Психологические функции музыкального искусства в развитии коммуникативных способностей детей

  • Е. Жуматаева Павлодарский государственный университет им. Торайгырова Email: cultjournal@asu.ru
Ключевые слова: Музыкальные игры, music games, игра в оркестре, play in the orchestra, коррекция, correction, невербальная коммуникация, nonverbal communication, вокал, общение, vocal communication

Аннотация

Рассматриваются проблемы воспитания коммуникативной культуры в процессе обучения музыкально-исполнительскому искусству. Автор отмечает роль коллективного музицирования, интонационно-смыслового общения, умения эмоционально сопереживать, т.е. соинтонировать.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Е. Жуматаева, Павлодарский государственный университет им. Торайгырова

доктор педагогических наук, профессор кафедры исполнительского искусства Павлодарского государственного университета им. Торайгырова

Литература

1. Орлов Г. Древо музыки. 2-е изд., испр. СПб., 2005.
Контекст: ...Как своеобразный язык, лишенный застывших значений-понятий, музыка наиболее близка к невербальной коммуникации и опирается на «синкретическую (всеобъемлющую) всеохватывающую чувственность» [1]...
...Как замечает Генрих Орлов, «музыкант инстинктивно стремится поддерживать и возобновлять хрупкое единство скрытой внутренней реальности каждого индивидуума и невидимой внешней реальности культуры в целом» [1]...
2. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа. 2008. №11.
Контекст: ...Перед нами встает вопрос, каким образом коммуникативный потенциал музыкального искусства может быть использован для развития коммуникативных способностей и решения проблем в общении у детей? Психологи (см., например: [2-4]) определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми...
3. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация. М., 1999.
Контекст: ...Перед нами встает вопрос, каким образом коммуникативный потенциал музыкального искусства может быть использован для развития коммуникативных способностей и решения проблем в общении у детей? Психологи (см., например: [2-4]) определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми...
4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.
Контекст: ...Перед нами встает вопрос, каким образом коммуникативный потенциал музыкального искусства может быть использован для развития коммуникативных способностей и решения проблем в общении у детей? Психологи (см., например: [2-4]) определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми...
5. Гришанович Н.Н. Теоретические основы музыкальной педагогики: монография. М., 2010.
Контекст: ...Эти знания могут быть получены не только вербальным путем, но, как отмечает Н.Н. Гришанович, трансцендентно, в процессе восприятия, исполнения, интерпретации художественных произведений [5]...
6. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., 2004.
Контекст: ...На коррекцию нарушений или дальнейшее развитие имеющихся задатков в сфере экспрессивно-мимических средств общения (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица) направлено слушание различных по характеру и настроению музыкальных произведений [6, 7]...
7. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.; Воронеж, 2000.
Контекст: ...На коррекцию нарушений или дальнейшее развитие имеющихся задатков в сфере экспрессивно-мимических средств общения (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица) направлено слушание различных по характеру и настроению музыкальных произведений [6, 7]...
8. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.
Контекст: ...содержания детского сознания, в приобретении ребенком новых знаний, оно также детерминирует структуру сознания, определят опосредованное строение высших, специфически человеческих психических процессов» [8]...
9. Orlov G. Tree of music. 2-e Izd., Rev. SPb., 2005.
10. Epishina, L. V. Pedagogical aspects of development of communicative qualities of the personality // Primary school. 2008. No. 11.
11. Basin E. J. Art and communication. M., 1999.
12. Klyueva N. In. Kasatkin Yu. V. children Learn to communicate. Character, communication skills: a popular Handbook for parents and teachers. Yaroslavl, 1996.
13. Grishanovich N. N. Theoretical foundations of music education: monograph. M., 2010.
14. Vorozhtsova O. A. Music and play in child psychotherapy. M., 2004.
15. Osipova A. A. Introduction to practical psycho-correction: group work methods. M.; Voronezh, 2000.
16. A. Zaporozhets Century Selected psychological works: in 2 T. M., 1986.
Опубликован
2020-04-14
Как цитировать
Жуматаева Е. Психологические функции музыкального искусства в развитии коммуникативных способностей детей // Культурное наследие Сибири, 2020. Т. 4, № 22. С. 118-123. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/7663.