ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 338.4822

  • Инна Алексеевна Новичкова Московский государственный университет спорта и туризма (Москва, Россия) Email: ynnanovichkova@yandex.ru
  • Денис Эдуардович Удалов Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия) Email: udalov@yandex.ru
  • Елена Николаевна Подсевалова Российский государственный университет туризма и сервиса (Черкизово, Россия) Email: 455818347@mail.ru
Ключевые слова: бизнес-процесс, индустрия туризма, оценка эффективности, туристское предприятие

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью адекватного оценивания эффективности деятельности туристских предприятий и отдельных бизнес-процессов на этих предприятиях в условиях постоянно возрастающего влияния туристской индустрии на экономическую и социальную сферы общества. Целью исследования является разработка алгоритма оценки эффективности бизнес-процессов туристских предприятий.

Методологической основой исследования послужил комплекс общенаучных методов. В статье представлены теоретико-методологические подходы к оценке эффективности бизнес-процессов предприятий туристской индустрии в современных условиях развития рынка туристских услуг. Описаны основные понятия бизнес-процессов, сформулированы цель и критерии оценки их эффективности. Дана характеристика основных факторов, определяющих эффективность бизнес-процессов туристских предприятий. При формировании интегрального показателя эффективности бизнес-процессов следует принимать во внимание эффективность по таким аспектам бизнес-процесса, как его стоимость и ее структура, продолжительность и качество результатов.

Представлен алгоритм оценки эффективности бизнес-процессов туристского предприятия, состоящий из десяти последовательных шагов. В ходе реализации стадий алгоритма процессы анализируются по критериям качества их реализации, их продолжительности и стоимости. С помощью матриц приоритетов устанавливаются процессы, находящиеся в областях низкой, средней и высокой критичности. На завершающей стадии сведения по эффективности и приоритетности процессов, полученные на предыдущих стадиях процедуры оценки, сводятся в единую матрицу, что позволяет проводить одновременный анализ всех созданных ранее матриц и рассчитать интегральный ранг для каждого процесса. В тех случаях, где процесс имеет минимальный уровень интегрального ранга, это свидетельствует о его низкой эффективности, что требует применения к нему реинжиниринга.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Инна Алексеевна Новичкова, Московский государственный университет спорта и туризма (Москва, Россия)

кандидат юридических наук, заведующая кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Денис Эдуардович Удалов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, Россия)

кандидат юридических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала

Елена Николаевна Подсевалова, Российский государственный университет туризма и сервиса (Черкизово, Россия)

кандидат экономических наук, доцент

Литература

Gupta M. J. Principles and practice of management. 2022. AG publishing house (AGPH Books), 217 р.

Draheim D. Business process technology: A unified view on business processes, workflows and enterprise applications. 2010. Springer Science and Business Media, 306 р.

Kataev M. et al. Enterprise diagnostics for evaluation of enterprise business processes // Journal of Industrial Integration and Management. 2016. 1 (02). Pр. 1650008.

Chen J., Yu Y., Pan M. A method of business process bottleneck detection. Parallel Architectures, Algorithms and Programming. 10th International Symposium, PAAP, Guangzhou, China, Revised Selected Papers 10. Springer Singapore, 2020. Pр. 249-261.

Зиба Я. Туризм как экономический мультипликатор // Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 10-1 (104). С. 140-142.

Ксенофонтова Т. Ю., Грушинский С. В. Подходы к формированию инструментария оценки мультипликативного эффекта от реализации бизнес-моделей в сфере туризма // Экономика и менеджмент систем управления. 2020. № 2. С. 68-72.

Cherchata A. A methodology for analysis and assessment of business processes of Ukrainian enterprises // Management Science Letters. 2020. № 10 (3). Рр. 631-640.

Dewi K. C., Ayuni N. W. D. Business process re-enginering of tourism e-marketplace by engaging government, small medium enterprises and tourists // Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. 2021. 10 (5). Рр. 2866-2874.

Punzo G., Trunfio M., Castellano R., and Buonocore M. A multi-modelling approach for assessing sustainable tourism // Social Indicators Research. 2022. 163 (3). Рр. 1399-1443.

