Эстетическая выразительность декора алтайского национального костюма в творчестве алтайских художников и писателей XX в.

  • Татьяна Петровна Алексеева Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина
  • Наталья Сергеевна Мамырина Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина
Ключевые слова: Национальный костюм, декор, одежда, ритм, головной убор, шуба, шаман, обряд, поэтика, чегедек, портрет, этнос

Аннотация

Выделяются и описываются особенности формы, цвета, материала декоративных элементов в алтайском национальном костюме, отмечается его комплексность, традиционность приемов декорирования одежды. Теоретические положения иллюстрируются анализом произведений таких алтайских художников, как Г. И. Чорос-Гуркин, И. И. Ортанулов, Н. И. Чевалков, М. К. Бабаков. Авторы статьи приходят к выводу о том, что декор в национальном алтайском костюме гармоничен и отражает эстетический идеал народов Алтая.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Татьяна Петровна Алексеева, Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина

кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна

Наталья Сергеевна Мамырина, Алтайская государственная академия образования им. В. М. Шукшина

кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна

Литература

Столович Л. Н. Предмет эстетики. М., 1961.

Контекст: ...Этой теме посвятили свои труды философ Л. Н. Столович [1, c. 28-29] и исследователь регионального искусства Г. И. Прибытков [2, с. 18]...

...сплав природного и общественного начал; его строительный материал - звуки, краски, формы, объемы - в конечном счете, берутся у природы и преобразуются, чтобы выражать общественно человеческое содержание» [1, с. 63]...

Прибытков Г. И. Общество и природа. Бийск, 1990.

Контекст: ...Этой теме посвятили свои труды философ Л. Н. Столович [1, c. 28-29] и исследователь регионального искусства Г. И. Прибытков [2, с. 18]...

Ястребова Н. А. Формирование эстетического идеала и искусство. М., 1976.

Контекст: ...Коллективные умонастроения, мнения, состояние и движение социальных чувств образуют «ансамбли», из которых складываются идеалы» [3, с. 36-37]...

Муриан В. М. Эстетический идеал. М., 1966.

Контекст: ...По мнению В. М. Муриан, «эстетический идеал - это всегда конкретно-чувственный прообраз высшего совершенства личности и общества, их гармонических взаимоотношений, прообраз, включающий в себя и пути достижения этой гармонии» [4, с. 79]...

Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. Новосибирск, 1948.

Контекст: ...платья (характерно для кумандинцев); • отделка мехом (характерно для южных и северных алтайцев); • отделка вышивкой или аппликацией по верхнему и нижнему краю рукавов (характерно южных и северных алтайцев) [5, с. 155]...

...Для шапок южных алтайцев характерна отделка мехом, кистями из разноцветных ниток, лентами, вышивкой [5, с. 310]...

Алтайский национальный костюм / вступ. ст. Е. Зайцевой, Н. Шатиновой; худож. И. И. Ортанулов. Горно-Алтайск, 1990.

Контекст: ...Подобного типа шубы шили из овчин, шкур коз и косуль [6, с. 20]...

...Однако подобное декорирование одежды имело место и у северных алтайцев [6, с. 66]...

...У южных алтайцев украшалась только нагрудная часть левой полы [6, с. 6]...

...Кожаные пояса алтайцев украшались металлической пряжкой с рельефным орнаментом и бронзовыми бляшками костор - «глазами» [6, с. 12]...

...Подобный элемент костюмного комплекса носили с верхней плечевой и нижней плечевой одеждой мужчины и женщины кумандинцев, тубаларов, челканцев [6, с. 62]...

...Мужская и женская шубы южных алтайцев подпоясывались ку- ром - поясом из трех-четырех метров однотонной ткани [6, с. 6]...

...У шаманов, изображенных в живописной работе В. П. Чукуева «Общение с верхним миром» и графической работе И. И. Ортонулова «Костюм шамана» [6, с. 77], головные уборы украшены сверху перьями...

...Парадные подвески были тяжелы и громоздки, в обычные дни носили более легкие и удобные» [6, с. 10]...

