ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ЮЖНОЙ СИБИРИ

Основное содержание статьи

О.О. Шишкина Email: olgashishkina145@gmail.com

Аннотация

Памятники наскального искусства Минусинской котловины являются историческими источниками по истории народов Южной Сибири. Изобразительный пласт нового времени (XVII – XX вв.) представляет собой «народное» искусство хакасов. На примере двух наиболее крупных местонахождений наскальных изображению данного региона – гор Тепсей и Оглахты автор демонстрирует разнообразие изобразительной деятельности хакасов. Основными образами являются антропоморфные персонажи, кони, всадники, олени, верблюды, предметы быта, знакитамги и прочие образы. В наскальных компаниях встречаются бытовые сцены (реалии охоты, выпаса животных и др.), ритуальные (изображения шаманов, ызыхов, тёсей) и мифологические сюжеты (персонажи сказок и легенд).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Детали статьи

Как цитировать
[1]
Шишкина, О. 2022. ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ КАК ИСТОЧНИКИ ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИСТОРИИ ЮЖНОЙ СИБИРИ. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2, 12 (июн. 2022), 214-220.
Раздел
Статьи

Литература

1. Резун Д.Я., Шиловский М.В. Сибирь, конец XVI — начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. Новосибирск, 2005. 196 с.
2. Черная М.П. Этнокультурное взаимодействие в эпоху колонизации Сибири: от археологического контекста к исторической интерпретации // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 49. С. 71-77.
3. Советова О.С. Наскальное искусство как источник по истории материальной и духовной культуры населения бассейна Среднего Енисея в эпоху раннего железного века: автореферат дис. ... докт. ист. наук. Кемерово, 2007. 39 с.
4. Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980. 328 с.
5. Ковалева О.В. Наскальные рисунки эпохи поздней бронзы Минусинской котловины. Новосибирск, 2011. 160 с.
6. Советова О.С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее (сюжеты и образы). Новосибирск, 2005. 140 с.
7. Панкова С.В. Таштыкские гравировки (сюжетно-стилистический анализ и историко-культурная интерпретация): дис. … канд. ист. наук. СПб, 2011. 288 с.
8. Мухарева А.Н. Раннесредневековая изобразительная традиция в петроглифах Саяно-Алтайского региона и сопредельных территорий // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. 2007. Т. 6. Вып. 3: археология и этнография. С. 190-198.
9. Миклашевич Е.А. Древнейшие наскальные изображения Минусинской котловины: проблемы и перспективы исследования // Ученые записки музея-заповедника «Томская писаница». 2015. Вып. 3. С. 66–78.
10. Зоткина Л.В., Сулугутин С.В., Аболонкова И.В., Давыдов Р.В., Уткина А.О., Шашерина Л.В., Миклашевич Е.А. Некоторые результаты полевых исследований петроглифов древнейшего пласта Минусинской котловины в 2022 году // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2022. Т. 28. С. 540-547.
11. Кызласов Л.Р., Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов. М., 1980. 176 с.
12. Пяткин Б.Н., Советова О.С., Миклашевич Е.А. Петроглифы Оглахты-V (публикация коллекции) // Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово, 1995. С. 86–108.
13. Черемисин Д.В. К изучению новейших наскальных изображений Горного Алтая // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск, 2008. Т. XIV. С. 269-274.
14. Советова О.С., Шишкина О.О., Аболонкова И.В. Наскальное искусство Тепсейского археологического микрорайона. Кемерово, 2021. 288 с.
15. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996. 224 с.