ОБ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ГЛОБАЛЬНЫХ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ

Сергей Николаевич Бочаров, Ирина Владимировна Цомаева

Аннотация


В публикации раскрыта природа добавленной стоимости, аргументирована важность вовлечения предприятий в глобальном мире в различные формы международной кооперации (бесфабричные про­изводства, аутсорсинг, развитие схем вертикальной интеграции и т. д.). Основными мотивами вовле­чения в глобальные цепочки создания стоимости являются оптимизация издержек и налогообложения из-за различия национальных юрисдикций, расширение экспортных рынков сбыта для производите­лей, обеспечение их конкурентоспособности на внутреннем рынке, привлечение иностранных инве­стиций, диффузия используемых зарубежных инновационных технологий, рост уровня занятости и до­ходов населения и т. д.

Рассмотрены также различия между производственной цепочкой, цепочкой поставок и цепочкой добавленной стоимости. Раскрыты особенности формирования добавленной стоимости на разных эта­пах цепочки добавленной стоимости, представлены сложившиеся теоретические подходы к исследо­ванию глобальных цепочек создания стоимости. Показаны основные элементы описательной модели исследования цепочек создания стоимости, которая содержит в себе: схемы взаимодействия предприя­тий в процессе деятельности, организационные структуры и структуры распределения собственности, права на объекты интеллектуальной собственности, факторы, влияющие на специфику отнесения за­трат (источники данных, институциональные факторы). Утверждается, что управление цепочками до­бавленной стоимости на региональном и страновом уровнях позволит получить дополнительные эко­номические эффекты.


Ключевые слова


международная кооперация; добавленная стоимость; глобальные цепочки созда­ния добавленной стоимости.

Полный текст:

PDF

Литература


Руководство по измерению глобального производства. Нью-Йорк ; Женева : Европейская экономи­ческая комиссия ООН, 2016. 194 с.

Porter, M. E. (2008) Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Competitive Strategy. Simon and Schuster, 442.

Penrose, E. T. (1959/1995). The Theory of the Growth of the Firm, Oxford.

Jarillo, J. C. (1988) On strategic networks. Strategic Management Journal, vol. 9, No.1, 31-41.

Powell, W. (1991) Neither market nor hierarchy: network forms of organization. Markets, Hierarchies and Networks. SAGE, 316.

Мешкова Т. А., Моисеичев Е. Я. Мировые тенденции развития глобальных цепочек создания до­бавленной стоимости и участие в них России // Вестник финансового университета. 2015. № 1. С. 83-96.

Gereffi, G. (2001) The value of value chains: spreading the gains from globalization. Vol. 32. The value of value chains Institute of Development Studies.

Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации. Какие выводы можно сде­лать на основании анализа цепочки накопления стоимости. М. : ГУ ВШЭ, 2002.

Андреева Т. В. Цепочка создания стоимости продукта: формирование и оценка эффективности: мо­нография. М. : РИОР : Инфра-М, 2013. 170 с.

Кондратьев В. Б. Глобальные цепочки стоимости как форма транснационализации промышленно­сти // Проблемы теории и практики управления. 2017. № 6. С. 8-20.

Перская В. В. Глобальные цепочки стоимости и их значения для развития национальных хозяйств ЕАЭС // Экономические стратегии. 2015. № 5-6. С. 22-31.

Пономаренко А. Н., Мурадов К. Ю. Новая статистика движения добавленной стоимости в между­народной торговле // Экономический журнал ВШЭ. 2014. № 1. С. 43-79.

Журавлева И. А. Роль создания глобальных цепочек создания добавленной стоимости на современ­ном этапе развития экономики // Евразийский союз ученых. 2015. № 6. С. 44—47.

Булыга Р., Кохно П. Теория добавленной стоимости, основанная на концепции интеллектуально­го капитала // Общество и экономика. 2007. № 8. С. 120-136.

REFERENCES

Guide to Measuring Global Production. United Nations, New York and Geneva, 2015.

Porter, M. E. (2008) Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Competitive Strategy. Simon and Schuster, 442.

Penrose, E. T. (1959/1995). The Theory of the Growth of the Firm, Oxford.

Jarillo, J. C. (1988) On strategic networks. Strategic Management Journal, vol. 9, No.1, 31-41.

Powell, W. (1991) Neither market nor hierarchy: network forms of organization. Markets, Hierarchies and Networks. SAGE, 316.

Meshkova, T. A., Moiseev, E. Ya. (2015) Global trends in the development of global value chains and participation in them in Russia. Bulletin of the Financial University, 1, 83-96 (in Russian).

Gereffi, G. (2001) The value of value chains: spreading the gains from globalization. Vol. 32. The value of value chains Institute of Development Studies

Kaplinsky, R. (2002) Spread of the positive impact of globalization. What conclusions can be drawn from the analysis of the value chain. Moscow (in Russian).

Andreeva, T. V. (2013) The value Chain of the product: the formation and evaluation of effectiveness. Moscow (in Russian).

Kondratiev, V. B. (2017) Global value chains as a form of transnationalization of the industry. Problems of theory and practice of management, 6, 8-20 (in Russian).

Perskaya, V. V. (2015) Global value chains and their importance for the development of national nuclear power plants. Economic strategies, 5-6, 22-31 (in Russian).

Ponomarenko, A. N., Muradov, K. Yu. (2014) New statistics of value added in international trade. HSE Economic journal, 1, 43-79 (in Russian).

Zhuravleva, I. A. (2015) The Role of creating global chains of creating added value for the present stage of development of economy. Eurasian Union of scientists, 6, 44-47 (in Russian).

Bulyga, R., Kohno, P. (2007) Theory of added value, based on the concept of intellectual capital. Society and economy, 8, 120-136 (in Russian).




DOI: http://dx.doi.org/10.14258/201836

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2018 Экономика Профессия Бизнес

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

ЭКОНОМИКА ПРОФЕССИЯ БИЗНЕС