...южных алтайцев); • отделка верхней части голенища кожей или тканью (характерна для южных и северных алтайцев); • аппликация в виде орнамента из кожи контрастного цвета (характерно для южных алтайцев) [6, с. 7]...

Прыткова Н. Ф. Одежда хантов // СМАЭ. Вып. 15. 1953.

Контекст: ...Известно, что обские угры бусинами обшивали края одежды, низки бус прикрепляли к краям нагрудных и накосных украшений [7, с. 208]...

Дьяконова В. П. Алтайцы (материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). Горно-Алтайск, 2001.

Контекст: ...От талии по бархату или ткани гладью вышивался узор (чычыргана - облепиха) в виде кружков - зелеными, красными, желтыми и парчовыми нитками» [8, с. 85]...

...Во время свадьбы чедек вместе с шубой надевается невестой на короткое время, иногда поверх свадебного платья городского типа» [8, с. 92]...

Сатлаев Ф. А. Кумандинцы (историко-этнографический очерк XIX - первой четверти XX в.). Горно-Алтайск, 1974.

Контекст: ...Тканые и плетеные шерстяные пояса у северных алтайцев украшались цветным геометрическим орнаментом и кистями [9, с. 145-146]...

...В декоре шапок северных алтайцев присутствовала отделка мехом, кистями, тканью и вышивкой [9, с.133]...

Яценко С. А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. М., 2006.

Контекст: ...Нижние поля женского войлочного убора из кургана 1 в могильнике Ак-Алаха 3 украшены кожаными кружочками, покрытыми золотой фольгой [10, с. 93]...

...Это имеет аналогии с головными уборами горноалтайских скифов, у которых шапки венчали зооморфные навершия, выполненные из металла или дерева [10, с. 92]...

Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // СМАЭ. 1971. Т. 27.

Контекст: ...В большинстве случаев шаманские головные уборы украшались птичьей шкурой или перьями и символизировали птицу [11, с. 63, 99]...

Маргулан А. Х. Казахское народно-прикладное искусство: в 3 т. Алма-Ата, 1987. Т. 2.

Контекст: ...Слово «камшат» известно с XI в. [12, с. 116]...

Шинжин И. Б. Отражение шаманства в картинах Г. И. Гуркина // Материалы по истории и культуре Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1994.

Контекст: ...А жемчуг - звездная роса, Как будто, ясная, она Кому-то в жены отдана - Наряд великолепен! [13, с. 43]...

Кокышев Л. В. Женщины. Романы / пер. с алт. А. У. Китайника; предисл. А. Л. Коптелова. Барнаул, 1977.

Контекст: ...Только мало радости было Арине любоваться искусной вышивкой…» [14, с. 35]...

...В романе «Арина» Лазарь Васильевич Кокышев пишет об алтайцах, носивших такие шапки: «Парни в лисьих шапках со щегольскими кисточками на макушке держаться кучкой, отдельно, разговаривают между собой, будто им никакого дела нет до девушек» [14, с. 24]...

...Все подружки выйдут замуж, Ну а ты - не верится! [14, с. 397]...

Каинчин Д. Б. Крик с вершины. Повести / пер. с алт. А. У. Китайника. Барнаул, 1983.

Контекст: ...Алтайский писатель Д. Б. Каинчин в повести «С того берега» писал о девушке, носившей такую шапку: «Особенно рад был Учар, когда девушка надевала алтайскую шубу из ягнячьих шкур, шапку из лисьих лапок и меховые сапожки» [15, с. 51]...

...В другой повести «Крик с вершины» герой Д. Б. Каинчина восхищается такой шапкой: «Вы, мама-энэ, шапку себе новую справили из лисьих лапок? Какая красивая!» [15, с. 248]...

Опубликован
2019-12-02
Как цитировать
1. Алексеева Т. П., Мамырина Н. С. Эстетическая выразительность декора алтайского национального костюма в творчестве алтайских художников и писателей XX в. // Культурное наследие Сибири, 2019. Т. 2. № 17. С. 4-20. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6801.
Раздел
Искусство Сибири