Пространство современной художественной культуры: процессы трансформации и вызовы времени
Abstract
Рассматриваются факторы, оказывающие заметное влияние на художественные процессы и явления, имеющие место в пространстве современной глобализирующейся культуры. Процессы трансформации локальных культурных систем, проблемы унификации культур, внедрение технологий в сферу художественного творчества - эти и другие явления выделяются автором как симптоматичные для современной художественной культуры и определяющие основные тенденции ее динамики.
Downloads
Download data is not yet available.
References
1. Федотова Л. Г. Унификация культур // Глобалистика: энциклопедия. М., 2003.
Контекст: ...Внедрение новых технологий, новых стандартов бытия связано, по словам Л. Г. Федотовой, с «частичным отказом от национального и регионально специфичного в культуре» [1, с. 104-105]...
2. Миронов В. В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2010. № 3.
Контекст: ...В. В. Миронов, сравнивая этот процесс с инфицированием организма человека, утверждает: «Конкретная культура получает инфекционное заражение через насаждение в нее культурных стереотипов, которые не вытекают из сформированной веками ее сущности» [2, с. 12]...
3. Кутырев В. А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. № 7.
Контекст: ...Такое искусство, считает В. А. Кутырев, является порождением современного техногенного восприятия, и «... не только не противостоит технике, но является ее порождением и приложением» и в этом своем качестве «. враждебно всему образному, чувственному, непосредственному в человеке» [3, с. 8]...
4. Брюкнер П. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / пер. с фр. Н. Мавлевич. СПб., 2011.
Контекст: ...Нового времени, великая абсолютная истина - множеству мелких относительных», что лишило современного человека «всех пут» и обязательств, обусловленных трансцендентным, и ничто не защищает его от «низменного быта. который так облагораживали вера, молитва, обряд» [4, с. 79-80]...
5. Эко У. Полный назад / пер. с ит. Е. Костюкович. М., 2012.
Контекст: ...Он вводит даже термин «карнавальная культура», понимая под ним определением современный тип культуры с присущей ему доминантной установкой на зрелищность, доступность для широких масс и эффект непосредственной вовлеченности участников в происходящее [5, с. 146]...
...карнавального действа. «Будучи существами игрового плана, - пишет У. Эко, - но потеряв всякую меру в играх, мы тонем в тотальной карнавализации», превращая в карнавал то, что по определению им быть не может [5, с. 152]...
6. Батаева Е. В. Фланерство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики // Вопросы философии. 2012. № 11.
Контекст: ...Речь идет о так называемом визуальном перевороте, который проявляется в возрастающей роли образности в повседневной жизни современного человека [6, с. 61]...
...И если в предшествующие эпохи визуальное понималось через трансцендентное, метафизическое, то взгляд современного человека на мир лишен этой опосредованности, мир предстает всего лишь как «видимая поверхность реальных вещей» [6, с. 67]...
7. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.
Контекст: ...Маклюэн эту особенность современного социокультурного развития называет «иконическим прорывом», что означает акцентуацию на визуальном плане существования, порождающую избыток образности во всех сферах существования человека - в политике, культуре, шоу-бизнесе, рекламе, телевидении и др. [7, с. 259]...
8. Дуков Е. В. Звезды из пробирки // Обсерватория культуры. 2015. № 3.
Контекст: ...На первый взгляд это понятие парадоксально, тем не менее оно точно отражает сущность данного явления, как замечает Е. В. Дуков в исследовании, посвященном данной проблеме [8, с. 28]...
Контекст: ...Внедрение новых технологий, новых стандартов бытия связано, по словам Л. Г. Федотовой, с «частичным отказом от национального и регионально специфичного в культуре» [1, с. 104-105]...
2. Миронов В. В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2010. № 3.
Контекст: ...В. В. Миронов, сравнивая этот процесс с инфицированием организма человека, утверждает: «Конкретная культура получает инфекционное заражение через насаждение в нее культурных стереотипов, которые не вытекают из сформированной веками ее сущности» [2, с. 12]...
3. Кутырев В. А. Осторожно, творчество! // Вопросы философии. 1994. № 7.
Контекст: ...Такое искусство, считает В. А. Кутырев, является порождением современного техногенного восприятия, и «... не только не противостоит технике, но является ее порождением и приложением» и в этом своем качестве «. враждебно всему образному, чувственному, непосредственному в человеке» [3, с. 8]...
4. Брюкнер П. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / пер. с фр. Н. Мавлевич. СПб., 2011.
Контекст: ...Нового времени, великая абсолютная истина - множеству мелких относительных», что лишило современного человека «всех пут» и обязательств, обусловленных трансцендентным, и ничто не защищает его от «низменного быта. который так облагораживали вера, молитва, обряд» [4, с. 79-80]...
5. Эко У. Полный назад / пер. с ит. Е. Костюкович. М., 2012.
Контекст: ...Он вводит даже термин «карнавальная культура», понимая под ним определением современный тип культуры с присущей ему доминантной установкой на зрелищность, доступность для широких масс и эффект непосредственной вовлеченности участников в происходящее [5, с. 146]...
...карнавального действа. «Будучи существами игрового плана, - пишет У. Эко, - но потеряв всякую меру в играх, мы тонем в тотальной карнавализации», превращая в карнавал то, что по определению им быть не может [5, с. 152]...
6. Батаева Е. В. Фланерство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики // Вопросы философии. 2012. № 11.
Контекст: ...Речь идет о так называемом визуальном перевороте, который проявляется в возрастающей роли образности в повседневной жизни современного человека [6, с. 61]...
...И если в предшествующие эпохи визуальное понималось через трансцендентное, метафизическое, то взгляд современного человека на мир лишен этой опосредованности, мир предстает всего лишь как «видимая поверхность реальных вещей» [6, с. 67]...
7. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.
Контекст: ...Маклюэн эту особенность современного социокультурного развития называет «иконическим прорывом», что означает акцентуацию на визуальном плане существования, порождающую избыток образности во всех сферах существования человека - в политике, культуре, шоу-бизнесе, рекламе, телевидении и др. [7, с. 259]...
8. Дуков Е. В. Звезды из пробирки // Обсерватория культуры. 2015. № 3.
Контекст: ...На первый взгляд это понятие парадоксально, тем не менее оно точно отражает сущность данного явления, как замечает Е. В. Дуков в исследовании, посвященном данной проблеме [8, с. 28]...
Published
2019-12-09
How to Cite
Первушина О. В. Пространство современной художественной культуры: процессы трансформации и вызовы времени // Культурное наследие Сибири, 2019. Vol. 2, № 20. P. 44-52. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6916.
Section
Искусство Сибири теоретические аспекты искусствознания и культурологии