ОБЩЕРОССИЙСКИЕ СОЦИОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК СРЕДА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ФОЛЬКЛОРИЗМА НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ
Аннотация
В статье проанализированы общероссийские факторы, значимые в становлении композиторского фольклоризма на Дальнем Востоке России. Актуальность темы заключается в обозначении связи и выделении стадиальности общероссийских влияний на профессиональную музыку региона. Научную новизну исследования составил двусторонний анализ центрально-периферических процессов. В результате выявлены кумулятивные (накопительные) ресурсы дальневосточного фольклоризма в отношении общероссийской «новой фольклорной волны», черты автономизации, то есть наличия «своего» слова в общем процессе, а также потенциал экстраполяции. Последняя присуща дальневосточному композиторскому фольклоризму как явлению, стоящему на периферии, но обогатившему общероссийский процесс. В этих положениях заключается теоретическая значимость исследования. Материалы могут быть использованы при изучении курсов современной музыки.
Скачивания
Литература
С. 84–92.
2. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства ХХ века : дис. … д-ра
искусствоведения. – Новосибирск, 2005. – 346 с.
3. Мартынюк Т. В. Историко-теоретические аспекты взаимоотношений географического и социокультурного факторов в явлении региональной музыкальной культуры (на примере Северного Приазовья ХIХ–
ХХ веков) : автореф. дис. … д-ра искусствоведения. – Киев, 2004. – 42 с.
4. Тевосян А. Т. Лопнувшая струна, или Почём нынче «Вишнёвый
сад»? // Музыкальная академия. – 1998. – № 3–4, кн. 2. – С. 178–186.
5. Лескова Т. В. Отражение деятельности композитора Ю. Владимирова в материалах Государственного архива Хабаровского края // Четвёртые архивные научные чтения имени В. И. Чернышёвой : материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Хабаровск,
2012. – С. 462–466.
6. Курная Н. Н. Культурная политика как фактор структурирования
социокультурного пространства (региональный аспект) : автореф. дис.
… канд. культурологии. – Владивосток, 2003. – 23 с.
7. Лескова Т. В. Композиторский фольклоризм на Дальнем Востоке России : дис. … д-ра искусствоведения. – Новосибирск, 2017. – 431 с.
8. Мурзина И. Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры (к постановке проблемы) // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 60–65.
9. Хоруженко К. М. Провинциализм. Провинциализм в культуре //
Хоруженко К. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов
н/Д., 1997. – 396 с.
10. Хугаев О. Судьбы культуры региона на пути к рынку // Социокультурное пространство: Структуры и процессы. – M., 1996. – С. 107–122.
11. Лившиц Р. Л. Столица и провинция // Дальний Восток. – 1998. –
№ 9. – С. 213–222.
12. Лескова Т. В. Дальневосточная композиторская организация
в системе социомузыкальных факторов развития: середина 1980-х –
2010-е годы // Культурное наследие Сибири. – 2021. – № 2 (32). – С. 153–
166.
13. Иконникова С. Н. Культурное пространство России как ценность и национальное достояние // Региональные факторы развития
культуры: информационный аспект. – Краснодар, 1999. – С. 44-54.
14. Каган М. С. Москва – Петербург – провинция: «двустоличность»
России – ее историческая судьба и уникальный шанс // Российская провинция. – 1993. – № 1. – С. 16-27.
15. Гончаренко А. Т. Ното-библиографический справочник / сост.
Г. Н. Токарева. – Владивосток, 1999. – 60 с.
16. Лескова Т. В. Композиторский фольклоризм на Дальнем Востоке
России: Ч. 2. Очерки творчества. Кн. 1. Обработки и жанры симфонической музыки : монография. – Хабаровск, 2016. – 238 с. DVD.
17. Калужский В. М. Панорама сибирской музыки-87 (критические
заметки) // Музыка России. – М., 1991. – Вып. 9. – С. 48–60.