Некоторые аспекты деятельности алтайской духовной миссии в Горном Алтае (1828-1914 гг.)

  • Наталья Юрьевна Храпова Алтайский государственный университет Email: cultjournal@asu.ru
Ключевые слова: Алтайская духовная миссия, новый и ветхий завет, христианизация, обрядность, миссионерские школы

Аннотация

Рассматривается культурно-просветительская деятельность выдающихся миссионеров Алтайской духовной миссии М. Я. Глухарева, В. И. Вербицкого и М. А. Невского на территории Горного Алтая с 1828 по 1914 г.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Наталья Юрьевна Храпова, Алтайский государственный университет

кандидат исторических наук, доцент кафедры теории искусства и культурологии

Литература

1. Сборник исторических материалов о жизни и деятельности Настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря, отца Архимандрита Макария Глухарева. Орёл, 1897.
Контекст: ...Миссионерское общество должно также издать Библию в показаниях разночтений в различных списках Библии для того, чтобы показать, что Библия, проходя чрез толикие века, не могла повредиться и измениться в существенном» [1, с. 35-36]...
...народом русским в единой вере…, они должны искать общения с ним, в самом языке русском, и изучать сей живой язык, на котором … имеет наша церковь уже Новый завет и некоторые из священных книг Ветхого» [1, с. 40]...
...необходима она и духовным, из которых не все имеют досуг… и способность прибегать к средствам учёным, а все, особенно в воспитательных заведениях духовных, должны руководствоваться Священным Писанием» [1, с. 40]...
...С этой целью в открытой при миссии школе он сам обучал детей инородцев «христианским началам веры, молитвам и грамоте» [1, с. 37]...
...С этой целью он составил свой букварь, по которому «можно было с удобностию учиться славянской и русской грамоте, и в то же время утверждать в памяти … основания учения Христовой церкви» [1, с. 37]...

2. Ипатов А. И. Православие и русская культура. М., 1985.
Контекст: ...Мейерберга: «Русские всех приверженцев латинской церкви называют погаными; к римскому же первосвященнику они питают ещё такую ненависть, что никогда не хотели дозволить свободного богослужения «проживающим в Москве католикам» [2, с. 79]...
...Самодо- вольно успокоившись на этом мнении, оно и свою местную церковную обрядность признавало неприкосновенной Святыней, а своё религиозное понимание нормой и коррективом поведения» [2, с. 79-80]...

3. Просветитель Алтая Архимандрит Макарий. - СПб., 1893.
Контекст: ...Ветхого завета на русский язык, т. е. на опыте «он убедился, что учить народ вере можно только на его родном языке, и потому особенно желал, чтобы высшее духовное начальство благословило его труд перевода Библии на русский язык» [3, с. 28-29]...

4. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 164. Оп. 1. Д. 5.
5. Отчёт о миссиях Томской Епархии - Алтайской и Киргизской - за 1890 год // Томские епархиальные ведомости. 1891. № 9.
Контекст: ...действительным членом Московского общества акклиматизации растений, членом-сотрудником Западно-Сибирского отделения Русского географического общества, действительным членом Томского статистического комитета [5, с. 3]...

6. Отчёт Алтайской духовной миссии Томской Епархии за 1896 год. Томск, 1897.
Контекст: ...Один из собеседников миссионера, некрещенный зайсан, резонно возражал, «что можно угодить Богу и в татарской вере» [6, с. 7]...
...Рассказывая о таком случае, священник Сузоповского отделения миссии написал в отчёте: «…упорствовавшая женщина… когда ее стали подводить ко мне, чтобы послушать моего увещания креститься… кричала: «Пусть архиерей даст 10 рублей, тогда крещусь, им за каждого крещеного выдают за казны деньги» [6, с. 10]...

7. Владимир, архимандрит. Алтайская духовная миссия в 1870 г. // Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. М., 1872. Кн. 2.
Контекст: ...Ими осуждались кровавые жертвоприношения «нелюбимому, посылающему болезни и несчастье диаволу (Эрлику) и его многочисленному полчищу злых духов» [7, с. 43]...

8. Отчёт о миссиях Томской Епархии Алтайской и Киргизской за 1892 год // Православный Благовестник. № 17. М., 1893.
Контекст: ...В быту стали появляться покупные предметы - самовары, чугунки, утюги» [8, с. 53-58, 60]...

9. Чевалков М. В. Памятное завещание. Горно-Алтайск, 1990.
Контекст: ...Богами христианскими считали Миколу-батюшку и Илью-пророка» [9, с. 69-70]...

10. ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д.74.
11. Вербицкий В. Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии за 1865 г. // Православное обозрение. Т. 19. № 1. М., 1866.
Контекст: ...Шорцы приносили ему жертвы и почитали как помощника Ульгеня [11, с. 262-264]...

12. Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? Кемерово, 1989.
Контекст: ...Поэтому вместо весеннего праздника берёзы «шачил» миссионеры «предложили» отмечать православную Пасху, шаманский обряд «Кочакан», связанный с культом плодородия, превратился в «Кочакан коляде» и стал справляться под Рождество с колядованием в берестяных масках [12, с. 121]...

13. ГААК. Ф. 164. Оп. 2. Д. 15.
14. ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 41.
15. ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 10.
16. Потапов А. П. Очерки по истории алтайцев. М.; Л., 1953.
Контекст: ...Алтай стал «руководителем и образцом всего сибирского миссионерства», - писали Томские епархиальные ведомости за 1911 г. [16, с. 246]...

17. Православный благовестник. 1909. № 7. Кн. 1.
Контекст: ...отчёта миссии за 1908 г.: «Ныне из 26 миссионеров - 2 русских, не знающих алтайского языка, а остальные или коренные алтайцы, или уроженцы Алтая, для которых алтайский язык сделался как бы родным языком» [17, с. 287]...

18. Отчёт Алтайской духовной миссии за 1901 г. Томск, 1902.
Контекст: ...Благодаря переводческим трудам… ученик-алтаец может сознательно, на родном языке читать и петь в храме» [18, с. 16]...

19. Отчёт Алтайской духовной миссии за 1905 г. Томск, 1906.
Контекст: ...В 1905 г. в 57 школах миссии обучалось 880 алтайских детей [19, с. 17], а к 1914 г. в Алтайской духовной миссии появилась сеть миссионерских и церковно-приходских школ...
Опубликован
2019-12-03
Как цитировать
Храпова Н. Ю. Некоторые аспекты деятельности алтайской духовной миссии в Горном Алтае (1828-1914 гг.) // Культурное наследие Сибири, 2019. Т. 2, № 17. С. 105-118. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6832.
Раздел
Искусство Сибири