Структура сельских православных храмовых комплексов Алтая конца XIX - начала XX в.
Аннотация
Рассматриваются специфика и функциональность второстепенных элементов сельских храмовых комплексов Алтая дореволюционного периода, предпринята попытка их систематизации.
Скачивания
Литература
Православные храмы и комплексы: пособие по проектированию и строительству (КСП 31-103-99)/сост. М. Ю. Кеслер. М., 2005. Т. 2.
Контекст: ...В целом многообразие второстепенных, дополнительных и менее распространённых элементов сельских православных храмовых комплексов Алтая конца XIX - начала XX в. можно систематизировать на основе их функциональной составляющей [1]...
Коронатов, священник. Летопись села Тяжинскаго Николаевской церкви (Мариин. окр.). Отдел неофициальный//Томские епархиальные ведомости. 1898. № 11. 1 июня.
Контекст: ...Строителем училища и расходчиком этих денег был церковный староста Николай Ожигов.» [2, с. 19]...
Волоснов Р.Ю., Гречнева Н.В. Православные храмы Алтая (конец XIX -начало XXI в.): монография. Барнаул, 2013.
Контекст: ...Одна из целей создания православных комплексов - это искоренение пороков общества, воспитание нового поколения, забота о престарелых и больных [3, с. 56]...
Из области церковно-школьной жизни. Отдел неофициальный//Томские епархиальные ведомости. 1901. № 4. 15 февр.
Контекст: ...Расход на общежитие будет незначительный: рублей 35-40 в год на плату кухарке и рублей 20 на отопление; содержание у киргизов-пансионеров будет свое.» [4, с. 26]...
Отчет Томского Епархиального Наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 19081909 учебный год (продолжение). Официальная часть//Томские епархиальные ведомости. 1910. № 18. 15 сент.
Контекст: ...Показателен пример Новогеоргиевской второклассной школы Змеиногорского уезда (современный райцентр Новоегорьевское Алтайского края), где здания общежитий в 1910 г. состояли из спальни для учеников на 21 койко-место, столовой, кухни, прачечной и др. [5, с. 501-507]...
Отчет о Покровском церковно-приходском Обществе трезвости села Старо-Белокурихинскаго за 1902 год. Неофициальный отдел//Томские епархиальные ведомости. 1903. № 11. 1 июня.
Контекст: ...Много мешает делу. теснота помещения, но приобрести приличное здание у Общества в настоящее время нет средств.» [6, c. 33]...
Смирнов П. Собрание духовенства градо-Барнаульских церквей и о.о. благочинных Барнаульского уезда 16 июля 1905 г II Отдел. Протокол №3-й. Неофициальная часть//Томские епархиальные ведомости. 1905. № 19. 1 окт.
Контекст: ...Библиотеки-фонари устраиваются многогранные, что даст возможность читать как одному грамотею, так и более 8-10, если в толпе найдется несколько грамотных.» [7, с. 55]...
Рапорт Его Преосвященству, Высокопреосвященнейшему Макарию, Архиепископу Томскому и Алтайскому. Официальная часть//Томские епархиальные ведомости. 1909. № 1. 1 янв.
Контекст: ...Алтайского края) «.для постоянных чтений и частных собеседований по домам поставлено открыть библиотеку, читальню и книжную лавку, для чего собрано около 70 рублей, преступлено к составлению списков книг, газет и журналов, подлежащих к выписке для дела.» [8, с. 7]...
Из церковной летописи с. Николаевскаго, благочиния № 36-го. Отдел неофициальный//Томские епархиальные ведомости. 1899. № 7. 1 апр.
Контекст: ...Сам шкаф помещался в «сборной избе», продажей книг по поручению Курьинского волостного правления занимался сельский писарь Поповских, человек «трезвый и честный» [9, с. 24-25]...
Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1913-й год (продолжение). I. Отдел миссионерский. Часть неофициальная//Томские епархиальные ведомости. 1914. № 8-9. 1 мая.
Контекст: ...Для приобретения денежных средств на эту цель жителями решено было осуществить общественную запашку 40 десятин лучшей земли [10, с. 516]...
