Частное коллекционирование династии Щетининых как фактор сохранения культурного наследия Сибирского региона

  • Наталья Анатольевна Щетинина Алтайский государственный университет; Государственный эрмитаж
Ключевые слова: Частное коллекционирование, private collecting, художественный рынок, art market, арт-галерея Щетининых, династия художников Щетининых, dynasty of artists Shchetinin, концептуальная выставка, conceptual exhibition, изобразительное искусство, fine arts, реализм, realism, Shchetinin's art gallery

Аннотация

Раскрывается значение понятия «частное коллекционирование» как социокультурного явления, которое рассматривается в контексте развития современного отечественного художественного рынка. На примере собрания династии художников Щетининых выявляются характерные особенности и принципы функционирования частной коллекции. Обосновывается, что частная коллекционерская деятельность является одним из значимых факторов сохранения художественных ценностей и культурного наследия Сибирского региона.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Наталья Анатольевна Щетинина, Алтайский государственный университет; Государственный эрмитаж

соискатель кафедры истории отечественного и зарубежного искусства; искусствовед, научный сотрудник

Литература

Боханов А.П. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

Контекст: ...О вкладе русских коллекционеров в создание обширного национального художественного фонда, развитие и сохранение культурных традиций написано большое количество работ [1]...

Клюканова Л.Г. Влияние современного художественного рынка на развитие отечественного частного коллекционирования // Идеи и идеалы. 2016. №1(27), т. 2.

Контекст: ...На рубеже XX-XXI вв. частная коллекционерская деятельность «переживает новый этап своего развития, при котором появляются новые объекты коллекционирования, принципы экспонирования артефактов, способы организации пространства коллекции, новые виды мотивации» [2, с. 91]...

...Она представляет собой не только экономическое, но и особо значимое социокультурное явление, которое все чаще находит свое отражение в трудах современных исследователей [2-5]...

...связанных ''общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое“ и объединенных, кроме всего, уникальным подходом коллекционера» [2, с. 87]...

Степанская Э.В., Степанский В.В. Частные коллекции в современной художественной жизни Сибири // Культурное наследие Сибири: сб. науч. ст. / отв. ред. Т.М. Степанская. Вып. 18. Барнаул, 2015.

Контекст: ...Она представляет собой не только экономическое, но и особо значимое социокультурное явление, которое все чаще находит свое отражение в трудах современных исследователей [2-5]...

Чирков В.Ф. Коллекционирование в Сибири. К истории вопроса // IX Сибирские искусствоведческие чтения «Инновационные практики в современном искусстве Сибири: галереи, частные и корпоративные собрания, коллекционеры»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / ред.-сост. В.Ф. Чирков. Омск, 2016.

Контекст: ...Она представляет собой не только экономическое, но и особо значимое социокультурное явление, которое все чаще находит свое отражение в трудах современных исследователей [2-5]...

...В.Ф. Чирков в своем исследовании отмечает, что коллекционирование в Сибири в дореволюционные годы было благородным делом личных или общественных инициатив, что к концу XIX - началу XX в. оно приобрело устойчивый социально-культурный характер [4, с. 8-9]...

...По мнению искусствоведа В.Ф. Чиркова, коллекция убедительно демонстрировала яркий срез в истории искусства в основном двух регионов, Иркутска и Бурятии, второй половины XX в. [4, с. 9]...

Шамина Л.Н. Из истории коллекционирования в России. Частная картинная галерея «Кармин» в Барнауле. Формы сотрудничества // Вторые искусствоведческие Снитковские чтения. Барнаул, 2007.

Контекст: ...Она представляет собой не только экономическое, но и особо значимое социокультурное явление, которое все чаще находит свое отражение в трудах современных исследователей [2-5]...

...В 1990-е гг. возникновение частного предпринимательства сделало возможным возрождение лучших традиций коллекционной деятельности, выработанных в дореволюционной России [5, с.128]...

Выставка «Иркутская живопись на рубеже веков». Коллекция Александра Иващенко: каталог выставки. Иркутск, 2005.

Контекст: ...В.П. Сукачева ясно выразила позицию коллекционера: профессионализм и традиции, талант и искренность, любовь художников к своему краю [6]...

Хачатурян С.Г. Я вовсе не искусствовед // Купи-продай. 2005. 27 июня.

Контекст: ...Коллекция формировалась около пятнадцати лет, часть ее С.Г. Хачатурян приобрел у коллекционера B.В. Малыгина [7]...

Шамина Л.Н. Из истории формирования художественных собраний Алтайского региона. Принципы комплектования и характеристика коллекции С.Г. Хачатуряна // IX Сибирские искусствоведческие чтения «Инновационные практики в современном искусстве Сибири: галереи, частные и корпоративные собрания, коллекционеры» : материалы Всероссийской научно-практической конференции / ред.-сост. В.Ф. Чирков. Омск, 2016.

Контекст: ...На момент закрытия фонд галереи «Кармин» составлял более тысячи произведений [8, с. 45-48]...

Пейзаж - национальный жанр России - в коллекции Сергея Хачатуряна: каталог выставки, 12 мая - 12 июня 2005 г. / сост., вст. ст. Т.М. Степанской. Барнаул, 2005.

Контекст: ...Ее автором и автором-составителем аннотированного научного каталога выставки «Пейзаж - национальный жанр России» [9] стала доктор искусствоведения, профессор Т.М. Степанская...

Сподвижники. Прокопий Щетинин и его поколение: каталог / сост. И.В. Щетинина; ред. и авт. вст. ст. Т.М. Степанская. Барнаул, 2009.

Контекст: ...Прокопий Щетинин и его поколение» (2009) [10] и «Свет реализма» (2013) [11], которые позволили по-новому взглянуть на искусство Алтая второй половины XX - начала XXI в...

Свет реализма: живопись, графика, скульптура из собрания Щетининых: каталог / сост. И.В. Щетинина; ред. и авт. вст. ст. Т.М. Степанская. Барнаул, 2013.

Контекст: ...Прокопий Щетинин и его поколение» (2009) [10] и «Свет реализма» (2013) [11], которые позволили по-новому взглянуть на искусство Алтая второй половины XX - начала XXI в...

Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Русская художественная традиция в искусстве Сибири (конец XX - начало XXI в.). Барнаул, 2009.

Контекст: ...Подлинными мастерами натюрморта со своими сюжетами и темами проявили себя М.Д. Ковешникова, В.П. Марченко, М.Я. Будкеев, С.М. Погодаев, Т.М. Ласкова и др. [12, с. 22-23]...

...Скульптор старшего поколения внес значительный вклад в развитие станковой и монументальной скульптуры на Алтае [12, с. 26]...

Опубликован
2019-11-22
Как цитировать
1. Щетинина Н. А. Частное коллекционирование династии Щетининых как фактор сохранения культурного наследия Сибирского региона // Культурное наследие Сибири, 2019. Т. 3. № 21. С. 22-34. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6717.
Раздел
Искусство Сибири теоретические аспекты искусствознания и культурологии