Значение храмовой архитектуры в формировании пространства привокзальных площадей на территории Сибири в XIX в

  • Елена Владимировна Русакович Алтайский государственный университет Email: niramila2013@gmail.com
Ключевые слова: Сибирская магистраль, железная дорога, вокзал, храм, архитектурное пространство, архитектурно-художественный образ, Siberian railway, railroad, station, temple, architectural space, architectural artistic image.

Аннотация

Рассматривается возникновение нового типа здания и комплекса построек вокзала на станциях Транссибирской магистрали, важной частью которого в XIX в. становится храм. Исследуются периодизация, система проектирования и архитектурная стилистика вокзалов и храмов

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Елена Владимировна Русакович, Алтайский государственный университет

аспирант факультета искусств и дизайна Алтайского государственного университета

Литература

1. История железнодорожного транспорта России. Т. 1: 1836-1917 / ред. Е.Я. Красковский, М.М. Уздин. СПб.; М., 1994.
Контекст: ...Автор Г.М. Фадеев [1] изучает историю формирования первых вокзальных комплексов...
...Театрально-культурологический термин «вокзал» произошел от английского «vauxhall» - увеселительное заведение в пригороде Лондона (XVII в.) [1]...
2. Крейнис З.Л. Очерки истории железных дорог. Два столетия. М., 2007.
Контекст: ...В очерках З.Л. Крейниса [2] создается полное представление о развитии транспорта, затрагивается строительство вокзалов...
3. Мурунов А.Ю. Становление и развитие вокзальных комплексов крупных городов // Архитектура. Геоэкология. Экономика: сб. тр. аспитрантов и магистрантов. Н. Новгород, 2005.
Контекст: ...В статьях А.Ю. Мурунова [3] на основе обобщения опыта многих исследователей описывается становление и развитие архитектурного проектирования вокзальных комплексов крупных городов...
...Подобная тенденция нашла отражение в архитектуре отечественных вокзалов [3]...
...Прочие остановочные пункты - к III и IV. В это время организуются архитектурные конкурсы по оформлению железнодорожных станций I и II класса, в них участвуют известные русские архитекторы О. Мунц, Л. Кекушев, Г. Гримм, С. Красовский и другие [3]...
4. Цвелодуб Б.И. Великий Сибирский железнодорожный путь // Транспортное строительство. 1985. № 1.
Контекст: ...Б.И. Цвелодуб [4], С.В. Саблер, И.В. Сосновский [5] изучают историю строительства Сибирской магистрали...
...Для решения вопросов строительства Великого Сибирского пути, финансирования и координации действий был создан правительственный Комитет по сооружению Сибирской железнодорожной магистрали [4]...
5. Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем: исторический очерк (К 10-летию Комитета Сибирской ж.д., 1893-1903). СПб., 1903.
Контекст: ...Б.И. Цвелодуб [4], С.В. Саблер, И.В. Сосновский [5] изучают историю строительства Сибирской магистрали...
...Благодаря высокому указу Председателя Комитета Сибирской железной дороги Императора Александра III весной 1894 г. для постройки в районе Сибирской железной дороги церквей и школ был создан Фонд имени Императора Александра III и учрежден дополнительный благотворительный фонд [5]...
...Большие суммы жертвовали купеческие фамилии, т.к. отличительной чертой купечества, особенно православного, была святая приверженность вере, соблюдение норм православного культа, требований официальной церковной морали [5]...
...Церковно-школьное строительство распространилось по всему району Сибирской железной дороги [5]...
...Марии Магдалины на станции «Петропавловск» [5]...
...Непосредственное же наблюдение за постройкой отдельных зданий на железнодорожных станциях вменялось «инжене-рам-строителям отдельных частей Сибирского пути, а также заведующим эксплуатацией открывавшихся для движения участков» [5]...
6. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачева Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М., 1994.
Контекст: ...В трудах исследователей П.П. Вибе, А.П. Михеева, Н.М. Пугачева [6] анализируется создание Сибирской магистрали в контексте развития истории Омской области; Н.И. Лебедева [7] рассматривает архитектуру церквей Омска и прилегающих территорий...
7. Лебедева Н.И. Архитектура церквей Омска в XVIII - начале XX вв. // Памятники истории и культуры Омской области. Омск, 1996.
Контекст: ...В трудах исследователей П.П. Вибе, А.П. Михеева, Н.М. Пугачева [6] анализируется создание Сибирской магистрали в контексте развития истории Омской области; Н.И. Лебедева [7] рассматривает архитектуру церквей Омска и прилегающих территорий...
...Акмолинский областной архитектор Моисей Израилевич Шухман (1883- 1968 гг.) «бесплатно составлял проекты и сметы на постройку церквей и школ, сооруженных на средства Фонда имени Императора Александра III» [7]...
8. Ситникова М.А. Архитектурный ансамбль железнодорожной станции «Омск» в системе построек Фонда имени Александра III и его влияние на градостроительное развитие пристанционных поселков: История формирования ансамбля, его прошлое, настоящее, будущее // Известия Омского гос. историко-краеведческого музея. 2000. № 8.
Контекст: ...Автор М.А. Ситникова в статье «Архитектурный ансамбль железнодорожной станции „Омск“ в системе построек фонда имени Александра III и его влияние на градостроительное развитие пристанционных поселков: история формирования ансамбля, его прошлое, настоящее, будущее» [8] воссоздает историю строительства храмов на Транссибирской магистрали...
...Таким образом, рабочие и служащие поселков, расположенных в полосе отчуждения железной дороги, получили возможность посещать необычный и необыкновенно красивый передвижной «храм на колесах», внутренняя и внешняя отделка которого отличалась особой изысканностью и утонченной проработкой мелких деталей [8]...
...Рядом с храмом в эти же годы была построена церковно-приходская «Соловецкая» школа для девочек (названная так, потому что одним из ее учредителей и финансистов являлся Соловецкий монастырь), ставшая заключительным звеном в ансамбле привокзальной площади [8]...
...Лишь в отдельных случаях, когда какой-либо поселок являлся особенно оживленным центром или был расположен в совершенно безлесной местности, сооружались каменные храмы [8]...
...Для станций II класса, соответствующих крупным населенным пунктам, существовало несколько типовых вариантов с допустимостью их доработки на местах или выполнялись индивидуальные проекты [8]...
9. Великий путь: Виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги. Вып.1: От р. Оби до р. Енисея и Томская ветвь. Красноярск, 1899.
Контекст: ...Освящение церкви состоялось 11 июля 1896 г. в Новом Петергофе, и вагон-церковь вместимостью до 70 человек [9] начал свое передвижение по Западно-Сибирскому участку железной дороги от Челябинска до Новониколаевска, чтобы после возведения церквей на этом отрезке обращаться между станциями Средне-Сибирской железной дороги...
10. Путеводитель по Великой Сибирской железной дороге. 1901-1902 / подред. А.И. Дмитриева-Мамонова. СПб.; М., 1902.
Контекст: ...В решении вокзалов II класса четко улавливаются мотивы каменных палат русского средневековья (ст. «Екатеринбург», «Омск» и др.) [10]...
Опубликован
2021-04-30
Как цитировать
Русакович Е. В. Значение храмовой архитектуры в формировании пространства привокзальных площадей на территории Сибири в XIX в // Культурное наследие Сибири, 2021. Т. 1, № 27. С. 99-106. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/9534.
Раздел
Архитектурное наследие и современные культурные ландшафты Сибири