ФАМИЛИСТИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС: К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ

УДК 81'42

  • Наталия Олеговна Автаева Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Email: zhurnalistnngu@mail.ru
Ключевые слова: аксиологический подход, фамилистический медиадискурс, аксиология медиа, семейные ценности, фамилизм

Аннотация

Интерес медиаисследователей к проблеме ценностей привел к формированию нового научного направления – аксиологии медиа. Актуализация вопроса сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей произошла и в правовой сфере, что нашло отражение в законотворчестве. Значимым аксиологическим ориентиром является институт семьи, ценности которого можно считать традиционными. Его представленность в СМИ и развитие аксиологии медиа привели к необходимости рассмотрения фамилистического медиадискурса. Анализ фамилистического медиадискурса позволит исследователям определить, как ценностные установки института семьи, прежде всего родительство и супружество, представлены в современных СМИ. Выделение категории фамилистического медиадискурса представляется нам оправданным, поскольку СМИ на протяжении длительного периода репрезентуют проблемы семьи как социального института, транслируют и популяризируют традиционные семейные ценности как базовые и значимые.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталия Олеговна Автаева, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород

Литература

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи (методология структур и процессов): учеб. пособие для вузов. М.: Изд. Дом «Nota Bene», 1998. 360 с.
2. Белковский С.В. Концепт «семья» в современной массовой российской прессе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. №4(2). С. 193-199.
3. Дзялошинский И.М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2017. 412 с.
4. Ерофеева И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века). Чита: ЗабГУ, 2009. 297 с.
5. Замотина Н.Н. Семья в российской журнальной периодике: информационные практики в контексте антикризисных стратегий // Медиаскоп. 2015 [электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/1687 (дата обращения: 10.10.2023).
6. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2013. 224 с.
7. Мищенко В.А. Обзор российской семьи в средствах массовой информации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2013. № 6 (16). С. 77-82.
8. Нерсесова Т.Е. Аксиологическая основа медиаконтента как способ формирования субъективного восприятия культурных ценностей общества и их оценки // Медиаскоп. 2011. №2 [электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/835 (дата обращения: 10.10.2023).
9. Пономарева Е.В. Аксиологическая составляющая коммуникативного пространства медиадискурса (на примере англоязычных интернет-СМИ) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 3. C. 198-204.
10. Свитич Л.Г. Контент-анализ семейных ценностей в печати // Медиалингвистика: сборник материалов I Междунар. науч.-практ. конф. «Язык в координатах массмедиа». СПб.: Изд-во СПбГУ, 2016. С. 195-198.
11. Свитич Л.Г. Философские категории как аксиологические гносеологемы журнализма // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. СПб.: Медиапапир, 2022. С. 63-64;
12. Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины. СПб.: Роза мира, 2009. 174 с.
13. Тучкова В.В. Отражение семейных ценностей в российских СМИ // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2012. № 150. С. 158-163.
14. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Гарант. 2022 [электронный ресурс].URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=ll7t5-hu2y713704034 (дата обращения: 10.10.2023).
15. Фролова Т.И., Фролова В.И., Нурилова П.В. Репрезентация актуальных статусов родительства в российских СМИ: обзор практик в аспекте медиатранзита // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. T. 11. № 4. С. 710-729.
Ладони, в которых лежит аппликация в виде семьи
Опубликован
2023-12-29
Как цитировать
1. Автаева Н. О. ФАМИЛИСТИЧЕСКИЙ МЕДИАДИСКУРС: К ПРОБЛЕМЕ ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ // АКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, 2023. № 4. С. 1-7. URL: http://journal.asu.ru/cc/article/view/14573.
Раздел
Статьи