Антипов Д. В. Разработка модели оценочных показателей устойчивого развития организации // Вектор науки. 2010. № 4. С. 186-189.

Baldam R. Gerenciamento de processos de negocio — BPM. 2014. URL: https://zlibrary-ru.se/book/2569868/78c973/gerenciamento-de-processos-de-eg%C3%B3cios.html (дата обращения: 25.12.2023).

Smith G., Furt S., How (not) to Fail at BPM. BPM. COM. 2009. URL: http://bpm.com/how-not-to-fail-atbpm.html (дата обращения: 25.12.2023).

Билалова И. М., Сулейманова Д. Б. Проблемы оценки эффективности бизнес-процессов и пути их решения // Фундаментальные исследования. 2017. № 5. С. 131-136.

Trkman P. The critical success factors of business process management // International Journal of Information Management. 2010. № 30 (2). Pp. 125-134.

Powell S. G., Schwaninger M., and Trimble C. Measurement and control of business processes // System Dynamics Review. 2001. № 17. Pр. 63-91.

Vuksic V. B., Brkic L. and Baranovic M. Business process management systems selection guidelines: Theory and practice, 2016. 39th International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics (MIPRO). Opatija, Croatia, 2016. Pp. 1476-1481.

Pidun T., Felden C. Two Cases on How to Improve the Visibility of Business Process Performance. 2012. Proceedings of the Annual Hawaii International Conference on System Sciences. Pр. 4396-4405.

Pidun T., Buder J., Felden C. Optimizing Process Performance Visibility through Additional Descriptive Features in Performance Measurement. 2011. International Enterprise Distributed Object Computing Conference Workshops. Pp. 204-212.

Безруких Ю. А., Витряк С. О. Разработка системы показателей эффективности бизнес-процессов предприятия // Управленческий учет. 2023. № 2. С. 29-37.

Платов А. В., Новичкова И. А., Хореева Н. К. Диджитализация управленческого учета в рамках концепции процессного управления // Экономика Профессия Бизнес. 2023. № 3. С. 60-66.

Dey S. K., Vaculci'kova Z., Tuckova Z. Measuring business process innovations among tourism enterprises in the Czech Republic: A PLS-GLM approach // Marketing and Management of Innovations. 2021. № 4. Pр. 218229.

Rogovyi A., Serbov M., Korol S. [et al.] Features of business processes model building in the field of international tourism business // International Journal of Entrepreneurship. 2020. № 24 (1). Special Issue. Pр. 1-7.

Morse J., Approaches to Qualitative-Quantitative methodological triangulation // Nursing Research. 1991. № 40 (2). Pp. 120-123.

Perkun R., Goetz T., Titz W., Perry R. Academic Emotions in Students» Self-Regulated Learning and Achievement: A Program of Qualitative and Quantitative Research // Educational Psychologist. 2010. № 37 (2). Pp.91-105.

Persson B. On The Relationship Between Qualitative and Quantitative Indicators: Outline of an Explanatory Model // Studies in Economics and Econometrics. 2022. № 10. Pр. 99-132.

Deming W. E. The new economics: For industry, government, education (3rd ed.). Cambridge, 2018. 240 p.

REFERENCES

Gupta M. J. Principles and practice of management. 2022. AG publishing house (AGPH Books). 217 р.

Draheim D. Business process technology: A unified view on business processes, workflows and enterprise applications. 2010. Springer Science and Business Media. 306 р.

Kataev M. et al. Enterprise diagnostics for evaluation of enterprise business processes. Journal of Industrial Integration and Management. 2016. No. 1 (02). Pр. 1650008.

Chen J., Yu Y., Pan M. A method of business process bottleneck detection. Parallel Architectures, Algorithms and Programming. 10th International Symposium, PAAP, Guangzhou, China, Revised Selected Papers 10. Springer Singapore. 2020. Pр. 249-261.

Ziba Ya. Tourism as an economic multiplier. Economics and Business: theory and practice. 2023. No. 10-1 (104). Pp. 140-142.

Ksenofontova T. Yu., Grushinsky S. V. Approaches to the formation of tools for assessing the multiplicative effect of the implementation of business models in the field of tourism. Economics and management of management systems, 2020. No. 2. Pp. 68-72.

