СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ БИОПРОДУКЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ
УДК 338.439.4
Аннотация
Статья посвящена изучению потребительского поведения населения применительно к биопродуктам в странах СНГ (Казахстан и Россия), в сравнении с зарубежным опытом развития органического сельского хозяйства (Болгария).
Ожидается, что спрос на органические продукты будет неуклонно расти — как на внутреннем, так и на международном рынках, что дополнительно будет стимулировать развитие органического сельского хозяйства в мире. Факторы, влияющие на потребительский спрос, становятся важными как для локальных рынков, так и на международном уровне.
В основе исследования лежит опрос жителей репрезентативных агропромышленных регионов трех стран: Восточно-Казахстанской области (Казахстан), Алтайского края (Россия), Варненской области (Болгария). Цель исследования — определить факторы, которые влияют на продвижение биопродукции в данных регионах. Предполагается, что развитие органического сельского хозяйства может стимулировать развитие региональных экономик, особенно в России и Казахстане.
Проведенный анализ позволил выявить особенности формирования потребительского спроса на биопродукцию в указанных странах, определить факторы, которые его обусловливают, и сформировать ряд предложений для производителей по дальнейшему развитию органического сельского хозяйства.
Скачивания
Metrics
Литература
Варавин Е. В., Козлова М. В. Оценка развития зеленой экономики в регионе. На примере Республики Казахстан // Экономика региона. 2018. Т. 14, вып. 4. С. 1282-1297.
Перспективы развития органического сельского хозяйства: исследование SBS CONSULTING. 2019. 30 с.
Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304017&fld=134dst=1000000001,0&rnd=0.2000663594049461#09503780341857615/ (дата обращения: 27.02.2020).
Полушкина Т. М. К вопросу о развитии органического сельского хозяйства // Перспективы развития органического сельского хозяйства в Поволжье: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: ФГБНУ «ПНИИЭО АПК», 2019. С. 41-46.
Basha M. B., Mason C., Shamsudin M. F., Hussain H. I., and Salem M.A. (2016). Consumers Attitude Towards Organic Food, Procedia Economics and Finance, Volume 31, 2015, Pp. 444-452.
ShafiF. A., Rennie D. (2012). Consumer Perceptions towards Organic Food, Procedia Social and Behavioral Sciences, No 49, p. p. 360-367.
Постановление Правительства Республики Казахстан № 1783 от 29.11.2000 «Инструкция о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов». [Электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P000001783/ (дата обращения: 23.01.2020).
Жители России тратят на еду почти треть своего бюджета // Риа Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20191216/1562421868.html/ (дата обращения: 02.03.2020).
Григорук В. В., Климов Е. В. Развитие органического сельского хозяйства в мире и Казахстане / Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций. Анкара, 2016. 150 с.
Красовская Н. В., Деев А. С., Черноморченко С. И. Российский рынок органических продуктов питания: проблемы и перспективы // Вестник Евразийской науки. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://esj.today/PDF/70ECVN618.pdf (доступ свободный).
Распоряжение № 22/04.07.2001 г. О биологическом производстве растений, растительных продуктов, пищевых продуктов из растений и его означении на них // Государственная газета/ДВ 68/3.8.2001. (Республика Болгария).
Jackson T. (1998). New-style quality is just a fiddle. Financial Times, 29 December, pp. 12-13.
Garvin D. (1988) Managing Quality, New York, Free Press, pp. 21-23.
REFERENCE
Varavin E. V., Kozlova M. V. Ocenka razvitiya zelenoj ekonomiki v regione. Na primere Respubliki Kazahstan // Ekonomika regiona. 2018. T. 14, vyp. 4. S. 1282-1297.
Perspektivy razvitiya organicheskogo sel’skogo hozyajstva: issledovanie SBS CONSULTING. 2019. 30 s.
Federal’nyj zakon ot 03.08.2018 N 280-FZ “Ob organicheskoj produkcii i o vnesenii izmenenij v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii”. // Konsul’tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304017&fld=134dst=1000000001,0&rnd=0.2000663594049461#09503780341857615/ (data obrashcheniya: 27.02.2020).
Polushkina T. M. K voprosu o razvitii organicheskogo sel’skogo hozyajstva // Perspektivy razvitiya organicheskogo sel’skogo hozyajstva v Povolzh’e: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Saratov: FGBNU “PNIIEO APK”, 2019. S. 41-46.
Basha M. B., Mason C., Shamsudin M. F., Hussain H. I., and Salem M. A. (2016). Consumers Attitude Towards Organic Food, Procedia Economics and Finance, Volume 31, 2015, PP 444-452.
Shafi F. A., Rennie D. (2012). Consumer Perceptions towards Organic Food, Procedia Social and Behavioral Sciences, No 49, Pp. 360-367.
Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Kazahstan№ 1783 ot 29.11.2000 “Instrukciya o kachestve i bezopasnosti prodovol’stvennogo syr’ya i pishchevyh produktov”. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P000001783/ (data obrashcheniy: 23.01.2020).
ZHiteli Rossii tratyat na edu pochti tret' svoego byudzheta // Ria Novosti. URL: https://ria.ru/20191216/1562421868.html/ (data obrashcheniya: 02.03.2020).
Grigoruk V. V., Klimov E. V. Razvitie organicheskogo sel’skogo hozyajstva v mire i Kazahstane. Prodovol’stvennaya i sel’skohozyajstvennaya organizaciya ob'edinennyh nacij, Ankara 2016, 150 s.
Krasovskaya N. V., Deev A. S., CHernomorchenko S. I. Rossijskij rynok organicheskih produktov pitaniya: problemy i perspektivy // Vestnik Evrazijskoj nauki, 2018 № 6, https://esj.today/PDF/70ECVN618.pdf (dostup svobodnyj).
Racporyazhenie № 22/04.07.2001g. O biologicheskom proizvodstve rastenij, rastitel’nyh produktov, pishchevyh produktov iz rastenij i ego oznachenii na nih, Gosudarstvennaya gazeta/DV 68/3.8.2001 g. (Respublika Bolgariya).
Jackson T. (1998). New-style quality is just a fiddle. Financial Times, 29 December, pp. 12-13.
Garvin D. (1988) Managing Quality, New York, Free Press, pp. 21-23.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылокой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале. с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи