Специфика народной росписи как одного из направлений современного искусства

  • Светлана Сергеевна Четошникова Алтайский государственный университет Email: cultjournal@asu.ru
  • Сергей Михайлович Будкеев Алтайский государственный университет Email: lwlm@yandex.ru
Ключевые слова: Роспись, декоративно-прикладное творчество, painting, arts and crafts

Аннотация

Раскрываются истоки художественной росписи как вида декоративно-прикладного творчества. Рассматриваются символика, семантика, орнаментальные мотивы и цветовая гамма традиционных видов росписи на территории России. Акцентируется внимание на утерянной взаимосвязи декоративно-прикладного искусства с духовной и предметно-материальной жизнью людей.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Светлана Сергеевна Четошникова, Алтайский государственный университет

магистрант факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

Сергей Михайлович Будкеев, Алтайский государственный университет

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории искусства, костюма и текстиля факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

Литература

1. Бадаев B.C. Искусство русской кистевой росписи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2013.
2. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1983.
Контекст: ...Роспись была очень крупной, декоративной, яркой по цвету [2, с. 7]...
3. Арбат Ю.А. Пучугская роспись // Русская народная роспись по дереву. М., 1970.
Контекст: ...На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента [3, с. 83-86]...
4. Барадулин. В.А. Полховский Майдан. М., 1986.
Контекст: ...Наряду с хохломской росписью, большой популярностью также пользуется роспись Полховского Майдана [4]...
5. Севан О.Г. Росписи жилых домов Русского Севера. М., 2007.
Контекст: ...Образы природы сохранялись постоянно в народном искусстве, поскольку мастера жили в ее окружении и во многом зависели от ее сил [5]...
6. Буткевич Л.М. История орнамента: учебное пособие. М., 2017.
Контекст: ...В орнаменте утверждается единство человеческой художественной культуры - фундаментальные ценности всех эпох, всего человечества, объединяющие прошлое с настоящим [6, с. 4]...
7. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: учебное пособие. М., 2010.
Контекст: ...Уникальность орнамента состоит в том, что, в отличие, например, от живописи или скульптуры, он обязательно связан с какой-то конкретной формой вещи [7, с. 8]...
8. Стасов В.В. Русский народный орнамент: шитье, ткани, кружево. Вып. I. СПб., 1872.
Контекст: ...Вот что нам об этом пишет В.В. Стасов: «У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений» [8]...
Опубликован
2021-04-27
Как цитировать
Четошникова С. С., Будкеев С. М. Специфика народной росписи как одного из направлений современного искусства // Культурное наследие Сибири, 2021. Т. 1, № 27. С. 47-52. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/9515.
Раздел
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Сибири