of artificial intelligence: approaches to definition. Creative economics. 2024. Vol. 18, No. 1. Pp. 115-126.
Sayed R. M. Transformation of consumer preferences in retail trade under the influence of digital technologies. Practical marketing 2024. No. 1 (319). Pp. 38-44.
Digital economy-2023: a short statistical collection / G. I. Abdrakhmanova, S. A. Vasilkovsky, K. O. Vishnevsky, etc.; National research. Higher School of Economics. Moscow, 2023. 120 p.
Analytical report «Index of readiness of priority sectors of the economy for the introduction of artificial intelligence-2023», NCRII. URL: https://ai.gov.ru/en/knowledgebase/vnedrenie-ii/2023_analiticheskiy_doklad_indeks_gotovnosti_prioritetnyh_otrasley_ekonomiki_k_vnedreniyu_iskusstvennogo_intellekta_-_2023_ncrii/ (date of access: 28.02.2024).
Retail and catering. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (date of access: 28.02.2024).
Kutyashova E. V., Skobeleva O. A. Prospects for the development of retail trade in Russia. Bulletin of the Udmurt University. Economics and Law series. 2024. Vol. 34, No. 1. Pp. 28-33.
Zhenzhebir V. N., Surai N. M., Skrynchenko B. L. Modern trends in the development of digital technologies in retail. Economics, entrepreneurship and Law. 2022. Vol. 12, No. 2. Pp. 637-648.
Copyright (c) 2024 Наталья Михайловна Сурай, Наила Алигасановна Теплая
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи