Эстетическая выразительность декора алтайского национального костюма в творчестве алтайских художников и писателей XX в.

  • Татьяна Петровна Алексеева Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина Email: cultjournal@asu.ru
  • Наталья Сергеевна Мамырина Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина Email: kafdiz@mail.ru

Abstract

Выделяются и описываются особенности формы, цвета, материала декоративных элементов в алтайском национальном костюме, отмечается его комплексность, традиционность приемов декорирования одежды. Теоретические положения иллюстрируются анализом произведений таких алтайских художников, как Г. И. Чорос-Гуркин, И. И. Ортанулов, Н. И. Чевалков, М. К. Бабаков. Авторы статьи приходят к выводу о том, что декор в национальном алтайском костюме гармоничен и отражает эстетический идеал народов Алтая.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biographies

Татьяна Петровна Алексеева, Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина

кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна

Наталья Сергеевна Мамырина, Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина

кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна

References

Столович Л. Н. Предмет эстетики. М., 1961.

Контекст: ...Этой теме посвятили свои труды философ Л. Н. Столович [1, c. 28-29] и исследователь регионального искусства Г. И. Прибытков [2, с. 18]...

...сплав природного и общественного начал; его строительный материал - звуки, краски, формы, объемы - в конечном счете, берутся у природы и преобразуются, чтобы выражать общественно человеческое содержание» [1, с. 63]...

Прибытков Г. И. Общество и природа. Бийск, 1990.

Контекст: ...Этой теме посвятили свои труды философ Л. Н. Столович [1, c. 28-29] и исследователь регионального искусства Г. И. Прибытков [2, с. 18]...

Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. М., 1976.

Контекст: ...Коллективные умонастроения, мнения, состояние и движение социальных чувств образуют «ансамбли», из которых складываются идеалы» [3, с. 36-37]...

Муриан В. М. Эстетический идеал. М., 1966.

Контекст: ...По мнению В. М. Муриан, «эстетический идеал - это всегда конкретно-чувственный прообраз высшего совершенства личности и общества, их гармонических взаимоотношений, прообраз, включающий в себя и пути достижения этой гармонии» [4, с. 79]...

Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1948.

Контекст: ...платья (характерно для кумандинцев); • отделка мехом (характерно для южных и северных алтайцев); • отделка вышивкой или аппликацией по верхнему и нижнему краю рукавов (характерно южных и северных алтайцев) [5, с. 155]...

...Для шапок южных алтайцев характерна отделка мехом, кистями из разноцветных ниток, лентами, вышивкой [5, с. 310]...

Алтайский национальный костюм / вступ. ст. Е. Зайцевой, Н. Шатиновой; худож. И. И. Ортанулов. Горно-Алтайск, 1990.

Контекст: ...Подобного типа шубы шили из овчин, шкур коз и косуль [6, с. 20]...

...Однако подобное декорирование одежды имело место и у северных алтайцев [6, с. 66]...

...У южных алтайцев украшалась только нагрудная часть левой полы [6, с. 6]...

...Кожаные пояса алтайцев украшались металлической пряжкой с рельефным орнаментом и бронзовыми бляшками костор - «глазами» [6, с. 12]...

...Подобный элемент костюмного комплекса носили с верхней плечевой и нижней плечевой одеждой мужчины и женщины кумандинцев, тубаларов, челканцев [6, с. 62]...

...Мужская и женская шубы южных алтайцев подпоясывались ку- ром - поясом из трех-четырех метров однотонной ткани [6, с. 6]...

...У шаманов, изображенных в живописной работе В. П. Чукуева «Общение с верхним миром» и графической работе И. И. Ортонулова «Костюм шамана» [6, с. 77], головные уборы украшены сверху перьями...

...Парадные подвески были тяжелы и громоздки, в обычные дни носили более легкие и удобные» [6, с. 10]...