Крейдун Ю.А. Миссионерское храмоздательство на Алтае. Воссоздание облика утраченных храмов XIX -начала XX в. Барнаул, 2013.
Контекст: ...Однако по материальным причинам каменное храмо-строительство не стало распространенным явлением на территории, где осуществляла свою деятельность Алтайская духовная миссия [11, с. 185]...
...Жуланиха (Заринский район Алтайского края), где в 1914 г. было построено отдельное здание для просфорни [11, с. 167]...
Степанская Т.М. Традиции в культурном наследии Алтая//Фундаментальные исследования. 2008. № 8.
Контекст: ...Степанская, неповторимость и красота ландшафта, в которые погружены города и селения Алтая, во многом способствовало органичное включение в природу гидротехнических и водохозяйственных систем как результата уникальной культурной деятельности (пруды, плотины и т.п.) [12, с. 78]...
Вознесенский И. Пятидесятилетний юбилей служения в священном сане Протоиерея Диомида Васильевича Чернявскаго, 1914 г. (окончание). II. Отдел общецерковный//Томские епархиальные ведомости. 1915. №2. 15 янв.
Контекст: ...Две десятины земли около самого храма были обнесены изгородью, посажены плодовые деревья, а также устроен колодец с насосом и баком [13, с. 90]...
Волоснов Р.Ю. Православные школы в сельской общественной жизни Алтая конца XIX -начала XX в.//Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. Вып. VIII. Барнаул, 2015.
Контекст: ...Синода с начала 1890-1891 учебного года при основных церковно-приходских школах были открыты специальные ремесленные классы, причем на первое время в этих классах ученики обучались изготовлению различных изделий из дерева, а впоследствии другим ремеслам (к примеру, переплетному делу) [14, с. 228]...
Новиков И. Обозрение епархий Его Преосвященством, Преосвящен-нейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1898-м году. Отдел неофициальный//Томские епархиальные ведомости. 1899. № 6. 15 марта.
Контекст: ...Пристраивают к нему еще особый ремесленный класс.» [15, с. 19-20]...
Священник о. Иннокентий Емельянов. Неофициальная часть//Томские епархиальные ведомости. 1905. № 13. 1 июля.
Контекст: ...Хлеб этот был выгодно продан, и вот на вырученные от продажи этого хлеба деньги, по преимуществу, и выстроены в Старой Чемровке церковь, школа и дом священника.» [16, с. 24-25]...
Томского епархиального училищного совета о церковных школах епархии за 1892/93 учебный год отчет IX (продолжение). Отдел неофициальный//Томские епархиальные ведомости. 1894. № 17. 1 сент.
Контекст: ...Шестаковым пожертвовано 10 ульев пчел и столько же местным священником Сорокиным, для устройства при школе пасеки, с тем, чтобы учащиеся в свободное от занятий время посещали пасеку и опытно знакомились с пчеловодством...» [17, с. 2]...
Совещание членов Епархиального Пчеловодного комитета при Томском свечном заводе. Хроника. Пчела и воск//Томские епархиальные ведомости. 1916. № 3 (1 февр.).
Контекст: ...В частности, на совещании членов Епархиального Пчеловодческого комитета при Томском свечном заводе в своем журнале собрание указало следующие населенные пункты в границе современного Алтайского края, признанные удобными для устройства воскобоен: села Тогульское, Быстрый Исток и Колыван-ский завод [18, с. 48]...
Некролог. II. Отдел общецерковный. Часть неофициальная//Томские епархиальные ведомости. 1910. № 8. 15 апр.
Контекст: ...Василий, согласно его желания, около новой каменной церкви, в освящении которой он принимал участие 18-го января сего 1910 года.» [19, с. 365]...
Степанская Т. М., Степанская А. Г. Влияние Петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII -первой половине XIX вв. Барнаул, 2014.
Контекст: ...Строительную деятельность в Сибири по возведению сельских храмов следует рассматривать как часть общерусской культуры [20, с. 89]...