Этническая матрица В. Шукшина

  • Ирина Валентиновна Шестакова Алтайский институт экономики Email: irinaaltkino@rambler.ru

Abstract

Статья посвящена поэтике рассказа В. Шукшина «Мастер». В ней рассматриваются этнокультурные традиции наследия и смысловое наполнение мотива церкви. Как центральная в рефлексии писателя выделяется проблема нравственной природы человека, которую образуют такие атрибуты его существа, как душа, разум и поступки.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biography

Ирина Валентиновна Шестакова, Алтайский институт экономики

доктор искусствоведения, доцент кафедры гуманитарно-правовых дисциплин

References

1. Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 8 т. Барнаул, 2009. Т. 5.
Контекст: ...Приезжали издалека, просили сделать, платили большие деньги» [1, c. 162]...
...Кабинет они оба додумались «подогнать» под деревенскую избу (писатель был из деревни, тосковал по родному)» [1, c. 162]...
...Стены горбылем обшили. [1, c. 162]...
...Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно.» [1, c. 163]...
...Шукшин подчеркивает еще одну деталь: она, словно Божья посланница, появлялась совсем внезапно («Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу.») [1, c. 163]...
...Еще с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь - внезапно увидишь церковь.» [1, c. 163]...
...Кто-то из князей Борятинских погиб в Талице от руки недруга.» [1, c.169]...
...Как и знаменитая церковь с безупречными пропорциями и сдержанностью формы, так и маленькая Талицкая церковь была тоже «белая, легкая среди тяжкой зелени тополей» [1, c. 163]...
...Этого заботило что-то другое - красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо» [1, c. 163]...
...А стена - восточная, и если бы он довел работу до конца, то при восходе солнца (оно встает из-за косогора) церковка в ясные дни загоралась бы с верхней маковки и постепенно занималась бы светлым огнем вся, во всю стену - от креста до фундамента» [1, c. 164]...
2. Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 8 т. / В. М. Шукшин. Барнаул, 2009. Т. 8.
Контекст: ...языка, жилья, <.> нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых в сущности отношений между людьми» [2, c. 52-53]...
3. Козлова С. М. Мастер // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник: в 3 т. Барнаул, 2007. Т. 3.
Контекст: ...Как отмечает С. М. Козлова, «открытый регионализм места ее расположения эксплицирует автобиографические значения и метатекстовой характер этого образа»: церковка «стояла в деревне Талице» - название деревни вблизи родного села Шукшина Сростки, на другом берегу Катуни» [3, c. 162]...
4. Шаляпина Л. В. Церковь // Творчество В. М. Шукшина: энциклопедический словарь-справочник: в 3 т. Барнаул, 2007. Т. 2.
Контекст: ...Как отмечает Л. В. Шаляпина, «желание Семки реставрировать церковь можно интерпретировать и как попытку духовного возрождения творческой личности» [4, c. 136] Герой не получает поддержки ни у священника, ни у представителей власти...
Published
2019-12-09
How to Cite
Шестакова И. В. Этническая матрица В. Шукшина // Культурное наследие Сибири, 2019. Vol. 2, № 20. P. 65-71. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6920.
Section
Искусство Сибири теоретические аспекты искусствознания и культурологии