Своеобразие русского народного костюма Ярославской губернии в контексте культуры XIX - начала XX в.

  • Митина Юлия Евгеньевна Алтайский государственный университет Email: cultjournal@asu.ru
Ключевые слова: Русский народный костюм, russian folk costume, признаки русского народного костюма, signs of russian folk costume, комплексы русского народного костюма, complexes of russian folk costume, костюм Ярославской губернии, costume of Yaroslavl province, сравнительный анализ, comparative analysis

Аннотация

Статья посвящена обращению к русскому народному костюму. В нём суммируется художественный опыт, этические, эстетические свойства, поэтому он является источником вдохновения для кутюрье и предметом изучения для учёных-этнографов. Показана культура России XIX-XX вв. и российской провинции, так как именно в этот период происходили важные преобразования в культурной жизни, охватившие широкий спектр научной, образовательной, культурно-просветительской деятельности. Также рассмотрены культура и быт жителей Ярославской губернии. Изучен русский народный костюм: его архитектоника, признаки и комплексы. Отдельно проанализирован костюм Ярославской губернии: его стилистика, форма и отличительные особенности по отношению к народному костюму Центральной России.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Митина Юлия Евгеньевна, Алтайский государственный университет

бакалавр факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

Литература

1. Краева А.В Серебряный век русской истории и культуры: столица и провинция // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Вып. 25. 2009.
Контекст: ...Этот удивительный период, яркая эпоха отечественной истории и культуры, которая всегда будет привлекать внимание, являясь неиссякаемым источником образцов и эталонов для сравнений и сопоставлений [1, с. 4]...
...В провинции происходили культурные процессы, которые не повторяли столичную культуру, а, пропуская ее через себя, трансформировали и привносили новые черты [1, с. 8]...
2. Толстиков В.С. К вопросу о русской культуре серебряного века // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25.
Контекст: ...Общее культурное движение захватило обширную территорию страны, хотя степень этого движения была различной по отдельным регионам [2, с. 68]...
3. Андреева. А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. СПб., 2005.
Контекст: ...Храмы строились из красного кирпича, который удивительно сочетался с белыми известковыми швами кладки и фигурными изразцами [3, с. 50]...
...В народной одежде всегда любили красный цвет, цвет праздника [3, с. 52]...
4. Соснина С., Шангина И. Русский традиционный костюм: иллюстрированная энциклопедия. СПб., 2006.
Контекст: ...Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних руссов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, белорусов и украинцев [4, с. 11]...
...В связи с этим архитектоника костюма построена на закономерном ритме линий, объемов, плоскостей, а также соответствии фактуры и пластики тканей, из которых они изготовлены [4, с. 14]...
...Однако была одежда специального предназначения, так, например, девушки и женщины Ярославской губернии во время сенокоса работали в одних подпоясанных рубахах - сенокосницах, покосницах и т.д. [4, с. 20]...
5. Пармон Ф.М. Народный костюм: истоки дизайна (на примере русского народного костюма). М., 2005.
6. Пармон Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов. М., 1997.
Контекст: ...Структурное сходство костюмов прослеживается в первую очередь в костюмах северных регионов Архангельского и Вологодского, костюмы эти регионов донесли до нас традиционный русский костюм в наибольшей степени в первозданном виде [6, с. 265]...
7. Липинская В.А. Русская народная одежда: историко-этнографические очерки. М., 2011.
Контекст: ...Наиболее широкое распространение получили распашные косоклинные и прямые сарафаны, а также душегреи [7, с. 69]...
...Широкое распространение в комплексе костюма Ярославской губернии получили сороки, или кички, представлявшие собой головные уборы из нескольких сшитых друг с другом частей [7, с. 71]...
...Традиционными ткаными букетами украшали пышные сарафаны, душегреи и платки [7, с. 72]...
8. Kraeva A. In the Silver age of Russian history and culture: capital and province // Bulletin of the Ryazan state University. S. A. Yessenin. Issue No. 25. 2009.
9. Tolstikov V.S. To the question about the Russian culture of the silver age. Bulletin of the Chelyabinsk state University. 2012. No. 18 (272). Philosophy. Sociology. Cultural studies. Vol. 25.
10. Andreevа A.Y. Russian folk costume. A journey from North to South. SPb., 2005.
11. Sosnina S. With Shangin. I. Russian traditional costume. Illustrated encyclopedia; SPb., 2006.
12. Parmon F.M. Folk costume: the origins of the design (for example Russian folk costume). Moscow, 2005.
13. Parmon F.M. The composition of the suit 264 - 265 Textbook for universities. M., 1997.
14. Lipinskaya V.A. Russian folk clothes: historical and ethnographic essays. Moscow, 2011.
Опубликован
2020-11-27
Как цитировать
Юлия Евгеньевна М. Своеобразие русского народного костюма Ярославской губернии в контексте культуры XIX - начала XX в. // Культурное наследие Сибири, 2020. Т. 6, № 24. С. 116-123. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/8869.
Раздел
Декоративно-прикладное искусство