Индустриальный пейзаж в творчестве томских художников 1960-1980 гг. (из коллекции Томского областного художественного музея)
Ключевые слова:
Индустриализация, industrialization, Томская область, Tomsk region, промышленность, industry, культура, culture, изобразительное искусство, fine arts, индустриальный пейзаж, industrial landscape, живопись, painting, графика, graphic arts
Аннотация
Описываются основные этапы индустриализации Томской области 1960-1980-х гг. Определяется роль индустриализации в развитии художественной культуры и изобразительного искусства, анализируются произведения томских художников, принадлежащие индустриальной тематике данного периода.
Скачивания
Данные скачивания пока недоступны.
Литература
1. Зубков К.И., Алексеев В.В.Современная буржуазная историография индустриального развития Сибири (1950 - 1980-е гг.). Новосибирск, 1990.
Контекст: ...Освоение Сибири ускорилось в 1950-х гг., и «решающей причиной индустриального развития Сибири в первую очередь служили потребности динамичного развития народного хозяйства страны» [1, с. 44]...
2. Историческая энциклопедия Сибири / гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск, 2009. Т. 2.
Контекст: ...На 1965-1990 гг. пришлось масштабное освоение крупнейшей в мире Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, включающей территорию Тюменской, Томской, Омской и Новосибирской областей [2, с. 476]...
3. Историческая энциклопедия Сибири / гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск, 2009. Т. 3.
Контекст: ...Кедровый) [3, с. 272]...
4. Балашова И.Б. Индустриальная тема в творчестве Александра Пантелеева. Вологда, 2008.
Контекст: ...С гибелью веры в «светлое коммунистическое будущее» исчезли токи, питающие современный тип пейзажа, и он прекратил свое существование [4, с. 8]...
5. Каталог персональной художественной выставки Я.Я. Панова. Томск, 1969.
Контекст: ...Так, картина «Лесоперевалочный» (1963) представляет собой панораму комбината, окутанного голубой дымкой, где «силуэты погрузочно-разгрузочных механизмов, башенных плавучих кранов» [5, с. 6] создают четкие ритмы, но при этом не разрушая единства с природой...
6. Его неброские пейзажи. В. Пашков // Томская неделя. 2000. №36. 7 сент.
Контекст: ...В.Ф. Попов «ездил на строительство магистрального нефтепровода, на другие объекты» [6, с. 27], проявляя активный интерес к процессам индустриализации. «В 1966 г. вместе с первыми отрядами студентов художник два месяца прожил в Стрежевом...
7. Он святость живописи берег // Буфф. 1999. 18 ноября.
Контекст: ...Переданная в дар городу, она явилась началом художественного музея Стрежевого» [7, с. 16]...
8. Каталог персональной выставки М.Ф. Горбатенко. Томск, 1980.
Контекст: ...Для Матвея Федоровича Горбатенко расцвет творчества пришелся на 1970-е гг. «Неоднократные поездки в Стрежевой вылились в серию произведений, посвященных покорителям Сибири - геологам, нефтяникам» [8, с. 9]...
9. Владимир Пантелеев. Живопись: буклет. Томск, 1987.
Контекст: ...Ярко выражена эта идея в работах Владимира Федоровича Пантелеева. «Конфликт человека и природы пронизывает работы художника, посвященные освоению севера; с одной стороны - человек, покоритель природы, а с другой... природа, гибнущая от рук человека» [9, с. 1987]...
Контекст: ...Освоение Сибири ускорилось в 1950-х гг., и «решающей причиной индустриального развития Сибири в первую очередь служили потребности динамичного развития народного хозяйства страны» [1, с. 44]...
2. Историческая энциклопедия Сибири / гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск, 2009. Т. 2.
Контекст: ...На 1965-1990 гг. пришлось масштабное освоение крупнейшей в мире Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, включающей территорию Тюменской, Томской, Омской и Новосибирской областей [2, с. 476]...
3. Историческая энциклопедия Сибири / гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск, 2009. Т. 3.
Контекст: ...Кедровый) [3, с. 272]...
4. Балашова И.Б. Индустриальная тема в творчестве Александра Пантелеева. Вологда, 2008.
Контекст: ...С гибелью веры в «светлое коммунистическое будущее» исчезли токи, питающие современный тип пейзажа, и он прекратил свое существование [4, с. 8]...
5. Каталог персональной художественной выставки Я.Я. Панова. Томск, 1969.
Контекст: ...Так, картина «Лесоперевалочный» (1963) представляет собой панораму комбината, окутанного голубой дымкой, где «силуэты погрузочно-разгрузочных механизмов, башенных плавучих кранов» [5, с. 6] создают четкие ритмы, но при этом не разрушая единства с природой...
6. Его неброские пейзажи. В. Пашков // Томская неделя. 2000. №36. 7 сент.
Контекст: ...В.Ф. Попов «ездил на строительство магистрального нефтепровода, на другие объекты» [6, с. 27], проявляя активный интерес к процессам индустриализации. «В 1966 г. вместе с первыми отрядами студентов художник два месяца прожил в Стрежевом...
7. Он святость живописи берег // Буфф. 1999. 18 ноября.
Контекст: ...Переданная в дар городу, она явилась началом художественного музея Стрежевого» [7, с. 16]...
8. Каталог персональной выставки М.Ф. Горбатенко. Томск, 1980.
Контекст: ...Для Матвея Федоровича Горбатенко расцвет творчества пришелся на 1970-е гг. «Неоднократные поездки в Стрежевой вылились в серию произведений, посвященных покорителям Сибири - геологам, нефтяникам» [8, с. 9]...
9. Владимир Пантелеев. Живопись: буклет. Томск, 1987.
Контекст: ...Ярко выражена эта идея в работах Владимира Федоровича Пантелеева. «Конфликт человека и природы пронизывает работы художника, посвященные освоению севера; с одной стороны - человек, покоритель природы, а с другой... природа, гибнущая от рук человека» [9, с. 1987]...
Опубликован
2019-12-05
Как цитировать
Мурина Л. Р. Индустриальный пейзаж в творчестве томских художников 1960-1980 гг. (из коллекции Томского областного художественного музея) // Культурное наследие Сибири, 2019. Т. 1, № 19. С. 86-97. URL: http://journal.asu.ru/knc/article/view/6855.
Раздел
Изобразительное искусство