КАВКАЗСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ В ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНА В КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Основное содержание статьи

А.Р. Психомахова Email: 17092003b@gmail.com

Аннотация

В представленной статье рассматривается проблема, связанная с реконструкцией образовательных практик, существовавших на Кавказе в царский период. Системное образование исследуется как важнейший механизм, определяющий эффективную интеграцию присоединенного региона в социально-экономическое, политическое и культурное пространство Российской империи. Авторское внимание сосредоточено на вопросе реализации политики царизма в Кавказском учебном округе. В работе показано функционирование Кавказского учебного округа во второй половине XIX – начале XX века.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Детали статьи

Как цитировать
[1]
Психомахова, А. 2023. КАВКАЗСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ В ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНА В КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 1, 13 (апр. 2023), 254-258.
Раздел
Статьи

Литература

1. Гатагова Л.С. Влияние общественного движения в России на развитие просвещения народов Северного Кавказа в 60-70 годах XIX века // Общественное движение в России XIX века. М., 1986. С. 203-218.
2. Иваненко В.Н. Гражданское управление Закавказьем от присоединения Грузии до наместничества Великого князя Михаила Николаевича: Исторический очерк. Тифлис, 1901. С.69.
3. Кавказский учеб. окр. Попечитель. Отчет о состоянии учебных заведений Кавказского учебного округа. Тифлис, 1871-1915.
4. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дачучпедгиз. 1989. 160с.
5. Копачев И.П. Народное образование в Кабарде (до Великой Октябрьской социалистической революции). Нальчик, 1957. 46 с.
6. Коршунов М.С. Избранные работы по истории просвещения на Северном Кавказе. Москва: ФЛИНТА, 2016. 728 с.
7. Кошев М.А. Из истории просвещения горцев Северного Кавказа в XIX – начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1991. 158 с.
8. Клычникова М.В., Клычников Ю.Ю. Вхождение Северного Кавказа в культурное поле России (1777-1864 гг.). Пятигорск: ИП Филиппов, 2006. 157 с.
9. Краснов М.В. Историческая записка о Ставропольской гимназии, составленная М. Красновым: [Отд-ние 1-2]. Ставрополь-Кавк.: тип. губ. правл., 1887. 321 с.
10. Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела на Кавказе с 1802 по 1880 год. Тифлис: Тип. А.А. Михельсона, 1880. 96 с.
11. Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1879 год. Тифлис: Типография канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1880. 422 с.; Отчет попечителя Кавказского учебного округа о состоянии учебных заведений за 1911 год. Тифлис: Типография канцелярии Главноначальствующего гражданскою частью на Кавказе, 1912. 433с.
12. РГИА. Ф. 733. Оп.1. Д.25.Л.41.
13. РГИА. Ф.1268. Оп.10 Д.80. Л.2-2об.
14. РГИА. Ф.1268. Оп.10 Д.80. Л.4.об.5.
15. РГИА. Ф.1268. Оп.10 Д.204. Л.6.
16. РГИА. Ф.1268. Оп.10 Д.204. Л.7об.
17. РГИА. Ф.1268.Оп. 21. Д.19.Л.7.
18. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министер¬ства Народного Просвещения. 1802–1902. СПб.: М-во нар. просвещения, 1902. – II, 785 с.
19. Свод законов Российской Империи. Т. II. кн. 5. Разд. IV. Гл.4, Ст. 3833, С. 43
20. Сборник распоряжений по Министерству народного просвещения Т.1. С.11.
21. Селимханов А.К. Из истории просвещения в Дагестане в XIXв.//Ученые записки Дагестанского педагогического института. Т.1. С. 143.
22. Струков Д.П. Августейший генерал – фельдцейхмейстер великий князь Михаил Николаевич. Очерк жизнеописания Его Императорского Высочества. В 2-х ч. СПб., 1906. С. 300.
23. Шхахутова З.З. Адыгская педагогическая культура о воспитании подрастающего поколения: учебное пособие. Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2015. 103 с.