Cherchata A. A methodology for analysis and assessment of business processes of Ukrainian enterprises. Management Science Letters. 2020. No. 10 (3). Pр. 631-640.

Dewi K. C., Ayuni N. W. D. Business process re-enginering of tourism e-marketplace by engaging government, small medium enterprises and tourists. Bulletin of Electrical Engineering and Informatics. 2021. No. 10 (5). Pр. 2866-2874.

Punzo G., Trunfio M., Castellano R., Buonocore M. A multi-modelling approach for assessing sustainable tourism. Social Indicators Research. 2022. No. 163 (3). Pр. 1399-1443.

Antipov D. V. Development of a model of estimated indicators of sustainable development of the organization. The vector of science. 2010. No. 4. Pp. 186-189.

Baldam R. Gerenciamento de processos de negocio — BPM. 2014, URL: https: zlibrary-ru.se/book/2569868/78c973/gerenciamento-de-processos-de-eg%C3%B3cios.html (date of access: 25.12.2023).

Smith G., Furt S., How (not) to Fail at BPM. BPM. COM. 2009. URL: http: bpm.com/how-not-to-fail-atbpm.html (date of access: 25.12.2023).

Bilalova I. M., Suleymanova D. B. Problems of evaluating the effectiveness of business processes and ways to solve them. Fundamental research. 2017. No. 5. Pp. 131-136.

Trkman P. The critical success factors of business process management. International Journal of Information Managemen. 2010. No. 30 (2). Pp. 125-134.

Powell S. G., Schwaninger M., and Trimble C. Measurement and control of business processes. System Dynamics Review. 2001. No. 17. Рр. 63-91.

Vuksic V. B., Brkic L. and Baranovic M., Business process management systems selection guidelines: Theory and practice. 39th International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics (MIPRO). Opatija, Croatia, 2016. Pp. 1476-1481.

Pidun T., Felden C. Two Cases on How to Improve the Visibility of Business Process Performance. 2012, Proceedings of the Annual Hawaii International Conference on System Sciences. Pр. 4396-4405.

Pidun T., Buder J., Felden C. Optimizing Process Performance Visibility through Additional Descriptive Features in Performance Measurement. International Enterprise Distributed Object Computing Conference Workshops. 2011. Pp. 204-212.

Bezrukikh Yu. A., Vetryak S. O. Development of a system of indicators of the effectiveness of business processes of the enterprise. Management accounting. 2023. No. 2. Pp. 29-37.

Platov A. V., Novichkova I. A., Khoreeva N. K. Digitalization of management accounting within the framework of the concept of process management. Economy Profession Business. 2023. No. 3. Pp. 60-66.

Dey S. K., Vaculci'kova Z., Tuckova Z. Measuring business process innovations among tourism enterprises in the Czech Republic: A PLS-GLM approach. Marketing and Management of Innovations. 2021. No. 4. Pр. 218229.

Rogovyi A., Serbov M., Korol S. [et al.] Features of business processes model building in the field of international tourism business. International Journal of Entrepreneurship, 2020. No. 24 (1). Special Issue. Pр. 1-7.

Morse J., Approaches to Qualitative-Quantitative methodological triangulation. Nursing Research. 1991. No. 40 (2). Pp. 120-123.

Perkun R., Goetz T., Titz W., Perry R. Academic Emotions in Students» Self-Regulated Learning and Achievement: A Program of Qualitative and Quantitative Research. Educational Psychologist, 2010. No. 37 (2). Pp. 91-105.

Persson B. On The Relationship Between Qualitative and Quantitative Indicators: Outline of an Explanatory Model. Studies in Economics and Econometrics. 2022. No. 10. Pр. 99-132.

Deming W. E. The new economics: For industry, government, education (3rd ed.). Cambridge, 2018. 240 p.

Опубликован
2024-06-13
Как цитировать
1. Новичкова И. А., Удалов Д. Э., Подсевалова Е. Н. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Экономика Профессия Бизнес, 2024. № 2. С. 70-81. URL: http://journal.asu.ru/ec/article/view/epb202425.
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)