...южных алтайцев); • отделка верхней части голенища кожей или тканью (характерна для южных и северных алтайцев); • аппликация в виде орнамента из кожи контрастного цвета (характерно для южных алтайцев) [6, с. 7]...

Прыткова Н. Ф. Одежда хантов // СМАЭ. Вып. 15. 1953.

Контекст: ...Известно, что обские угры бусинами обшивали края одежды, низки бус прикрепляли к краям нагрудных и накосных украшений [7, с. 208]...

Дьяконова В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001.

Контекст: ...От талии по бархату или ткани гладью вышивался узор (чычыргана - облепиха) в виде кружков - зелеными, красными, желтыми и парчовыми нитками» [8, с. 85]...

...Во время свадьбы чедек вместе с шубой надевается невестой на короткое время, иногда поверх свадебного платья городского типа» [8, с. 92]...

Сатлаев Ф. А. Кумандинцы (историко-этнографический очерк XIX - первой четверти XX в.). Горно-Алтайск, 1974.

Контекст: ...Тканые и плетеные шерстяные пояса у северных алтайцев украшались цветным геометрическим орнаментом и кистями [9, с. 145-146]...

...В декоре шапок северных алтайцев присутствовала отделка мехом, кистями, тканью и вышивкой [9, с.133]...

Яценко С. А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. М., 2006.

Контекст: ...Нижние поля женского войлочного убора из кургана 1 в могильнике Ак-Алаха 3 украшены кожаными кружочками, покрытыми золотой фольгой [10, с. 93]...

...Это имеет аналогии с головными уборами горноалтайских скифов, у которых шапки венчали зооморфные навершия, выполненные из металла или дерева [10, с. 92]...

Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // СМАЭ. 1971. Т. 27.

Контекст: ...В большинстве случаев шаманские головные уборы украшались птичьей шкурой или перьями и символизировали птицу [11, с. 63, 99]...

Маргулан А. Х. Казахское народно-прикладное искусство: в 3 т. Алма-Ата, 1987. Т. 2.

Контекст: ...Слово «камшат» известно с XI в. [12, с. 116]...

Шинжин И. Б. Отражение шаманства в картинах Г. И. Гуркина // Материалы по истории и культуре Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1994.

Контекст: ...А жемчуг - звездная роса, Как будто, ясная, она Кому-то в жены отдана - Наряд великолепен! [13, с. 43]...

Кокышев Л. В. Женщины. Романы / пер. с алт. А. У. Китайника; предисл. А. Л. Коптелова. Барнаул, 1977.

Контекст: ...Только мало радости было Арине любоваться искусной вышивкой…» [14, с. 35]...

...В романе «Арина» Лазарь Васильевич Кокышев пишет об алтайцах, носивших такие шапки: «Парни в лисьих шапках со щегольскими кисточками на макушке держаться кучкой, отдельно, разговаривают между собой, будто им никакого дела нет до девушек» [14, с. 24]...

...Все подружки выйдут замуж, Ну а ты - не верится! [14, с. 397]...

Каинчин Д. Б. Крик с вершины. Повести / пер. с алт. А. У. Китайника. Барнаул, 1983.

Контекст: ...Алтайский писатель Д. Б. Каинчин в повести «С того берега» писал о девушке, носившей такую шапку: «Особенно рад был Учар, когда девушка надевала алтайскую шубу из ягнячьих шкур, шапку из лисьих лапок и меховые сапожки» [15, с. 51]...

...В другой повести «Крик с вершины» герой Д. Б. Каинчина восхищается такой шапкой: «Вы, мама-энэ, шапку себе новую справили из лисьих лапок? Какая красивая!» [15, с. 248]...

Published
2019-12-02
How to Cite
Алексеева Т. П., Мамырина Н. С. Эстетическая выразительность декора алтайского национального костюма в творчестве алтайских художников и писателей XX в. // Культурное наследие Сибири, 2019. Vol. 2, № 17. P. 4-20. URL: https://journal.asu.ru/knc/article/view/6801.